Недействующий

Об утверждении Концепции миграционной программы Свердловской области на 1999 - 2001 гг.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
К МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РЕГИОНЕ

Основной целью государственной миграционной политики на территории Свердловской области является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Основными задачами государственной миграционной политики являются следующие:

защита прав и интересов мигрантов;

развитие системы иммиграционного контроля;

соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;

регулирование миграционных потоков с учетом социально экономического развития и экологической обстановки в муниципальных образованиях, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально - экономическому положению.

Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных мигрантов;

недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемом при государственной поддержке;

квотирование ежегодного приема беженцев и предоставление временного убежища;

запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.

В связи с расширением сферы регулирования миграционных потоков в Российской Федерации посредством разработки и реализации федеральных целевых программ эффективное проведение государственной миграционной политики требует целенаправленной координации действий на межведомственном и региональном уровнях.

Основными направлениями реализации миграционной политики в регионе являются следующие:

1) создание необходимых условий для беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование миграционных потоков с учетом социально - экономического развития территории области, климатических и экологических особенностей мест расселения, национальных предпочтений, а также организация контроля за миграционными потоками и пресечение незаконной миграции;

2) обеспечение вынужденных переселенцев жилой площадью как для временного, так и для постоянного проживания путем создания системы обеспечения жильем в местах нового места жительства за счет средств мигрантов, средств федерального бюджета на строительство и приобретение готового жилья, жилищных субсидий, муниципальных бюджетов. С этой целью предоставлять семьям вынужденных переселенцев долговременные беспроцентные возвратные ссуды на приобретение и строительство жилья, решать вопрос о создании государственного жилищного фонда для социально незащищенной категории вынужденных переселенцев. Разработка предложений по предоставлению первоочередного права на строительство жилья на селе семьям мигрантов на территориях районов с большим количеством заброшенных и неэффективно используемых сельскохозяйственных угодий, животноводческих и других производственных помещений, вовлечения в оборот этих ресурсов с целью резкого увеличения производства сельскохозяйственной продукции;

3) стимулирование активного участия беженцев и вынужденных переселенцев в процессе хозяйственного обустройства, их интеграции в социальную сферу, внесении экономического вклада в развитие области;

4) обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев рабочими местами, осуществление переподготовки, реабилитации мигрантов, создание условий по организации собственного дела. Для этого следует осуществлять выпуск информационных материалов, позволяющих мигрантам ориентироваться в наличии вакантных рабочих мест на территории области по отраслям хозяйства. При необходимости осуществлять переподготовку и повышение квалификации мигрантов через учебные центры системы образования области, в том числе в учебно - методическом центре Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области и его филиалах, обучать основам предпринимательства, содействовать самозанятости и предпринимательству. Способствовать созданию мигрантами крестьянских и фермерских хозяйств, вести строительство жилья бригадами, созданными из граждан этой категории. Направлять беженцев и вынужденных переселенцев на общественные, временные и сезонные работы;

5) оказание полной поддержки социально - незащищенным категориям мигрантов со стороны государства. С этой целью разрабатывать совместно с Министерством социальной защиты населения Свердловской области порядок постановки на учет в центры социальной защиты мигрантов, нуждающихся в социальной защите. Выделять вне очереди места для размещения одиноких пенсионеров, инвалидов, престарелых семейных пар, а также детей - сирот в домах - интернатах системы социальной защиты населения. Предоставлять льготы и компенсации вынужденным мигрантам, относящимся к категории лиц, имеющих льготы на территории области через центры социальной помощи населению. Выделять земельные участки беженцам и вынужденным переселенцам для строительства жилья, производственной и хозяйственной деятельности. Предоставлять единовременную материальную помощь на каждого ребенка школьного возраста к началу учебного года по утвержденным нормативам особо нуждающимся семьям беженцев и вынужденных переселенцев, имеющим несовершеннолетних детей;

6) прогнозирование величин и социально демографических структур притока и оттока в части внешней миграции. Для этого изучать эмиграционные и иммиграционные потоки, научно обосновывать причины, изменения, последствия влияния на социальную обстановку и миграционную ситуацию. Разработать единую систему учета иностранцев, находящихся на территории области. Ориентировать предприятия на привлечение высококвалифицированных иностранных работников, преимущественно из числа этнических россиян. Принимать активное участие в Международных форумах по проблемам гуманизации отношений к соотечественникам;

