Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 22.11.2017 N 856-ПП)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Одним из важнейших условий реализации целей промышленной политики является поддержание и развитие уже на стабилизационном этапе научно - технического потенциала. В сложившейся ситуации концентрация усилий предполагается на следующих направлениях:

- разработка долгосрочной областной научно - технической программы с целью содействия переходу промышленного комплекса области на инновационный путь развития;

- государственная поддержка наукоемкой промышленности и стимулирование научно - технического прогресса;

- завершение реструктуризации и продолжение конверсии оборонного комплекса области;

- развитие новых технологий двойного назначения и внедрение их в гражданской промышленности;

- государственная защита отечественных производителей наукоемкой продукции, недопущение предоставления льгот импортерам этих видов продукции;

- реализация принятых программ как приоритетных направлений государственной промышленной политики.

Одним из главных условий технологических инноваций является развитие оборонно - промышленного комплекса (ОПК). В рамках данной концепции уже реализуется "Областная комплексная программа реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области на 1999 - 2000 гг.". Предусмотрена реализация конверсионных проектов, направленных на производство новых перспективных материалов, средств связи и телекоммуникаций, развитие механоэлектроники и робототехники, микроэлектроники, информационных технологий, улучшение экологии и эффективного использования природных ресурсов, решение проблем энергосбережения, улучшения здравоохранения, жилищного строительства, жилищно - коммунального хозяйства, городского и пригородного транспорта. Особая роль принадлежит технологиям двойного назначения, использование которых может значительно повысить технологический уровень гражданской продукции. Созданный задел необходимо развивать. В этой связи на стабилизационном этапе необходимо:

- защищать интересы ОПК на федеральном уровне с тем, чтобы обеспечить государственную поддержку предприятиям области в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, прямого финансирования федеральных конверсионных программ и важнейших научных исследований, выделения достаточных средств на сохранение и поддержание мобилизационных мощностей, продвижения отечественной военной продукции на внешние рынки и т. д.;

- содействовать региональному представительству ГК "Россвооружение" в увеличении объемов заключенных им контрактов;

- добиваться разработки четкой национальной доктрины российского оборонного комплекса на краткосрочную и долгосрочную перспективу, гарантирующей безопасность страны;

- участвовать в решении проблем, связанных с погашением долгов за выполненный государственный оборонный заказ и содействовать пополнению оборотных средств предприятий ВПК;

- продолжать финансирование программ конверсии, подтвердивших свою эффективность;

- защищать интеллектуальную собственность и технологические банки данных предприятий ВПК.

Одни из главных проблем экономики связаны со сложившимися в результате поспешно проведенной приватизации неэффективным распределением прав управления ресурсами между менеджерами и собственниками, в том числе государством. Поэтому эффективное управление собственностью выступает сегодня важнейшим условием экономического роста в Свердловской области. Как реализация промышленной политики, так и успешное выполнение государственных функций в социальной сфере возможны только при концентрации в государственной собственности достаточных для выполнения этих задач ресурсов. В качестве таких ресурсов, которыми располагают областные органы власти, являются не только денежные средства бюджета и внебюджетных фондов, но и вся государственная собственность Свердловской области. Для улучшения исполнения государственных функций необходима разработка комплексной программы управления государственным казенным имуществом во всех его видах и формах. Нормативной базой такой программы должны служить Областные законы "О государственной казне Свердловской области" и "О программе управления государственной собственностью Свердловской области".

Принятие закона "О государственной казне Свердловской области" создаст реальные рычаги государственного управления экономикой через собственность. Строгий учет государственной собственности, ее адекватная экономическая оценка, плановая основа ее накопления и распределения (в том числе передача в управление эффективным собственникам) позволят выполнить организационную функцию государства по поддержке промышленности и получить ресурсы для решения социальных задач.

Другим важнейшим условием эффективной промышленной политики является создание механизмов быстрой концентрации производственных фондов в руках эффективных собственников, а также перераспределение в пользу таких собственников трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Для содействия переходу промышленных предприятий в руки эффективных собственников необходима разработка соответствующей нормативной базы и создание четких механизмов, предусматривающих:

- оценку деятельности собственников предприятий всех существующих в Свердловской области отраслей промышленности, исходя из динамики объемов реализации продукции принадлежащих им предприятий и других критериев, характеризующих эффективность управления собственностью;

- организацию работ по приобретению в собственность области блокирующих пакетов акций предприятий приоритетных отраслей;

- применение законодательства в сфере несостоятельности для санации перспективных предприятий и реструктуризации собственности в целях поиска собственников, заинтересованных в эффективной работе предприятия;

- изъятие в установленном законодательством порядке в государственную казну Свердловской области собственности у неэффективных собственников или организация работы этих предприятий под контролем государства через институт внешних управляющих;

- создание управляющих компаний, которым передаются на конкурсной основе в доверительное управление предприятия должники;

- отбор наиболее эффективной группы собственников, которой передается в управление государственная собственность;

- выбор критериев и оценку эффективности использования изъятой собственности;

- выбор оптимальной организационно - правовой формы для передачи в управление казенной собственности из государственной казны Свердловской области;

- усиление государственного контроля над эффективным использованием переданной казенной собственности, а также за деятельностью руководителей госпредприятий.

При этом особо пристальное внимание необходимо обратить на такой рычаг, как НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ. По отношению к интеллектуальной собственности правопреемником СССР является Российская Федерация и ее субъекты. В процессе приватизации нематериальные активы предприятий в большинстве случаев не учитывались. Государство, обеспечившее образование, научно техническую деятельность как основу создаваемого интеллектуального продукта, имеет на него право собственности. Это предопределяет необходимость учета созданного интеллектуального продукта в нематериальных активах приватизированных предприятий. Представляется особо значимым моментом промышленной политики Свердловской области организация управления объектами интеллектуальной собственности. Первоочередными задачами при этом являются вовлечение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, отражение этих объектов в бухгалтерском учете хозяйствующих субъектов, ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности, обеспечение законных интересов государства в области создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности. Целесообразна разработка специальной КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ в Свердловской области.

Для всех государственных предприятий необходимо определиться с целесообразностью их сохранения в государственной собственности, исходя из необходимости обеспечения оборонной и социально экономической безопасности России и Свердловской области, а также выявить возможности обеспечения данных предприятий госзаказом. При этом государственный заказ, предоставляемый на конкурсной основе, должен стать основной формой государственного финансирования промышленности.

Для предприятий, остающихся под государственным контролем, необходимо обеспечить: