Недействующий

Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции (утратило силу)

"Профессиональное самоопределение"

Цели образования:

Профессиональное самоопределение является одной из сторон личностного самоопределения и реализуется в процессе формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Наличие перспективы помогает школьнику адаптироваться к жизни в меняющихся социально - экономических условиях. Поэтому одна из основных функций школы - создание системы профессионального самоопределения на всех этапах развития личности учащихся.

Основной целью образования является формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, воспитание профессионально важных качеств личности, необходимых для принятия решения о выборе профессии, профессиональной мобильности, обеспечивающей ее успешную адаптацию в социокультурной среде региона.

Формирование готовности к профессиональному самоопределению необходимо рассматривать как процесс образования, развития и проявления тех необходимых качеств личности, мотивационных установок, навыков, которые обеспечивали бы ей возможность сознательно и обоснованно избрать вид профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение обучающихся включается как элемент социально - правовой содержательной линии стандарта.

Требования стандарта конкретизированы по отношению к третьей ступени обучения.

III ступень

1. Обязательный минимум содержания образовательной программы

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методики определения уровня самооценки. Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития. Природные свойства нервной системы; психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

Основы профессионального творчества. Творческие способности человека и их развитие. Методы поиска решений творческих задач. Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Информационная и техническая базы творческой профессиональной деятельности. Понятие информационного поиска, информационные источники, условия и способы работы с ними; патентная информация. Профессиональные и жизненные планы; профессиональная пригодность. Профессиональная деятельность и карьера. Выбор профессии и здоровье, взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии и карьеры.

Отрасли экономики и общественного производства. Профессии, специальности, должности. Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов.

2. Требования к уровню подготовки (образованности)

обучающегося (выпускника)

Предметно - информационная составляющая образованности:

- понимание значения своего профессионального самоопределения как сознательного и самостоятельного выбора профессии;

- понимание смысла и значения труда в жизни человека и общества, результаты и ценности профессионального труда;

- понимание сущности хозяйственного механизма в условиях регионального рынка труда;

- знать правила выбора профессии;

- знать современные формы и системы организации труда в регионе;

- знать потребности регионального рынка труда в кадрах;

- знать результаты социологических исследований рынка труда и перечень наиболее конкурентоспособных профессий по региону;

- знать условия выбора и приобретения конкурентоспособных специальностей и профессий в конкретном районе, городе.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

- владеть знаниями по общеобразовательным предметам, связанным с будущей профессией;

- владеть способностью к самоопределению в жизненных целях;

- владеть развитой способностью к ориентации в сфере профессиональной деятельности и прогнозированию в мире профессий;

- владеть информационными технологиями, уметь строить информационные модели систем или объектов, знать функциональное назначение аппаратных средств вычислительной и оргтехники, уметь правильно подобрать их состав и состав аппаратных средств для решения профессиональной задачи;

- уметь проектировать практическую (в сфере выбранной профессии) деятельность;

- использовать приемы самоанализа и саморазвития в учебной и трудовой деятельности;