Недействующий

Об утверждении Концепции миграционной программы Свердловской области на 1999 - 2001 гг.

Глава 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Концепция программы опирается на законы Российской Федерации, от 20 декабря 1995 года N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" ("Российская газета" от 28.12.95 г.), от 25 июня 1997 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" ("Российская газета" от 03.07.97 г.), а также Конвенцию ООН 1951 г. и протокол к ней 1967 г., касающиеся статуса беженцев.

Перечисленные документы заложили основы правового регулирования вынужденной миграции и определили новые подходы к решению проблемы для лиц, прибывающих на территорию России в результате гражданских конфликтов и войн, происходящих в республиках СНГ.

Решение проблем трудовой миграции в регионе осуществляется с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (Сборник нормативно - правовых актов, международные договоры Российской Федерации, документы и материалы по вопросам внешней трудовой миграции. Федеральная Миграционная служба Российской Федерации, январь 1997 года, стр. 18) и постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1095" Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей" ("Российская газета" от 25.11.95).

Во исполнение этих законов Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации приняты постановления Правительства Свердловской области о мерах по их реализации, которые являются нормативно - правовыми документами для органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления в осуществлении государственной миграционной политики.

Демографическая ситуация в Свердловской области обусловлена начавшимся с конца 1991 года процессом депопуляции населения, охватившим практически все территории. За последние пять лет (1994 - 1998 гг.) среднегодовая общая убыль населения области составила 16 тысяч человек или 0,3 процента.

С 1994 года, когда был достигнут пик естественной убыли населения, процесс удалось затормозить, тем не менее потери составили около 150 тыс. человек, или 3,2% общей численности населения. Миграционный прирост за эти годы (70,0 тыс. чел.) не компенсировал естественную убыль населения и численности населения области уменьшилась на 80 тысяч человек, или на 1,7 %

+----------------------------------------------------------------+
¦Годы ¦Среднегодовая ¦Общая убыль, ¦      В том числе            ¦
¦     ¦убыль         ¦тыс. чел.    +-----------------------------¦
¦     ¦населения, %  ¦             ¦естественная  ¦миграционный  ¦
¦     ¦              ¦             ¦убыль,        ¦прирост,      ¦
¦     ¦              ¦             ¦тыс. чел.     ¦тыс. чел.     ¦
+-----+--------------+-------------+--------------+--------------¦
¦1994 ¦ - 0,4        ¦ - 19,2      ¦- 36,1        ¦16,9          ¦
¦1995 ¦ - 0,3        ¦ - 16,3      ¦- 33          ¦16,7          ¦
¦1996 ¦ - 0,4        ¦ - 16,5      ¦- 29,9        ¦13,4          ¦
¦1997 ¦ - 0,3        ¦ - 13,8      ¦- 27,5        ¦13,7          ¦
¦1998 ¦ - 0,3        ¦ - 14,0      ¦- 24          ¦10,0          ¦
+----------------------------------------------------------------+

По предварительным подсчетам численность наличного населения в целом по области уменьшилась в среднем за год на 14 тыс. человек, или 0,3%, и составила на 1 января 1999 года 4642 тыс. человек.

Численность городского населения уменьшилась за 1998 год на 10,3 тыс. человек, или на 0,3%, и составила 4075,2 тыс. человек, а численность сельского населения, соответственно - на 3,5 тыс. человек или 0,6%, и составила 580,8 тыс. человек.

Прогнозные расчеты показывают, что численность населения области через пять лет сократится примерно на 95-100 тыс. человек, а через 10 лет на 190-195 тыс. человек.

За последние пять лет в области снизилась миграционная подвижность населения. Так, в 1998 году объем миграции (сумма прибытий и убытий) составил 180 тыс. человек (оперативные данные), что на 12% меньше, чем в 1997 году и на 26% меньше, чем в 1994 году. Интенсивность миграционных процессов имеет тенденцию к снижению с 52 человек (на 1000 населения) в 1994 году до 39 человек в 1998 году.

