Цели образования:
География вносит существенный вклад в формирование у учащихся научной картины мира. Средствами школьной географии формируется системное, целостное представление о географической пространстве, понимание закономерностей его развития во времени. Целостное представление о географическом пространстве, закономерностях его развития и существования во многом определяет реальное поведение человека в окружающей его географической среде, в конкретных ситуациях жизнедеятельности.
Освоение географии Свердловской области позволяет:
1. Сформировать системное представление о Свердловской области как целостном географическом регионе и одновременно субъекте Российской Федерации и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
2. Развивать представление о регионе, как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; показать большое практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в регионе.
3. Формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии Свердловской области; развивать умение работать с географо - краеведческими источниками информации и особенно с различными тематическими картами краеведческого географического атласа Свердловской области.
Период детства
1. Обязательный минимум содержания образовательной программы
Важнейшие темы и основные понятия: представление о природе Свердловской области как части Уральской равнинно - горной страны и прилегающих территорий. Природа как среда проживания коренных народов Среднего Урала.
Представление об особенностях хозяйства Свердловской области: развитие хозяйства как главного средства адаптации человека к окружающей среде. Основные виды хозяйственной деятельности на Среднем Урале.
Влияние природы на формирование материальной и духовной культуры: обычаи, обряды, традиции как отражение взаимосвязи человека со средой обитания, как эталон гармоничных отношений человека и природного окружения. Культурные ценности, отражающие опыт человека в конкретном географическом пространстве.
2. Требования к уровню подготовки (образованности)
обучающегося (выпускника)
Предметно - информационная составляющая образованности:
- признаки, характеризующие состояние простейших физико географических, экономико - географических, социальных, культурно - исторических процессов ближайшего географического окружения;
- пространственное распределение наиболее важных географических объектов в ближайшем окружении в масштабах своего населенного пункта, административного района и Свердловской области;
- основные источники получения географической информации и правила работы с ними;
- основные причины появления проблем развития региона (экономических, демографических, социальных, экологических) и вероятных путей их решения.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
- составлять описание изучаемых географических объектов и явлений, называть и показывать их на географической карте;
- устанавливать и анализировать простые причинно следственные связи между отдельными компонентами и целостными природными, хозяйственными и социальными системами;
- различать источники географической информации и правильно применять их в конкретных учебных и жизненных ситуациях;
- адекватно использовать географическую информацию в ситуации общения (диалога и других коммуникативных форм) как условие саморазвития и самовыражения личности.
Ценностно - ориентационная составляющая образованности:
Наличие системы представлений о природе, населении и хозяйстве Свердловской области как показатель общей и географической культуры. Осознанное отношение к основным источникам географо краеведческой информации. Понимание географической карты как формы отражения знаний о Земле и универсального источника географической коммуникации.
Понимание особенностей хозяйственной деятельности человека в конкретных условиях региона как главного средства адаптации к природной среде, как цели и ценности человеческого сообщества.
Осознание безусловной ценности гармонических отношений человека с природой в соответствии с хозяйственной эффективностью и экономической бесконфликтностью ресурсоупотребления. Взгляд на обычаи, обряды, нормы поведения как на результат приспособления человека к окружающей географической среде и как на культурную ценность.
II ступень
1. Обязательный минимум содержания образовательной программы