Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 22.11.2017 N 856-ПП)

3. РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие промышленности области в значительной степени опирается на собственные природные ресурсы. Здесь сосредоточено производство более 30% российской меди, 80% бокситов, около 15% черных металлов. Возможно освоение новых сегментов рынка на базе имеющихся сырьевых ресурсов с учетом рыночной конъюнктуры, в частности, разработка месторождений нефти и газа, расширение отработки и освоения новых медных, хромовых и марганцевых месторождений. Область располагает также богатыми лесными ресурсами.

В горнодобывающей промышленности области с учетом возможностей освоения новых сегментов сложившейся конъюнктуры рынка, ценовой политики необходимо сосредоточиться на:

- добыче НЕФТИ И ГАЗА в Ивдельском, Гаринском, Тавдинском, Красноуфимском, Шалинском, Нижнесергинском районах, которые отличает благоприятное для нефтенакопления геологическое строение и непосредственное примыкание к нефтеносным землям известных месторождений Башкортостана, Пермской и Тюменской областей;

- ЗОЛОТОДОБЫЧЕ. Перспективна Невьянская площадь на выявление месторождений рудного золота различных типов. Необходимо проведение открытых конкурсов на право геологического изучения месторождений и добычи золота. Стратегия управления Березовским рудником переориентируется на увеличение объемов добычи с ежегодным предоставлением отсрочек платежей по налогам на прибыль и имущество, возвращение в государственное управление как объекта стратегической значимости;

- повышении эффективности и комплексности использования ЖЕЛЕЗОРУДНЫХ РЕСУРСОВ. Возможна реализация новых технологических цепочек получения помимо железной руды медного концентрата, избегая сернистых отходов, активизация добычных процессов под ожидаемый рост мощностей НТМК. Общие запасы руды достаточны для наращивания мощностей;

- обеспечении предприятий СЫРЬЕМ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ. В связи с сокращением поставок медных концентратов из других регионов России и зарубежья, уменьшением объемов переработки относительно бедных вкрапленных медно - железо - ванадиевых руд Волковского типа производственные мощности медеперерабатывающих предприятий загружены лишь на 50 - 60%. Ставится задача ускоренного освоения разведанных медных месторождений - Тарньерского, Валенторского. Перспективно расширение отработки Сафьяновского месторождения, освоение новых рудных залежей Волковского, Шемурского медноколчеданного, Ново - Шемурского медноколчеданного, Третьего Северного медесодержащего скарново - магнетитового месторождений, переработка лома цветных металлов на месте. Необходима разработка программы комплексного освоения северных медесодержащих месторождений, а также технико - экономического обоснования целесообразности освоения второй очереди Волковского медно железо - ванадиевого месторождения. Кардинальное решение проблем алюминиевого сырья связано с освоением Средне - Тиманского месторождения;

- освоении месторождений МАРГАНЦЕВЫХ И ХРОМИТОВЫХ РУД. Отсутствие промышленных разработок марганцевых руд на территории РФ ставит в зависимость металлургические предприятия от поставок марганцевой руды и сплавов из Украины, Казахстана, Грузии и дальнего зарубежья. С целью обеспечения предприятий Свердловской области собственной марганцевой рудой необходимо продолжить разработку Тыньинского месторождения и объединить усилия промышленных предприятий области на повышение эффективности производства по полному технологическому циклу от добычи руды до выплавки сплавов. Необходимо также проведение геологоразведочных работ на конкурсной основе на новых площадях Качинской группы месторождений хромитовых руд и инфраструктурное обустройство добычных работ (строительство автодороги и инфраструктуры промышленной зоны для исключения заражения местности пылью хромитовой руды), что позволит прекратить поставки хромоворудной товарной продукции из Пермской области и Казахстана;

- освоении месторождений КОКСУЮЩИХСЯ УГЛЕЙ. Большие запасы Маньинского месторождения могут и должны быть использованы на НТМК и других предприятиях области;

- освоении ТЕХНОГЕННЫХ РЕСУРСОВ. Необходимо продолжить переработку техногенных образований по президентской и областной целевым программам.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. Численность населения Свердловской области на 01.01.99 г. составляет 4640,6 тыс. человек. Из них 47,4% экономически активное население, 36,5% из них работает в отраслях экономики. В промышленном секторе происходит снижение занятости, в том числе и за счет передачи объектов социальной сферы в муниципальные образования и увеличения на этой базе численности служб жилищно - коммунального хозяйства.

Вместе с тем, в промышленности высока текучесть кадров. Уход с предприятий квалифицированных работников и специалистов затрудняет формирование высокопрофессионального кадрового ядра, способного осваивать производство конкурентоспособной продукции. Кроме того, на предприятиях значительна доля работников предпенсионного и пенсионного возраста (10 - 11%). Тенденция старения персонала и снижения его профессионально - квалификационного уровня требует оптимизации как профессионально - квалификационной, так и возрастной структуры кадров. Территориальная мобильность рабочей силы в связи с отсутствием полноценного рынка жилья и его дороговизной низка. Это предопределяет необходимость развития систем закрепления кадров на предприятии, а также создания новых моделей управления персоналом.

