ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1999 года N 844-ПП
Об утверждении Концепции миграционной программы Свердловской
области на 1999 - 2001 гг.
Анализ миграционной ситуации в Свердловской области показывает, что наряду с некоторой стабилизацией демографической обстановки продолжается снижение численности населения, особенно его экономически активной части. В то же время одним из резервов восполнения численности населения является поток вынужденных переселенцев, прибывающих на территорию области после распада СССР, а также мигрантов, не имеющих данного статуса.
В целях создания условий, стимулирующих участие этой части населения в социально - экономическом развитии области, а также смягчения негативных последствий нелегальной трудовой миграции, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию миграционной программы Свердловской области на 1999-2001 гг. (прилагается).
2. Поручить Миграционной службе Свердловской области (Перевощиков Б. И.) осуществлять координацию выполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией программы в части их организационного, методического и информационного обеспечения.
3. Рекомендовать Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области (Шмулей А. Д.) совместно с Миграционной службой области и администрациями муниципальных образований обеспечить реализацию мероприятий Концепции программы, направленных на организацию новых рабочих мест для вынужденных переселенцев, беженцев и категории лиц, не имеющих данного статуса, их трудоустройство, а также защиту областного рынка труда от незаконно работающих иностранных граждан.
4. Рекомендовать Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В. В.), Министерству социальной защиты населения Свердловской области (Туринский В. Ф.) оказывать содействие в устройстве детей вынужденных переселенцев в образовательные учреждения всех ступеней, в обеспечении слабо защищенных лиц из числа вынужденных переселенцев всеми формами социальной защиты, в размещении престарелых и одиноких в стационарные учреждения социального обслуживания.
5. Поручить Министерству строительства и архитектуры Свердловской области (Карлов А. В.), Миграционной службе Свердловской области (Перевощиков Б. И.) совместно с главами муниципальных образований осуществлять выполнение мероприятий по жилищному обустройству мигрантов.
6. Поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Чемезов С. М.), Миграционной службе Свердловской области (Перевощиков Б. И.) определить перспективные потребности и возможности сельских районов в приеме переселенцев в рамках социально - экономических программ по возрождению села и аграрного сектора на основе новых форм собственности и хозяйствования.
7. Рекомендовать главам муниципальных образований принять участие в реализации мероприятий Концепции миграционной программы Свердловской области.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г. А.
И. о. председателя
Правительства
Свердловской области
Н. И. Данилов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Свердловской области
от 23 июля 1999 года N 844-ПП
"Об утверждении Концепции
миграционной программы
Свердловской области на
1999-2001 гг."
КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 1999-2001 гг.
Содержание
2. Анализ ситуации и проблем миграционной политики . .
3. Основные концептуальные подходы к миграционной
политике в регионе . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Основные направления Концепции миграционной
программы Свердловской области на 1999 - 2001 гг.
5. Приложение.
Данные о численности вынужденных переселенцев,
принятых на учет миграционной службой области, на
01.01.99 г. и прогноз на 1999 - 2001 годы
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Концепция миграционной программы Свердловской ¦
¦Концепции ¦области на 1999-2001 гг. ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Основание ¦Выписка из протокола заседания президиума ¦
¦для ¦Правительства Свердловской области N 2 параграф 3¦
¦разработки ¦от 08.02.99 г. "О ходе выполнения постановления ¦
¦Концепции ¦Правительства Свердловской области от 17.06.97 г.¦
¦программы ¦N 482-п "О мерах по выполнению Федерального ¦
¦ ¦закона "О внесении изменений и дополнений в Закон¦
¦ ¦Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"¦
¦ ¦от 20.12.95 г. N 202-ФЗ" ¦
¦ ¦ ¦
¦Заказчик ¦Министерство экономики и труда Свердловской ¦
¦Концепции ¦области ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные ¦Министерство экономики и труда Свердловской ¦
¦разработчики ¦области - координатор. Миграционная служба ¦
¦Концепции ¦Свердловской области. Департамент труда ¦
¦программы ¦Министерства экономики и труда Свердловской ¦
¦ ¦области, Департамент федеральной государственной ¦
¦ ¦службы занятости населения по Свердловской ¦
¦ ¦области, Паспортно - визовое управление ГУВД по ¦
¦ ¦Свердловской области и другие областные органы ¦
¦ ¦исполнительной власти ¦
¦ ¦ ¦
¦Цели и задачи ¦Реализация государственной миграционной политики ¦
¦Концепции ¦на территории Свердловской области; регулирование¦
¦программы ¦миграционных процессов в регионе, защита прав ¦
¦ ¦беженцев и вынужденных переселенцев, преодоление ¦
¦ ¦негативных процессов стихийной миграции; ¦
¦ ¦подготовка генеральной схемы возможного ¦
¦ ¦расселения мигрантов и системы взаимодействия ¦
¦ ¦заинтересованных организаций и ведомств в их ¦
¦ ¦обустройстве; регулирование миграционных потоков ¦
¦ ¦с учетом социально - экономического развития ¦
¦ ¦региона, наличие земельного фонда для расселения ¦
¦ ¦мигрантов, национальной совместимости; создание ¦
¦ ¦условий для приема и расселения мигрантов, ¦
¦ ¦стимулирующих их активную адаптацию к ¦
¦ ¦существующему социально экономическому положению ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки ¦В течение 1999-2001 гг. ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Концепции ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные ¦Министерство экономики и труда Свердловской ¦
¦исполнители ¦области; ¦
¦Концепции ¦ ¦
¦программы ¦Миграционная служба Свердловской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Департамент труда Министерства экономики и труда ¦
