Недействующий

Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции (утратило силу)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ФИЛОЛОГИЯ"
"Речь и культура общения"

Цели образования:

Способствовать развитию коммуникативной культуры обучающегося.

Формировать нравственные ценности личности.

Формировать уважение к своему и чужому слову (речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальном аспектах.

Формировать способность воспринять чужую мысль, облеченную в слово, и в ответ создать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление.

Способствовать освоению определенных умений предметно практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения, т. е. речи, прямо воздействующей на адресата и способствующей взаимопониманию автора и адресата.

Период детства. Риторика самовыражения

    1. Обязательный минимум содержания образовательной
       программы

Речь. Ее формы и виды. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Речевая деятельность (говорение, слушание, письмо, чтение). Этапы и правила речевой деятельности для говорящего и слушающего. Общение. Виды общения. Эффективное общение (коммуникативная удача). Ситуация общения (речевая ситуация, коммуникативная ситуация). Структура ситуации общения: говорящий, слушающий, цель, содержание речи, речевая задача. Речевое поведение. Словесные и несловесные средства общения. Этикет, этикетность, этичность. Речевой этикет. Этикетная форма (формула). Этикетная ситуация. Культура общения: этикетность, адресность, ситуативная уместность. Культура речи. Правильная речь. Хорошая речь (точная, выразительная, уместная, логичная). Норма в речи. Речевая ошибка. Нормативные словари. Текст, признаки текста. Тематическое единство текста: тема, основная мысль, опорные слова, заголовок, план. Типы текста (жанры). Конспект текста. Пересказ текста. Речетворчество. Риторика - наука об умелом, успешном, эффективном общении.

    2. Требования к уровню подготовки (образованности)
       обучающегося (выпускника)

Предметно - информационная составляющая образованности:

- виды общения (устное - письменное, словесное - несловесное, бытовое - личное);

- сущность и виды речевой (коммуникативной) ситуации;

- виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо;

- характеристики правильной и хорошей речи: точность, богатство, выразительность;

- этикетные формы (словесное выражение) в ситуациях приветствия, прощания, благодарности, приглашения, знакомства, обращения, извинения, похвалы, одобрения, поздравления, возражения, запрета;

- понятие и признаки текста.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

- использовать словесные и несловесные средства общения;

- оценивать адресность и ситуативную уместность общения;

- определять соответствие речевого поведения речевой задаче;

- применять правила и приемы слушания;

- анализировать и исправлять речевые ошибки;

- анализировать речевые этикетные ситуации;

- участвовать в этикетном диалоге;

- создавать тексты определенного жанра: сочинять сказочные истории и считалки, невыдуманные рассказы, письмо в газету, репортаж, информационную заметку и др.

Ценностно - ориентационная составляющая образованности:

Самоопределение в ситуации общения. Практическая деятельность в ситуации общения с элементами анализа. Рефлексия (анализ) речевой деятельности собеседника. Понимание культурной ценности этикета, в т. ч. речевого, и использование его в собственной речевой практике. Самоопределение и самовыражение в речи через выбор речевого жанра и речетворчество. Речетворчество как самовыражение.

II ступень. Практическая риторика