В этой связи основными направлениями в обеспечении реализации промышленной политики должны стать:

- разработка областной целевой программы по подготовке и переквалификации кадров;

- разработка на каждом промышленном предприятии программы работы с кадрами, направленной на повышение квалификации, реализацию мотивационных мероприятий трудовой деятельности, обучение и адаптацию персонала к новым рабочим местам, внутрипроизводственное обучение и ряд других направлений, характерных для уральских предприятий;

- реструктуризация высшего и среднеспециального образования в соответствии с потребностями производства.

Большое значение в реализации концепции промышленной политики имеют инвестиционные возможности промышленного комплекса области. Инвестиционная политика, являясь важнейшим инструментом промышленной политики, в краткосрочной перспективе должна быть направлена на становление и активизацию инвестиционной деятельности, ориентацию как российских, так и иностранных инвесторов на вложение капитала в промышленный комплекс региона; в долгосрочный - на обновление производственного потенциала, превращение инвестиционного процесса в процесс систематической реализации нововведений.

Инвестиционные возможности промышленности области определены на базе показателя инвестиционного потенциала, учитывающего годовую величину амортизационного фонда, фонда накопления предприятий, финансовые ресурсы банков, государственных, коммерческих, пенсионных, страховых фондов, направляемых на инвестирование, а также объем для этих целей иностранных инвестиций и трансферов. Возможности АМОРТИЗАЦИОННОГО ФОНДА (23790 млн. руб. по 1997 г.) используются на цели инвестирования промышленности всего на 11%, в т. ч. по отраслям наблюдается разброс данного показателя от 0,6% (легкая промышленность) до 18,5% (топливная промышленность). Такая ситуация вызвана как хронической нехваткой оборотных средств, так и отсутствием у предприятий экономически оправданной политики начисления амортизации. На предприятиях машиностроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности, промышленности стройматериалов, легкой промышленности доля амортизации в структуре затрат на производство соответствует среднеотраслевым значениям. В других отраслевых комплексах она заметно ниже российского уровня при большей изношенности основных средств.

ФОНД НАКОПЛЕНИЯ (1240 млн. руб.) используется на инвестиционные цели примерно на 50%, что также свидетельствует об отсутствии стимулов и гарантий возвратности инвестиций. Вместе с тем, по ряду отраслей промышленности (ТЭК, черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной) фактическое использование собственных средств превышает фонд накопления, что говорит о наличии у предприятий, с одной стороны, накопительной стратегии инвестиционной деятельности, а с другой - иной, большей в сравнении со средней, долей средств из прибыли, направляемой на инвестирование производства.

В инвестиционном переоснащении экономики Свердловской области большую роль традиционно играют банки, хотя из-за краткосрочной структуры ресурсов банки выполняют, в основном, роль краткосрочного коммерческого кредитования. Низкая степень развития других финансовых институтов, таких как страховые, пенсионные, инвестиционные фонды, традиционно финансирующих капитальные вложения в промышленности, показывает неприемлемую еще для их роста в России степень инвестиционных рисков. ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА колеблются по страховым организациям от 7100 до 14200 млн. руб., по кредитным ресурсам банков от 120 до 300 млн. руб.

Таким образом, совокупный инвестиционный потенциал промышленности Свердловской области оценивается около 26000 млн. руб.

Фактически для приобретения и создания основных фондов в промышленности области используются средства в объеме 3500 млн. руб., т. е. возможности инвестиционного потенциала промышленности реализуются всего на 14%, а с учетом полной величины освоенных капитальных вложений (включая инвестиции в социальную сферу) данный коэффициент составляет около 20%.

Кроме того, содержание на балансах предприятий излишнего и неиспользуемого оборудования оказывает негативное влияние на финансовое состояние предприятий и снижает их инвестиционную привлекательность.

Инвестиционные источники для развития промышленности должны использоваться более интенсивно и эффективно. Промышленная политика в данной сфере преследует цели стимулирования инвестиционной активности, прежде всего за счет:

- введения особого режима учета движения амортизационных средств предприятий и средств, освобождаемых от налогообложения в связи с их инвестиционной направленностью;

- развития системы инвестиционных счетов (накапливаемые на них деньги должны быть направлены исключительно на закупку оборудования и капитальное строительство);

- формирования целевого механизма привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов под программы реструктуризации и развития промышленных предприятий региона;

- ограничения целей эмиссии ценных бумаг привлечением средств на производственные капиталовложения с их накоплением на инвестиционных счетах;

- создания специальных институтов развития, обеспечивающих финансирование инвестиционных проектов на льготных условиях и пользующихся государственной поддержкой;

- освобождения в установленном законодательством порядке от налогообложения прибыли предприятий, направляемой на производственные цели и НИОКР и зачисляемой на инвестиционные счета;