Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 1999 года N 293-п

Об областной целевой программе "Охрана окружающей природной
среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния
на здоровье населения Свердловской области"

___________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Свердловской области от 16 апреля 2004 года N 271-ПП
___________________________

В целях комплексного решения проблемы предотвращения и ликвидации неблагоприятного влияния свинца и его соединений на окружающую среду и здоровье населения Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения Свердловской области" (прилагается) с ежегодным уточнением объемов финансирования в зависимости от наполняемости бюджета областного и местных экологических фондов и объемов выделяемых средств предприятиями - загрязнителями.

2. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.) предусматривать финансирование Программы из областного экологического фонда в установленном порядке.

3. Руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно - правовых форм обеспечить выполнение мероприятий Программы.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и принять соответствующие территориальные программы.

5. Рекомендовать Свердловской государственной телерадиокомпании (Костоусов В. П.), редакции "Областной газеты" (Тимофеев Н. С.) совместно с Государственным комитетом по охране окружающей среды Свердловской области (Солобоев И. С.), Областным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Свердловской области (Никонов Б. И.), Уральским межрегиональным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Успин А. А.) и Главным управлением по делам ГО и ЧС Свердловской области (Лахтюк В. Ф.) подготовить цикл передач и статей по экологическому и санитарно - гигиеническому просвещению и образованию населения и по другим вопросам обеспечения свинцовой безопасности.

6. Постановление опубликовать в "Областной газете".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области Ковалеву Г. А.

Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование    ¦Областная целевая программа "Охрана окружающей ¦
¦программы       ¦природной среды от свинцового загрязнения      ¦
¦                ¦и снижение его влияния на здоровье населения   ¦
¦                ¦Свердловской области"                          ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основание для   ¦Областная целевая программа "Охрана окружающей ¦
¦разработки      ¦среды от свинцового загрязнения и снижение его ¦
¦                ¦влияния на здоровье населения Свердловской     ¦
¦                ¦области" разработана в соответствии с          ¦
¦                ¦распоряжением Правительства РФ от 26.09.97 N   ¦
¦                ¦1237 "О разработке федеральной целевой         ¦
¦                ¦программы "Охрана окружающей среды от          ¦
¦                ¦свинцового загрязнения и снижение его влияние  ¦
¦                ¦на здоровье населения" в качестве подпрограммы ¦
¦                ¦ФЦП "Отходы" и Областного закона "Об           ¦
¦                ¦утверждении бюджета областного экологического  ¦
¦                ¦фонда на 1998 год"                             ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Генеральный     ¦Правительство Свердловской области             ¦
¦государственный ¦                                               ¦
¦заказчик        ¦                                               ¦
¦программы       ¦                                               ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Государственный ¦Государственным заказчиком - координатором     ¦
¦заказчик -      ¦программы является Министерство экономики и    ¦
¦координатор     ¦труда Свердловской области                     ¦
¦программы       ¦                                               ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Подрядчики по   ¦- Государственный комитет по охране окружающей ¦
¦разделам и      ¦среды Свердловской области                     ¦
¦мероприятиям и  ¦- Областной центр государственного санитарно - ¦
¦иные исполнители¦эпидемиологического надзора Свердловской       ¦
¦программы       ¦области                                        ¦
¦                ¦- Уральское межрегиональное территориальное    ¦
¦                ¦управление по гидрометеорологии и мониторингу  ¦
¦                ¦окружающей среды                               ¦
¦                ¦- Комитет природных ресурсов Свердловской      ¦
¦                ¦области                                        ¦
¦                ¦- Уральский региональный центр экологической   ¦
¦                ¦эпидемиологии (УРЦЭЭ)                          ¦
¦                ¦- Медицинский научный центр профилактики и     ¦
¦                ¦охраны здоровья рабочих промышленных           ¦
¦                ¦предприятий (МНЦП и ОЗРПП)                     ¦
¦                ¦- лечебно - профилактические учреждения        ¦
¦                ¦- промышленные предприятия.                    ¦
¦                ¦В реализации программы могут участвовать другие¦
¦                ¦заинтересованные организации и предприятия.    ¦
¦                ¦Включение их в программу осуществляется в      ¦
¦                ¦установленном порядке в рамках перечня         ¦
¦                ¦программных мероприятий                        ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основные        ¦Уральский региональный центр экологической     ¦
¦разработчики    ¦эпидемиологии (УРЦЭЭ) при участии основных     ¦
¦программы       ¦исполнителей программы                         ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Сроки и этапы   ¦Программа выполняется в 2 этапа: 1 этап - 1999 ¦
¦реализации      ¦- 2001 годы и 2 этап - 2002 - 2005 годы        ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Цели и основные ¦Основная цель программы - улучшение состояния  ¦
¦задачи          ¦окружающей среды и здоровья населения путем    ¦
¦                ¦уменьшения свинцового загрязнения, реализации  ¦
¦                ¦защитных и реабилитационных мероприятий.       ¦
¦                ¦Указанная цель достигается решением задач:     ¦
¦                ¦- совершенствование мониторинга окружающей     ¦
¦                ¦среды и выбора приоритетов в управлении        ¦
¦                ¦экологическим риском, связанного с загрязнением¦
¦                ¦окружающей среды свинцом;                      ¦
¦                ¦- снижение поступления свинца и его соединений ¦
¦                ¦в окружающую среду и организм человека до      ¦
¦                ¦безопасного уровня воздействия;                ¦
¦                ¦- повышение устойчивости организма к           ¦
¦                ¦воздействию свинца и его соединений, снижение  ¦
¦                ¦заболеваемости и оздоровление населения;       ¦
¦                ¦- экологическое и санитарно - гигиеническое    ¦
¦                ¦просвещение и образование                      ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основные        ¦Программа предусматривает разработку и         ¦
¦направления     ¦реализацию проектов и мероприятий по следующим ¦
¦реализации      ¦направлениям:                                  ¦
¦                ¦- обеспечение надлежащего контроля за          ¦
¦                ¦загрязнением окружающей среды свинцом, оценка  ¦
¦                ¦экспозиции населения, выбор приоритетов и      ¦
¦                ¦оценка эффективности программных мероприятий,  ¦
¦                ¦создание соответствующего информационно -      ¦
¦                ¦аналитического обеспечения;                    ¦
¦                ¦- реализация защитных мероприятий на путях     ¦
¦                ¦поступления свинца в организм человека из      ¦
¦                ¦атмосферного воздуха, почвы, продуктов питания ¦
¦                ¦питьевой воды, товаров широкого потребления,   ¦
¦                ¦тары и упаковки, которое обусловлено           ¦
¦                ¦свинецсодержащими выбросами автотранспорта,    ¦
¦                ¦производственной деятельностью предприятий,    ¦
¦                ¦промышленными и бытовыми отходами;             ¦
¦                ¦- предупредительные и реабилитационные         ¦
¦                ¦мероприятия, направленные на снижение          ¦
¦                ¦неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья  ¦
¦                ¦населения, прежде всего детей, в связи с       ¦
¦                ¦загрязнением окружающей среды свинцом;         ¦
¦                ¦- повышение уровня знаний и образованности     ¦
¦                ¦населения по проблемам свинцового загрязнения  ¦
¦                ¦профилактике неблагоприятных эффектов          ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основные        ¦Реализация программ обеспечит:                 ¦
¦конечные        ¦- снижение уровней загрязнения свинцом         ¦
¦результаты      ¦окружающей среды;                              ¦
¦реализации      ¦- улучшение здоровья населения;                ¦
¦                ¦- более эффективный контроль свинца в          ¦
¦                ¦окружающей среде и мониторинг эффектов его     ¦
¦                ¦воздействия на здоровье населения              ¦
+----------------------------------------------------------------+

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ОТ СВИНЦОВОГО
ЗАГРЯЗНЕНИЯ И СНИЖЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Основание для разработки программы

Областная целевая программа "Охрана окружающей среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения Свердловской области" разработана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.09.97 N 1237 "О разработке федеральной целевой программы "Охрана окружающей среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения" в качестве подпрограммы ФЦП "Отходы" и Областного закона "Об утверждении бюджета областного экологического фонда на 1998 год".

2. Содержание проблемы

Свинец является одним из наиболее токсичных загрязнителей окружающей среды на Среднем Урале.

