Цели образования:
Целью правового образования является развитие правового сознания и правовой культуры обучающихся, достижения ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, всей цивилизации, основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества.
Правовая культура выделена как содержательная линия стандарта в рамках социально - правовой сферы самоопределения и реализуется преимущественно через образовательную область "Обществознание", однако основы правовой культуры должны закладываться и осваиваться обучающимися в тесной связи со всеми областями знаний и деятельности человека.
II и III ступени
1. Обязательный минимум содержания образовательной программы
Государство, его сущность, исторические типы, формы, задачи. Политические режимы. Гражданское общество. Демократия: условия и формы ее существования. Правовое государство. Принцип разделения властей. Государственное устройство Российской Федерации. Три ветви власти в России, их назначение и функции. Система и деятельность государственных органов России и Свердловской области. Органы местного самоуправления. Избирательная система в Российской Федерации.
Права человека: происхождение, сущность, развитие. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Понятие о международном правовом акте. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Неразрывность прав и обязанностей. Защита прав ребенка федеральным и областным законодательством.
Право и закон. Происхождение и история права. Роль права в жизни общества. Основные юридические принципы правосудия. Источники права. Конституция Российской Федерации - Основной Закон. Отрасли права. Основные понятия, задачи, решаемые государственным, гражданским, семейным, жилищным, трудовым, административным, уголовным и др. отраслями права.
Механизм защиты прав человека и гражданина на международном, федеральном, региональном и местном уровнях. Основные простейшие юридические документы, необходимые в повседневной жизни: договор, доверенность, завещание и др. Их назначение и содержание. Права граждан в образовании. Права участников образовательного процесса и их реализация.
Правонарушение и преступление. Юридическая ответственность. Ответственность несовершеннолетних.
Правосудие, законность и правопорядок. Органы, их обеспечивающие: системы, задачи, основные направления деятельности.
Профессии юриста.
2. Требования к уровню подготовки (образованности)
обучающегося (выпускника)
Предметно - информационная составляющая образованности:
- роль права в жизни общества;
- структура и задачи основных органов государства;
- механизм участия граждан в политической жизни страны и своего региона;
- свои права; понимать и доказывать на отдельных примерах неразрывность прав и обязанностей;
- механизм защиты права.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
- находить ответы на свои вопросы в основных нормативных документах;
- обосновывать собственное суждение по политическим вопросам, ориентироваться в законодательстве, понимать наиболее простые юридические тексты;
- применять знание законов в общении, при принятии решений в конкретных ситуациях.
Ценностно - ориентационная составляющая образованности:
Сформированность политического и правового сознания, навыков сомоопределения по отношению к явлениям политики и права, умение давать собственную оценку политическим и нравственным явлениям, определять собственную позицию на основе принципа неразрывности прав и обязанностей.