Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 1999 года N 570-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ СТАНДАРТНОГО КАЧЕСТВА НА ПЕРИОД 1998 - 2001 ГГ.

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.01.2003 N 46-ПП)

Рассмотрев представленную Программу неотложных мер по обеспечению населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества на период 1998 - 2001 гг. и руководствуясь Постановлением Правительства Свердловской области от 15.07.96 N 563-п "Об утверждении Концепции обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества", Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Областную программу неотложных мер по обеспечению населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества на период 1998 - 2001 гг. с ежегодным уточнением объемов ее финансирования с учетом наполняемости бюджетов и установленных приоритетов (прилагается).

2. Утвердить план мероприятий на 1999 год по реализации Областной программы неотложных мер по обеспечению населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества на период 1998 - 2001 гг. (прилагается).

3. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) включать Областную программу неотложных мер по обеспечению населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества на период 1998 - 2001 гг. в перечень целевых программ, заявленных на финансирование из областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Утратил силу. - Постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2003 N 46-ПП.

5. Министерству энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Штагер В.П.) в течение мая - июня 1999 года разработать и представить на утверждение в Правительство Свердловской области Положение о координационном совете по реализации мероприятий программы.

6. Рекомендовать главам муниципальных образований:

6.1. Принять настоящую программу за основу при разработке и реализации муниципальных программ обеспечения населения питьевой водой.

6.2. Предусмотреть финансирование мероприятий программы из источников, определенных Концепцией, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 15.07.96 N 563-п "Об утверждении Концепции обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества" (Раздел VIII. Инвестиционная политика: бюджеты всех уровней, внебюджетные источники).

7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области, министра энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Штагера В.П.


Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ



Утверждено
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 11 мая 1999 года N 570-ПП

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ СТАНДАРТНОГО КАЧЕСТВА НА ПЕРИОД 1998 - 2001 гг.

ПАСПОРТ областной Программы обеспечения населения питьевой водой стандартного качества

Наименование

Программы       

Областная программа неотложных мер по

обеспечению населения Свердловской области

питьевой водой стандартного качества

на период 1998 - 2001 гг.                      

Основание для

разработки

Программы       

Постановление Правительства Свердловской

области от 15.07.96 N 563-п "Об утверждении

Концепции обеспечения населения Свердловской

области питьевой водой стандартного качества"  

Государственный

заказчик

Программы       

Свердловское областное предприятие ЖКХ

"Облжилкомхоз" (ныне - Министерство энергетики,

транспорта, связи и жилищно-коммунального

хозяйства Правительства Свердловской области)  

Основные

разработчики

Программы       

АО "Уралводоканалпроект",

Институт "РосНИИВХ",

ТОО "Экомаш",

Комитет по ЖКХ Правительства области

(Минэнерготранссвязьжилкомхоз),

Госкомэкологии Свердловской области,

Уралгеолком,

УГТУ-УПИ,

Уральский НИИ АКХ им. Памфилова,

Свердловский областной центр Госсанэпиднадзора,

Екатеринбургский медицинский научный центр     

Информационно -

аналитическое

обеспечение     

Материалы водохозяйственных организаций и

Областного центра Госсанэпиднадзора            

Цели и задачи

Программы,

основные

целевые

показатели      

Разработка мероприятий, направленных на

совершенствование систем водоснабжения наиболее

критических территорий области.

Снижение риска загрязнения и повышения

качества воды источников питьевого

водоснабжения.

Создание предпосылок для ликвидации дефицита

питьевой воды на территории области.

Совершенствование систем подачи и распределен

воды.

Создание оборудования и средств для

совершенствования технологий водоподготовки,

транспортирования и учета воды.

Совершенствование системы управления в сфере

водоснабжения.

Совершенствование системы мониторинга за

источниками водоснабжения и качеством

подаваемой питьевой воды.                      

Сроки начала

реализации

мероприятий     

1998 - 2001 гг.                                

