Цели образования:
Целью экономического образования является формирование экономической культуры обучающихся, понимаемой как развитие определенных ценностных ориентаций (идеалов, нравственных ценностей), сформированных на основе полученных знаний, практических навыков и умений.
Центральной идеей экономического образования является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности.
Основными содержательными линиями стандарта являются:
- экономика потребителя (потребитель в экономике, потребительская культура);
- экономика производителя;
- экономика государства;
- мировая экономика;
- связь экономики с правом, историей, экологией, психологией.
Стандарт реализует одно из направлений приоритетной содержательной линии "Социально - правовое образование" через образовательную область "Обществознание". Стандарт соотнесен также с образовательной областью "Технология" и другими областями.
Период детства
1. Обязательный минимум содержания образовательной программы
Экономика везде, вокруг нас. Зачем надо изучать экономику. Потребности. Неограниченность потребностей, ограниченность возможностей. Природные ресурсы. Труд и время. Общие понятия о собственности. Мое и чужое. Обмен и рынок. Деньги: когда они появились, зачем они нужны. Где хранят деньги. Банк. Торговля. Магазины и рынки. Продавцы и покупатели. Виды деятельности человека. Профессии. Домашний труд. Доход и богатство. Бюджет семьи. Какие услуги нужны всем: образование, здравоохранение, охрана порядка. Что такое предпринимательство. Как добиться успеха в деле предпринимателю. Экономика и экология. Составляющие экономической культуры человека.
2. Требования к уровню подготовки (образованности)
обучающегося (выпускника)
Предметно - информационная составляющая образованности:
- экономические понятия: деньги, труд, богатство, доходы, расходы, семейный бюджет, обмен, рынок, собственность (мое, чужое), потребитель, профессия, торговля, банк, налог, государство.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
- сравнивать затраты на производство разных товаров, услуг;
- выбирать наиболее необходимые товары и продукты;
- решать простейшие задачи на определение цены товаров, затрат на их производство и покупку, на соотношение доходов и расходов;
- приводить примеры объектов собственности - своей, своей семьи, чужой, государственной (общественной);
- приводить примеры природных и трудовых ресурсов, в том числе на Урале;
- соотносить свои потребности с возможностями семьи;
- в простейших ситуациях определять целесообразность поведения экономических субъектов (личности, семьи, класса, школы);
- исходя из экономических интересов, принимать решения, выступая в деловых имитационных играх в роли различных персонажей: продавца, покупателя, хозяина магазина, водителя автобуса, главы семьи и т. д., а также сказочных персонажей;
- вступать в общение на уровне повседневных экономических отношений.
Ценностно - ориентационная составляющая образованности:
- сформированность первых представлений о постоянно употребляемых экономических понятиях, экономических отношениях;