В 1998 году из всех перемещений:

- 57% мигрантов перемещались в пределах области;

- 32% - между другими областями России;

    - 10% - между странами СНГ и Балтии;
    - 1% - с другими странами.

За прошедший год миграционный прирост в области составил 10 тыс. человек, что на 27% меньше, чем в 1997 году (вдвое меньше, чем в 1994 году). Уменьшение произошло за счет снижения на 17% числа мигрантов, прибывших из стран СНГ и Балтии.

В связи с вышеизложенным следует, что назрела необходимость разработки специальной программы, осуществление которой обеспечит в основном возмещение естественной убыли населения области за счет миграционного притока извне, особенно его экономически активной части.

Причем стимулирование процессов внешней миграции предполагается вести с учетом защиты областного рынка труда в комплексе с наметившимися положительными тенденциями в росте ведущих отраслей промышленного производства области, действующими целевыми программами дальнейшего развития экономики региона.

За предоставлением статуса вынужденного переселенца в Миграционную службу области обратилось 44 тыс. мигрантов, 28,9 тыс. человек его получили.

Вынужденная миграция за последние два года на территории области стабилизировалась. Наибольшее число вынужденных переселенцев из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана.

Как и прежде, вынужденные переселенцы приезжают в крупные города, где живут их родственники, откуда они были направлены по различным "путевкам" для оказания помощи в развитии народного хозяйства бывших союзных республик.

Остается острой проблема жилищного обустройства вынужденных переселенцев. В очереди на улучшение жилищных условий состоит 2400 семей. Обеспечены постоянным жильем 30% прибывших мигрантов, 70% проживает в общежитии, у родственников и знакомых, снимают жилье, живут в приспособленных помещениях.

На средства федерального бюджета миграционной службой создан Фонд жилья для поселения социально незащищенных вынужденных переселенцев из 413 квартир. Муниципальными образованиями области за счет жилищных субсидий из федерального бюджета предоставлены квартиры 106 семьям вынужденных переселенцев, в т. ч. в г. Нижний Тагил - 25 семьям, Первоуральске - 25 семьям, Екатеринбурге -15 семьям.

Основным финансовым источником решения жилищной проблемы для вынужденных переселенцев является выделение мигрантам миграционной службой долговременных беспроцентных возвратных ссуд за счет федерального бюджета. Всего службой предоставлено 1942 целевых ссуды.

Проводится работа по выплате компенсаций за утраченное жилье и имущество вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской республике. По решению Временной комиссии при Правительстве Свердловской области 42 семьям мигрантов выдана компенсация из федерального бюджета на сумму 2600 тыс. рублей.

При формировании плана направлений реализации Концепции программы предполагается предусмотреть в разделе обустройства мигрантов дальнейшее формирование Фонда жилья для поселения слабо защищенных категорий вынужденных переселенцев (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи) по списку очередности миграционной службы за счет средств федерального бюджета, по спискам очередности нуждающимся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления - за счет муниципальных бюджетов.

Основная часть мигрантов должна обстраиваться за счет личных сбережений при активной помощи государства через долговременные беспроцентные возвратные ссуды и денежные субсидии для вынужденных переселенцев из федерального бюджета, а категории мигрантов, не имеющих данного статуса, широко использовать возможности предоставления долгосрочных займов и финансирования целевой федеральной программы "Свой дом" при строительстве индивидуального жилья в сельской местности через Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".

Из всего числа вынужденных переселенцев в Свердловской области 84% сосредоточено в городах и только 16% проживает в сельской местности.

Основными пунктами размещения являются города: Екатеринбург 21%, Нижний Тагил - 5,9%, Каменск - Уральский - 5,8%, Краснотурьинск - 5,3%, Алапаевск и Асбест по 3,7%, Верхняя Пышма и Первоуральск по 3,4%.