Планируемые

объемы и

источники

финансирования

мероприятий

Программы       

Общая стоимость мероприятий - 726,85 млн. руб.,

в том числе по годам: 1998 - 200,41 млн. руб.,

1999 - 199,39 млн. руб., 2000 - 206,93 млн.

руб., 2001 - 120,12 млн. руб.

Источники финансирования: бюджеты всех

уровней, внебюджетные источники                

Контроль за

реализацией

Программы       

Министерство энергетики, транспорта, связи и

жилищно-коммунального хозяйства Свердловской

области                                        

Ожидаемые

конечные

результаты

Программы       

Решение первоочередных задач в сфере

обеспечения населения области питьевой водой.

Разработка стратегических направлений

водообеспечения населения. Улучшение состояния

водопроводно-канализационного хозяйства и

источников питьевого водоснабжения. Повышение

эффективности использования питьевой воды.

Формирование единой системы мониторинга водного

фактора и единого информационного пространства

для всех органов управления Свердловской

области.                                       

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время состояние хозяйственно-питьевого водоснабжения населения области является существенной проблемой, оказывающей значительное влияние на социальную и экономическую обстановку.

Учитывая ее серьезность, администрацией области, совместно с органами Госсанэпиднадзора, было подготовлено и принято в 1995 году Постановление Главы администрации Свердловской области от 03.07.95 N 354 "О разработке программы неотложных мер по обеспечению населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества". В развитие данного Постановления в 1996 году была разработана и утверждена Постановлением Правительства области от 15.07.96 N 563-п Концепция обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества. В Концепции произведен общий анализ положения отрасли, определены основные принципы водохозяйственной политики областного Правительства на ближайшие годы, намечены задачи, которые необходимо разрешить для обеспечения населения качественной питьевой водой и пути решения этих задач. Реализация положений Концепции предусмотрена через разработку целевых программ на двух уровнях: областном и муниципальном. Муниципальные программы разрабатываются и утверждаются под руководством местных администраций. Областная программа представляет собой перманентно развивающуюся и углубляющуюся систему с периодом корректировки 4 года. Первым ее этапом является представляемая ниже "Областная программа неотложных мер по обеспечению населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества на период 1998 - 2001 гг." (Программа). Государственным заказчиком этой работы является Правительство Свердловской области, генеральным подрядчиком - областное предприятие "Облжилкомхоз" (ныне - областной Комитет по ЖКХ). Разработка выполнена силами временного творческого коллектива, в состав которого вошли специалисты Комитета по ЖКХ, Института "РосНИИВХ", АО "Уралводоканалпроект", ТОО "Экомаш", Уралгеолком, УГТУ-УПИ, Уральского НИИ АКХ им. Памфилова, Госкомэкологии Свердловской области, Свердловского областного центра Госсанэпиднадзора, Екатеринбургского медицинского научного центра. При разработке Программы использованы данные ОблЦСЭН, характеризующие качество питьевой воды по ингредиентам, государственная статистическая отчетность, предложения местных администраций по развитию систем водоснабжения, государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1996 году", а также другие документы.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


На протяжении последних десятилетий проблема обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества вызывает серьезную озабоченность.

По данным статистики в настоящее время централизованное водоснабжение имеется во всех 47 городах области, а также в 80 рабочих поселках городского типа и 201 сельском населенном пункте, годовой объем воды, подаваемый через коммунальные системы водопровода (как муниципальные, так и ведомственные) составляет около 800 млн. куб. м, среднее удельное водопотребление на нужды населения и соцкультбыта - 290 л/сутки на чел.