Помимо повсеместно существующего рассеянного источника свинцового загрязнения, связанного с работой автомобильных двигателей на этилированном бензине, в Свердловской области сосредоточен ряд источников промышленного загрязнения атмосферы свинцом от выбросов крупных медеплавильных предприятий и заводов вторичной обработки цветных металлов, выплавляющих свинецсодержащие бронзы, баббиты и другие сплавы.

В соответствии с данными, представленными в Национальном докладе по проблеме свинца в России, практически 90 процентов общего объема выбросов этого металла предприятиями цветной металлургии приходится на Свердловскую область.

Исследования, проведенные госсанэпиднадзором совместно с научно - исследовательскими учреждениями, свидетельствуют о том, что повышенное содержание свинца в объектах окружающей среды приводит к опасному накоплению свинца в организме у большинства детей дошкольного и раннего школьного возраста. Этот существенный фактор риска является наиболее вероятной причиной повышения частоты случаев задержки нервно - психического развития и ухудшения здоровья детей.

При анализе загрязнения воздуха и почвы в 12 городах и районах Свердловской области, характеризующихся наименее благоприятным популяционным здоровьем, было обнаружено, что, судя по превышению уровней ПДК, свинец должен быть отнесен к числу приоритетных загрязнителей окружающей среды в 5 из них, а общая численность экспонированного к таким его уровням населения составляет около 500 тысяч человек. При этом анализировались данные систематического мониторинга, недостаточно ориентированного на выявление транспортного загрязнения, что позволяет считать роль свинца явно недооцененной.

На протяжении последних шести лет наиболее высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха и почвы свинцом регистрировались в районах размещения медеплавильных предприятий и в городах с интенсивными транспортными потоками. Так, в воздухе г. Кировграда (таблица 1) максимальные концентрации свинца достигали 12,0 мкг/куб. м (40 ПДК), г. Красноуральска - 8 мкг/куб. м (26,6 ПДК), г. Ревды - 5,9 мкг/куб. м (19,6 ПДК), г. Екатеринбурга - 3,8 мкг/куб. м (12,6 ПДК). Максимальные концентрации металла в почве г. Кировграда обнаруживались на уровне 2250 мг/кг, что превышает ПДК для нейтральных почв в 17 раз, г. Красноуральска - 790,8 мг/кг (6 ПДК), г. Екатеринбурга - 579,6 мг/кг (4,5 ПДК), поселка Верх Нейвинского - 486,7 мг/кг (3,7 ПДК), г. Ревды - 364 мг/кг (2,8 ПДК).

Таблица 1

Содержание свинца в окружающей природной среде промышленных
центров Среднего Урала

+----------------------------------------------------------------+
¦Населенный   ¦Численность¦Атмосферный¦Питьевая   ¦Почва, Мг/кг  ¦
¦пункт        ¦населения, ¦воздух,    ¦вода,      ¦              ¦
¦             ¦тыс. чел.  ¦мкг/куб. м ¦мкг/л      ¦              ¦
+-------------+-----------+-----------+-----------+--------------¦
¦Верхняя Пышма¦54,5       ¦0,01 - 2,0 ¦1,0 - 30,0 ¦3,1 - 180,0   ¦
¦             ¦           ¦           ¦           ¦              ¦
¦Верх -       ¦6,3        ¦0,2 - 3,0  ¦1,0 - 10,0 ¦13,1 - 486,7  ¦
¦Нейвинский   ¦           ¦           ¦           ¦              ¦
¦             ¦           ¦           ¦           ¦              ¦
¦Екатеринбург ¦1325,5     ¦0,04 - 3,8 ¦0,01 - 20,0¦7,3 - 579,6   ¦
¦             ¦           ¦           ¦           ¦              ¦
¦Кировград    ¦50,9       ¦0,2 - 12,0 ¦1,0 - 20,0 ¦14,9 - 2250,0 ¦
¦             ¦           ¦           ¦           ¦              ¦
¦Красноуральск¦34,5       ¦0,02 - 8,0 ¦6,0 - 30,0 ¦42,9 - 790,8  ¦
¦             ¦           ¦           ¦           ¦              ¦
¦Первоуральск ¦136,6      ¦0,07 - 3,2 ¦0,01 - 30,0¦2,6 - 485,0   ¦
¦             ¦           ¦           ¦           ¦              ¦
¦Ревда        ¦65,7       ¦0,1 - 5,9  ¦0,05 - 30,0¦9,3 - 364,0   ¦
+----------------------------------------------------------------+

Высокие уровни загрязнения окружающей среды свинцом обуславливают кумуляцию металла в организме человека.