¦ ¦Свердловской области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Департамент федеральной государственной службы ¦
¦ ¦занятости населения по Свердловской области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Паспортно - визовое управление ГУВД по ¦
¦ ¦Свердловской области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Министерство социальной защиты населения ¦
¦ ¦Свердловской области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Министерство здравоохранения Свердловской области¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Министерство строительства и архитектуры ¦
¦ ¦Свердловской области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Министерство финансов Свердловской области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Управление федерального казначейства Министерства¦
¦ ¦финансов Российской Федерации по Свердловской ¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦ ¦
¦Объемы и ¦Финансирование Программы осуществляется в объемах¦
¦источники ¦денежных средств, выделяемых Миграционной службе ¦
¦финансирования¦Свердловской области при реализации ¦
¦Концепции ¦Федеральной Миграционной программы на 1998-2000 ¦
¦программы ¦гг. , а также из областного и муниципальных ¦
¦ ¦бюджетов, предусмотренных в действующих ¦
¦ ¦программах по различным направлениям, других ¦
¦ ¦внебюджетных источников финансирования, личных ¦
¦ ¦средств мигрантов ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемые ¦Системный подход к рассмотрению миграции как ¦
¦результаты ¦явления в интересах социально - экономического ¦
¦реализации ¦развития Свердловской области; ¦
¦Концепции ¦ ¦
¦программы ¦разработка основных подходов к решению проблемы ¦
¦ ¦регулирования внутренней миграции; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовка территориальной схемы возможного ¦
¦ ¦расселения мигрантов и системы взаимодействия ¦
¦ ¦заинтересованных организаций по строительству ¦
¦ ¦жилья для этой категории граждан; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦создание условий для личного участия мигрантов ¦
¦ ¦в обустройстве на новом месте жительства при ¦
¦ ¦эффективной государственной поддержке, их ¦
¦ ¦инициативы ¦
¦ ¦ ¦
¦Система ¦Контроль за реализацией Концепции программы ¦
¦организации ¦осуществляет Министерство экономики и труда ¦
¦контроля за ¦Свердловской области ¦
¦исполнением ¦ ¦
¦Концепции ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
В Концепции программы используются следующие основные понятия и термины:
Миграция - перемещение по различным причинам людей через границу тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.
Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя).
Добровольная миграция - перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на повое место жительства на территории другого государства.
Вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища. Вынужденная миграция может быть внешней и внутренней, возвратной и безвозвратной.
Внешняя миграция - перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания.
Внутренняя миграция - перемещение людей в пределах территории Российской Федерации с целью постоянного или временного изменения места жительства. Внутренняя миграция может быть добровольной и вынужденной, возвратной и безвозвратной.
Внешняя трудовая миграция - добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности.
Незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.
Мигрант - лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, - иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, эмигрант.
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Пункт первичного приема вынужденных переселенцев государственное учреждение Федеральной миграционной службы России, предназначенное для приема и временного размещения территориальным органом миграционной службы граждан Российской Федерации при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации на период рассмотрения вопроса о регистрации их ходатайства о признании вынужденными переселенцами.
Центр временного размещения вынужденных переселенцев государственное учреждение Федеральной миграционной службы России, предназначенное для временного проживания лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайств о признании их вынужденными переселенцами, прибывших с ними членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, и вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения ими места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации.
Пост иммиграционного контроля - структурное подразделение территориального органа миграционной службы, осуществляющее в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации.
Концепция программы опирается на законы Российской Федерации, от 20 декабря 1995 года N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" ("Российская газета" от 28.12.95 г.), от 25 июня 1997 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" ("Российская газета" от 03.07.97 г.), а также Конвенцию ООН 1951 г. и протокол к ней 1967 г., касающиеся статуса беженцев.
Перечисленные документы заложили основы правового регулирования вынужденной миграции и определили новые подходы к решению проблемы для лиц, прибывающих на территорию России в результате гражданских конфликтов и войн, происходящих в республиках СНГ.
Решение проблем трудовой миграции в регионе осуществляется с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (Сборник нормативно - правовых актов, международные договоры Российской Федерации, документы и материалы по вопросам внешней трудовой миграции. Федеральная Миграционная служба Российской Федерации, январь 1997 года, стр. 18) и постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1095" Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей" ("Российская газета" от 25.11.95).
Во исполнение этих законов Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации приняты постановления Правительства Свердловской области о мерах по их реализации, которые являются нормативно - правовыми документами для органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления в осуществлении государственной миграционной политики.