Недействующий

Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции (утратило силу)

"География Свердловской области"

Цели образования:

География вносит существенный вклад в формирование у учащихся научной картины мира. Средствами школьной географии формируется системное, целостное представление о географической пространстве, понимание закономерностей его развития во времени. Целостное представление о географическом пространстве, закономерностях его развития и существования во многом определяет реальное поведение человека в окружающей его географической среде, в конкретных ситуациях жизнедеятельности.

    Освоение географии Свердловской области позволяет:

1. Сформировать системное представление о Свердловской области как целостном географическом регионе и одновременно субъекте Российской Федерации и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.

2. Развивать представление о регионе, как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; показать большое практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в регионе.

3. Формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии Свердловской области; развивать умение работать с географо - краеведческими источниками информации и особенно с различными тематическими картами краеведческого географического атласа Свердловской области.

Период детства

1. Обязательный минимум содержания образовательной программы

Важнейшие темы и основные понятия: представление о природе Свердловской области как части Уральской равнинно - горной страны и прилегающих территорий. Природа как среда проживания коренных народов Среднего Урала.

Представление об особенностях хозяйства Свердловской области: развитие хозяйства как главного средства адаптации человека к окружающей среде. Основные виды хозяйственной деятельности на Среднем Урале.

Влияние природы на формирование материальной и духовной культуры: обычаи, обряды, традиции как отражение взаимосвязи человека со средой обитания, как эталон гармоничных отношений человека и природного окружения. Культурные ценности, отражающие опыт человека в конкретном географическом пространстве.

2. Требования к уровню подготовки (образованности)

обучающегося (выпускника)

Предметно - информационная составляющая образованности:

- признаки, характеризующие состояние простейших физико географических, экономико - географических, социальных, культурно - исторических процессов ближайшего географического окружения;

- пространственное распределение наиболее важных географических объектов в ближайшем окружении в масштабах своего населенного пункта, административного района и Свердловской области;

- основные источники получения географической информации и правила работы с ними;

- основные причины появления проблем развития региона (экономических, демографических, социальных, экологических) и вероятных путей их решения.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

- составлять описание изучаемых географических объектов и явлений, называть и показывать их на географической карте;

- устанавливать и анализировать простые причинно следственные связи между отдельными компонентами и целостными природными, хозяйственными и социальными системами;

- различать источники географической информации и правильно применять их в конкретных учебных и жизненных ситуациях;

- адекватно использовать географическую информацию в ситуации общения (диалога и других коммуникативных форм) как условие саморазвития и самовыражения личности.

Ценностно - ориентационная составляющая образованности:

Наличие системы представлений о природе, населении и хозяйстве Свердловской области как показатель общей и географической культуры. Осознанное отношение к основным источникам географо краеведческой информации. Понимание географической карты как формы отражения знаний о Земле и универсального источника географической коммуникации.

Понимание особенностей хозяйственной деятельности человека в конкретных условиях региона как главного средства адаптации к природной среде, как цели и ценности человеческого сообщества.

Осознание безусловной ценности гармонических отношений человека с природой в соответствии с хозяйственной эффективностью и экономической бесконфликтностью ресурсоупотребления. Взгляд на обычаи, обряды, нормы поведения как на результат приспособления человека к окружающей географической среде и как на культурную ценность.

II ступень

1. Обязательный минимум содержания образовательной программы