Цели образования:
Способствовать развитию коммуникативной культуры обучающегося.
Формировать нравственные ценности личности.
Формировать уважение к своему и чужому слову (речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальном аспектах.
Формировать способность воспринять чужую мысль, облеченную в слово, и в ответ создать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление.
Способствовать освоению определенных умений предметно практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения, т. е. речи, прямо воздействующей на адресата и способствующей взаимопониманию автора и адресата.
Период детства. Риторика самовыражения
1. Обязательный минимум содержания образовательной
программы
Речь. Ее формы и виды. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Речевая деятельность (говорение, слушание, письмо, чтение). Этапы и правила речевой деятельности для говорящего и слушающего. Общение. Виды общения. Эффективное общение (коммуникативная удача). Ситуация общения (речевая ситуация, коммуникативная ситуация). Структура ситуации общения: говорящий, слушающий, цель, содержание речи, речевая задача. Речевое поведение. Словесные и несловесные средства общения. Этикет, этикетность, этичность. Речевой этикет. Этикетная форма (формула). Этикетная ситуация. Культура общения: этикетность, адресность, ситуативная уместность. Культура речи. Правильная речь. Хорошая речь (точная, выразительная, уместная, логичная). Норма в речи. Речевая ошибка. Нормативные словари. Текст, признаки текста. Тематическое единство текста: тема, основная мысль, опорные слова, заголовок, план. Типы текста (жанры). Конспект текста. Пересказ текста. Речетворчество. Риторика - наука об умелом, успешном, эффективном общении.
2. Требования к уровню подготовки (образованности)
обучающегося (выпускника)
Предметно - информационная составляющая образованности:
- виды общения (устное - письменное, словесное - несловесное, бытовое - личное);
- сущность и виды речевой (коммуникативной) ситуации;
- виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо;
- характеристики правильной и хорошей речи: точность, богатство, выразительность;
- этикетные формы (словесное выражение) в ситуациях приветствия, прощания, благодарности, приглашения, знакомства, обращения, извинения, похвалы, одобрения, поздравления, возражения, запрета;
- понятие и признаки текста.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
- использовать словесные и несловесные средства общения;
- оценивать адресность и ситуативную уместность общения;
- определять соответствие речевого поведения речевой задаче;
- применять правила и приемы слушания;
- анализировать и исправлять речевые ошибки;
- анализировать речевые этикетные ситуации;
- участвовать в этикетном диалоге;
- создавать тексты определенного жанра: сочинять сказочные истории и считалки, невыдуманные рассказы, письмо в газету, репортаж, информационную заметку и др.
Ценностно - ориентационная составляющая образованности:
Самоопределение в ситуации общения. Практическая деятельность в ситуации общения с элементами анализа. Рефлексия (анализ) речевой деятельности собеседника. Понимание культурной ценности этикета, в т. ч. речевого, и использование его в собственной речевой практике. Самоопределение и самовыражение в речи через выбор речевого жанра и речетворчество. Речетворчество как самовыражение.
II ступень. Практическая риторика