Вместе с тем, несмотря на достаточно хорошее развитие централизованного водоснабжения, данные санитарного надзора показывают, что более 2,43 млн. человек потребляют воду не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям органолептическим показателям, 2,1 миллиона - по санитарно-токсикологическим показателям (тяжелые металлы, хлорорганические соединения, группа азота), более 2,05 миллионов - бактериально-загрязненную. Почти 1,5 млн. чел. подвергаются двойному риску - потребляют воду с химическими и микробиологическим загрязнениями. Основными загрязняющими элементами питьевой воды являются: вещества, влияющие на органолептические показатели (цветность, мутность, железо, марганец, хлоридо-натриевый комплекс); вещества, нормируемые по токсикологическому признаку вредности (хлорорганические соединения, образующиеся в процессе хлорирования воды, металлы и металлоиды, азотсодержащая группа (аммиак, нитриты, нитраты), остаточное количество веществ, используемых в процессе очистки; бактериальные загрязнения. Существенную проблему представляет качество воды в восточных районах области, где для питьевых целей используются подземные воды с минерализацией до 2,5 г/л. По мере удаления на восток минерализация подземных вод нарастает. В катионном составе преобладает натрий, в анионном - хлор. В подземных водах систематически регистрируются повышенные концентрации хлоридов, бора, брома, железа, марганца, лития, мышьяка, рубидия, кадмия, аммиака. Содержание некоторых из них превышает ПДК 10 - 100 раз. Так, сухой остаток подземных вод в Байкаловском и Талицком районах превышает гигиенические нормативы в два раза, концентрации хлоридов - в четыре, бора - в восемь, брома - до 30 и лития - в 100 раз. Наличие в подаваемой воде этих элементов отрицательно влияет на состояние здоровья людей и наносит огромный экономический ущерб.

Таким образом, можно сказать, что в целом на территории области сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением населения питьевой водой стандартного качества. Как свидетельствуют результаты комплексной оценки качества питьевой воды по органолептическому, токсикологическому и эпидемиологическому лимитирующему признакам вредности, особенно тяжелое положение сложилось в городах Екатеринбург, Н. Тагил, К.-Уральский, Первоуральск, В. Пышма, Асбест, Полевской, Кировград, Кушва, В. Тура, Реж, Алапаевск, В. Салда, Ирбит, Качканар, Н. Тура, Ивдель, Богданович, Н. Серги, Тавда, Туринск, Талица, а также поселках Байкалово, Левиха, Петрокаменский, Баранчинский, Бисерть, Пышма, Слобода Туринская. Эти населенные пункты органами Госсанэпиднадзора определены как "территории риска", на которых прослеживается корреляция между уровнем заболеваемости населения и качеством подаваемой в сети воды (показана на рис. 1) <*>.

     ________________

Примечание. <*> Схема расположения "территорий риска" по питьевому водоснабжению представлена в бумажном варианте настоящего Постановления у составителей программы.


Существующее неблагополучное состояние систем водоснабжения определяется как экологическими факторами, так и целым рядом проблем, возникших вследствие многолетних низких темпов развития водопроводно-канализационных систем и комплектации водопроводно-канализационного хозяйства техникой, материалами и оборудованием "по остаточному принципу".

Наиболее серьезными из них, характерными для всех территорий области являются:

- несоответствие водных объектов требованиям, предъявляемым к источникам холодного водоснабжения из-за отсутствия необходимых условий по защите воды от загрязнения и использования их в качестве приемника сточных вод;

- несоответствие технических возможностей существующих сооружений водоподготовки качественным характеристикам исходной воды;

- неудовлетворительное состояние разводящих сетей водоснабжения;

- низкий технический уровень эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства.

Несовершенной остается и система наблюдения за состоянием водоисточников и качеством питьевой воды. На территории области до настоящего времени не установлены приоритетные показатели загрязнения водных объектов и критерии оценки состояния здоровья населения, необходимые для организации системы мониторинга в связи с влиянием водного фактора. Не предпринимались попытки оценить вклад водного фактора в формирование реальной токсической нагрузки. Контроль за состоянием водных ресурсов, питьевой воды, проводимый ведомственными лабораториями и центрами Госсанэпиднадзора, осуществляется далеко не в полном объеме, программы измерений и получения необходимых данных о состоянии качества питьевой воды слабо связаны между собой. Отсутствует системный анализ получаемых данных наблюдений в целях управления устойчивым развитием области.