7) повышение качества трудового потенциала области. С целью смягчения ситуации на национальном рынке труда за счет трудоустройства граждан за границей формировать банк данных кандидатов для работы по найму и на долгосрочную стажировку на рабочем месте за границей и предоставлять эти данные в ФМС России. Выдавать лицензии на деятельность, связанную с трудоустройством граждан за границей, осуществлять меры по пресечению нелицензированной деятельности и контроль за работой посреднических организаций. Выдавать разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в рамках территориальной миграционной службы. Осуществлять контроль за выполнением условий трудовых договоров между работодателем и иностранным работником. Осуществлять меры по предотвращению неконтролируемой внешней трудовой миграции;

8) постоянное регулирование процессов внутриобластной миграции на основе стабилизации и организованного привлечения населения к возрождению малообжитых территорий и аграрного сектора на базе новых форм собственности и хозяйствования. С этой целью изучить и выявить размеры и направления внутриобластных миграционных потоков. Установить перспективные потребности и возможности сельских районов области в принятии переселенцев. Осуществлять сбор заявок администраций районов на организованное переселение. Разрабатывать комплекс мер в рамках социально - экономических программ по возрождению села и аграрного сектора на основе новых форм собственности и хозяйствования;

9) улучшение положения детей беженцев и вынужденных переселенцев как наиболее социально незащищенных категорий. Для этого обеспечить размещение детей, прибывших без семей, в домах ребенка, в детских домах, в школах - интернатах. Создать единый банк данных оздоровительных лагерей, детских санаториев и профилакториев, школ - интернатов, общежитий ВУЗов, техникумов и ПТУ, детских дошкольных учреждений на территории области, которые могут быть использованы для временного размещения эвакуированных детей. Организовать работу по выявлению семей, способных временно принять детей, потерявших родителей в межнациональных конфликтах, и оказывать этим семьям необходимую поддержку. Организовать поиск родителей, родных и близких детей, прибывших без родителей;

10) организация государственного санитарно эпидемиологического надзора за условиями размещения и проживания беженцев и вынужденных переселенцев. Для этого проводить углубленный медицинский осмотр, бактериологическое обследование и обязательную иммунизацию детей беженцев и вынужденных переселенцев. Определить и ежегодно уточнять территории предполагаемого размещения мигрантов с учетом санитарно эпидемиологической обстановки. Определить перечень инфекционных заболеваний, характерных для территорий выбытия как взрослых, так и детей мигрантов для разработки индивидуального календаря прививок. Осуществлять постоянный государственный санитарно эпидемиологический надзор за условиями размещения и проживания детей мигрантов. Осуществлять контроль за организацией и проведением профилактических прививок против - туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита и других инфекций с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также по эпидемиологическим показаниям. Проводить комплекс противоэпидемиологических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитических заболеваний среди детского населения принимающих территорий,

11) с целью эффективного выполнения Концепции региональной миграционной программы разработать и обеспечить систематический контроль за ее выполнением. Координировать деятельность государственных муниципальных органов по практической работе с мигрантами. Создавать организационные условия для приема и размещения вынужденных мигрантов на территории области. Проводить семинары, практические конференции по проблемам организации работы с мигрантами с участием заинтересованных сторон и исполнителей программы. Создавать систему взаимного информирования всех участников исполнения программы;

12) формировать обратную связь в рамках управления Концепции программы. С этой целью создать базу данных по параметрам, характеризующим миграционные процессы. Разработать учетные формы по сбору и обработке информации, характеризующей миграционные процессы в области. Приобрести системные средства и готовые пакеты прикладных программ для оснащения отделений миграционной службы области. Обеспечить все подразделения миграционной службы области компьютерами, модемной связью с ФМС России с целью создания единого автоматизированного банка данных. В связи с наметившимися положительными тенденциями в развитии ведущих отраслей промышленности области и возрастающей потребности в комплектовании крупных промышленных предприятий высококвалифицированными кадрами установить контакт с представительством ФМС России при посольстве России в Казахстане с целью возможного организованного переселения из Республики Казахстан в Свердловскую область специалистов по заявкам руководителей предприятий.