Изучение родного языка и родной литературы способствуют расширению общего кругозора, развитию коммуникативных умений и навыков, знакомит с социально принятым в обществе способом национального самосознания, содействует интеграции в социокультурную среду современного общества, будит познавательную учебную мотивацию, является основой становления гражданской позиции в многонациональном государстве.
В последние годы интерес к изучению родных языков возрастает вследствие:
- демократизации и гуманизации образования;
- активизации общественных центров и национально - культурных автономий;
- роста национального самосознания носителей различных культур.
Таким образом, освоение родного языка создает условия для развития поликультурного образования в Свердловской области, отвечает потребности развития национально - культурного достоинства личности.
Предлагаемые стандарты по родному языку и литературе рассчитаны на практическое овладение родным языком, как средством межнационального общения.
ЦЕЛЬ: создание условий для обеспечения качественного образования по родному языку и родной литературе.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование навыков практического использования родного языка и родной литературы, как средства общения.
2. Развитие общей культуры.
3. Формирование потребности саморазвития и самоопределения личности.
4. Воспитание гражданственности, человеческого достоинства и любви к Отечеству.
Стандарты учитывают интересы всех национальностей, населяющих Свердловскую область, и обеспечивают права граждан на получение качественного образования. Изучение русского языка как родного и русской родной литературы ведется на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ N 1235 12/36).
Образовательные стандарты по родному языку не ограничивают творчество педагога, а наоборот, открывают возможности в определении форм и методов преподавания родного языка, исходя из условий работы, интересов и способностей учащихся.
Разработаны два модуля (варианта) стандарта по родному языку. Образовательные учреждения с русским (неродным) языком обучения реализуют I вариант стандарта, который по структуре соответствует федеральному компоненту стандарта по иностранному языку. Образовательные учреждения с родным (нерусским) языком обучения реализуют II вариант настоящего стандарта. Текст стандарта является открытым для включения (по мере разработки) стандартов по родному языку и родной литературе других народов, проживающих на территории Свердловской области.