Наиболее проблемными по состоянию водоснабжения регионами области являются ее центральная часть, подвергающаяся большому техногенному воздействию из-за высокой плотности населения и промышленных предприятий, а также восточные районы, обладающие ограниченными ресурсами воды, пригодной для питья.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ


Проблема обеспечения населения области качественной питьевой водой оказывает прямое влияние на социальную и экономическую обстановку в области и является предметом особого внимания Правительства области.

Наибольшую обеспокоенность вызывают:

- угроза окружающей среде и здоровью населения в результате загрязнения питьевых источников, неудовлетворительной водоподготовки и очистки сточных вод;

- необоснованный выбор отдельных водных источников, недостатки в эксплуатации систем водоснабжения приводит к неспособности их постоянно поставлять потребителям питьевую воду, отвечающую государственным стандартам качества;

- отсутствие достаточных средств для обслуживания и совершенствования инфраструктуры и работ, связанных с водоснабжением;

- потребность в более совершенном технологическом и законодательном обеспечении, необходимость совершенствования экономических стимулов для оптимизации водораспределения (рациональное использование воды, оборотное водоснабжение и сокращение использования предприятиями питьевой воды для технических целей);

- растущее значение управления водосборами, регулирования, контроля исполнения и борьбы с загрязнением в целях охраны водных источников от антропогенного воздействия;

- потребность в дополнительном мониторинге и повышении возможностей лабораторий, что обеспечит достоверные данные для эффективной работы системы и осуществления мер по контролю исполнения.


 2.1. Цель разработки и реализации программы


Исходя из необходимости решения поставленных задач, основные цели Программы заключаются в определении стратегических действий по удовлетворению потребностей населения области в питьевой воде стандартного качества в количестве, соответствующем нормам водопотребления, и мер по созданию надежной системы водоснабжения, обеспечивающей безопасность жизни и здоровья населения.

Питьевая вода - ограниченный ресурс, средство жизнеобеспечения и производства пищевой продукции, качество которого должно соответствовать государственным стандартам.

Главными направлениями решения проблем должны стать оптимальные взаимоувязанные процессы оздоровления источников водоснабжения, с одной стороны, и повышения технической и санитарной надежности систем водоснабжения - с другой.

Для достижения цели необходимы:

- разработка и совершенствование законодательной и нормативной базы;

- введение стимулирующего хозяйственного механизма;

- реализация технологических, санитарных и организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего загрязнения источников водоснабжения (в том числе в результате аварийных и залповых сбросов загрязняющих веществ), повышение эффективности технологий забора и обработки воды, улучшение технического состояния систем транспортировки воды, обеспечивающих поддержание ее качества при подаче потребителям, организацию экономного и рационального водопользования;

- создание единой системы мониторинга, обеспечивающей эффективную информационно-аналитическую поддержку государственных органов, органов местного самоуправления, других органов управления по вопросам качества воды.

Обязательные условия эффективного решения проблемы - стабильные инвестиции в программу обеспечения населения питьевой водой.


 2.2. Концептуальные принципы


В основу Программы питьевого водоснабжения населения должны быть положены следующие концептуальные принципы:

государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой населения;

закрепление особого статуса источников питьевого водоснабжения и режима землепользования в зонах санитарной охраны (ограничение использования вплоть до полного запрещения их хозяйственной деятельности) в соответствии с действующим законодательством;

государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения;

учет и платность водопользования, а также услуг по питьевому водоснабжению, гибкая политика ценообразования в сфере водоснабжения;

приоритетное развитие хозяйственно-питьевого водоснабжения на базе подземных источников при 100% подаче артезианских вод на питьевые цели с установкой обоснованных норм водопотребления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»