Недействующий

Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции (утратило силу)

"История Урала"

Цели образования:

- развитие исторических знаний и представлений учащихся о родном крае, мест своего проживания, области и регионе;

- понимание своеобразия, особенностей социально - культурного развития региона;

- более глубокое понимание российской и мировой истории на основе изучения микроистории;

- развитие интереса к истории и культуре, уважения к жителям, национальностям, религиям на своей территории, в регионе;

- формирование способности к социально - культурной интеграции, самоопределению, убеждений и ценностных ориентаций учащихся на основе самостоятельного осмысления опыта истории;

- восприятие идей гуманизма и ненасилия, прав человека и демократических ценностей, социальной ответственности и свободы, патриотизма и взаимопонимания.

"История Урала" в структуре стандарта относится к культурно исторической линии национально - регионального компонента стандарта и конкретизирует федеральный стандарт по истории, рассматривая региональную историю как часть и компонент мировых, общероссийских процессов, выявляя ее своеобразие. Она выводит изучение истории на уровень истории определенной территории, поселения, предприятия, семьи, человека и переходит в краеведение.

"История Урала" включена также в образовательную область "Обществознание", и это определяет ее интегративный характер на основе многостороннего изучения исторического регионального процесса, включающего естественную, экономическую, социальную, культурную историю. В результате она вводит в образовательный процесс местный социально - культурный потенциал, обеспечивает ответственную поведенческую, жизненно - смысловую ориентацию учащихся, их адаптацию и развитие.

1. Обязательный минимум содержания образовательной программы

Описание минимума содержания, во - первых, включает в себя основные компоненты, из которых оно складывается: а) тематика занятий; б) перечень содержательных единиц (линий), т. е. даты, события, имена, названия ремесел, производств, направлений социальной и культурной деятельности; в) основные понятия. Во вторых, такой минимум предполагает уровневость построения содержания, которое составляют краеведческий аспект (представление о локальной территории в ее истории и современном состоянии, ее топонимика), зональный аспект (та или иная большая территория, область, часть ее, включенная в региональное поле - Приуралье (Прикамье), Северный и Средний Урал и т. д.), региональный аспект (история Урала как целого).

Поэтому минимум является общеориентирующим, вариативным в зависимости от этнокультурных, территориальных особенностей, профиля образовательного учреждения.

а) Основные темы:

1. Урал в древности. Этногенез. Формирование народов Урала; 2. Урал в средние века. Русская колонизация, вхождение в состав Московского государства; 3. Промышленная модернизация XVIII в. Урал как центр горнозаводской промышленности; 4. Пореформенная (1861 г.) модернизация; 5. Регион в начале XX века, в эпоху русской революции и первой мировой войны; 6. Гражданская война, новая экономика, политика, "социалистическая" модернизация на Урале; 7. Регион в Великой Отечественной и 2-й мировой войне и в послевоенные годы ("Урал - опорный край державы"); 8. Урал в контексте советского общества сер. 60-х - сер. 80-х гг. (период "холодной войны"); 9. Урал в период кризиса (перестройки) советской системы и распада СССР; 10. Постсоветский период: проблемы развития новой России и региона на рубеже XX - XXI вв.; 11. Я, моя родословная, место жительства, Родина; 12. Человек перед лицом истории: масштаб индивидуального соучастия (на уральском материале); 13. Единство малой, региональной и большой истории. Урал на пересечении цивилизаций, времен и культур.

Дополнительные темы:

1. Протогорода древней цивилизации на Южном Урале; 2. Урал в древних легендах, мифах и сказках; 3. Обряды, верования, религии народов, населения Урала; 4. Купцы Строгановы, заводчики Демидовы; 5. Уральские города; 6. Лето 1918 г. - гибель Романовых и ее последствия; 7. Экологические катастрофы 50-х годов на Южном Урале: история и современность; 8. Б. Н. Ельцин - первый президент России (на историческом сквозняке); 9. Этимология уральских названий, названий моей территории и т. д.

б) Изучение Урала на всех уровнях, от краеведческого до общерегионального, предполагает характеристику природно географических, климатических, ресурсных условий, ландшафта, поселений, населения, производства, социальной жизни, культуры, исторических памятников той или иной территории, того, что является результатом истории и делает эту территорию неповторимой. Это:

- события, даты, процессы, существенные для определенного периода, например, годы основания городов, центров социально культурного развития: 1598 г. - Верхотурье, 1723 г. Екатеринбург, 1743 г. - Оренбург, 1736 г. - Челябинск и т. д.;

- полезные ископаемые, ресурсы, которые стали естественной основой развития края: камни, золото, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, торф, горный лен - асбест, платина;

- имена крупных деятелей, оставивших след в освоении и развитии Урала и России в определенной области: общеисторической (Ермак, Е. Пугачев), государственно - административной (В. Татищев, В. Генин, В. А. Глинка), хозяйственно предпринимательской (Строгановы, Демидовы), научно исследовательской (П. Рычков, И. Лепехин, А. Карпинский, Уоле); изобретательской (Л. Брусницын, И. Ползунов, Н. Славянов, А. Попов), религиозной (Стефаний Пермский, Симеон Верхотурский), политической (Я. Свердлов, Б. Ельцин), художественной (литература - А. Пушкин, Д. Мамин - Сибиряк, П. Бажов; фольклор - В. Даль; архитектура - А. Малахов);

- центры ремесла, производства, градостроительства, образования, культуры: Аркаим, Чердынь, Соликамск, Верхотурье, Златоуст, Ирбит, Невьянск, Нижний Тагил, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Миасс;

- природные, археологические, архитектурные, художественные памятники;

- этнический и социальный состав населения, его верования и религии, быт и образ жизни, состояние образования и уровень просвещения, образованности.

в) Основные понятия и термины:

Рифейские горы, Каменный пояс, Урал - край, краеведение, топонимика, этнонимика, древности Урала, каменный век, бронзовый век, железный век, палеолит, неолит, савро - сарматы, народы Урала, этногенез, удмурты, марийцы, башкиры, ханты, манси, угры, заселение, колонизация, освоение, Бабиновская дорога, язычество, шаманизм, христианство, старообрядчество, монастырская и крестьянская модернизации, письменность, книжность, промысел, прииск, рудник, горнозаводское производство, казенный завод, земское и городское управление, горнозаводские рабочие, посессионное право, акционерные компании, экономическая и культурная модернизация, военно - промышленный комплекс, Приуралье, Прикамье, Зауралье, Северный, Средний, Южный Урал, регион, Поволжье, Сибирь, Россия.

Характеристика обязательного минимума содержания на основе базового описания по ступеням обучения предполагает выделение в этом описании предпочтений на основе психо - возрастных, интеллектуальных возможностей учащихся с целью формирования и реализации конкретной учебной программы.

Период детства

Раздел а) Из основных тем рекомендуются фрагменты тем 1 - 3, 5 - 7, 11; из дополнительных тем - 2, 5, 9.

Раздел б) Внимание к малой территории, месту проживания, топонимике местности, главным на этой территории природным и рукотворным памятникам. В региональном плане - природные богатства Урала; центры ремесла, производства, культуры; имена крупных деятелей в области общеисторической, государственно административной, художественной; характерные герои фольклора, сказок, литературных произведений об Урале.