Таблица 2

Содержание свинца в молочных зубах детей, проживающих в
промышленных центрах Свердловской области, мкг/г

+----------------------------------------------------------------+
¦Город        ¦Количество   ¦Минимальное¦Максимальное¦Среднее    ¦
¦             ¦обследованных¦содержание ¦содержание  ¦содержание ¦
¦             ¦детей        ¦свинца     ¦свинца      ¦свинца     ¦
+-------------+-------------+-----------+------------+-----------¦
¦Верхняя Пышма¦14           ¦17,1       ¦297,3       ¦73,1       ¦
¦             ¦             ¦           ¦            ¦           ¦
¦Верх -       ¦19           ¦155,0      ¦689,2       ¦266,6      ¦
¦Нейвинский   ¦             ¦           ¦            ¦           ¦
¦             ¦             ¦           ¦            ¦           ¦
¦Кировград    ¦23           ¦0,1        ¦92,9        ¦28,1       ¦
¦             ¦             ¦           ¦            ¦           ¦
¦Красноуральск¦18           ¦28,7       ¦87,7        ¦54,4       ¦
+----------------------------------------------------------------+

По стандартам США допустимая величина содержания свинца в молочных зубах составляет 30 мкг/г. Как следует из приведенных данных, максимальные концентрации свинца в молочных зубах детей в п. Верх - Нейвинском превышают этот стандарт в 22,9 раза, в г. Верхняя Пышма - в 9,9 раза, в г. Кировграде - в 3,1 раза, в г. Красноуральске - в 2,9 раза.

В г. Красноуральске проведены исследования содержания свинца в крови и волосах детей. Средняя концентрация свинца в крови найдена равной 13,5 + (-) 0,05 мкг/100 мл. Следует отметить, что у обследованных детей величины, не превышающие относительно безопасный уровень свинца в крови 10 мкг/100 мл, обнаружены лишь в 35,5 проц. случаев (но не ниже 5,0 мкг/100 мл), в то время как у 50,5 проц. детей они варьировали от свыше 10 до 20, а у 14% превышали 20 (вплоть до 46,3) мкг/100 мл. Средние значения концентрации свинца в крови обследованных детей оказались не зависящими от возраста и пола.

Концентрации свинца в волосах детей Красноуральска составили от 8,0 до 17,0 мкг/г, в среднем 11,4 + (-) 0,27 мкг/г. Средняя величина превышает обычно принимаемую безопасную в 1,3 раза, а максимальная - в 1,9 раза.

Высокая токсическая нагрузка, связанная с воздействием свинца как промышленного, так и автотранспортного происхождения, обусловливает неудовлетворительное состояние здоровья населения.

Вместе с тем, как и в большинстве других регионов в Свердловской области проведены лишь единичные исследования по оценке влияния свинца на небольшие субпопуляции без изучения всех возможных путей поступления и выполнены ограниченными силами. Недостаточная оценка опасности всех источников и путей поступления свинца в организм связана с проблемами существующего мониторинга факторов окружающей среды, ограниченными возможностями финансирования, отсутствием методических и общесистемных решений по охране здоровья и медико - биологической реабилитации населения.

Анализ степени поражения функциональных систем организма в зависимости от степени токсической нагрузки позволил выявить, что длительное и постоянное поступление в организм детей и подростков токсических веществ, среди которых ведущее место занимает свинец, вызывает срыв механизмов защиты и развитие симптомов хронической интоксикации, а также снижение функции эндокринной системы и ведет к преобладанию в развивающемся организме процессов дистрофии.

С целью решения указанных проблем в рамках областной целевой программы предполагается провести комплексные работы по оценке опасности, обоснованию, разработке и реализации мер по управлению риском свинцового загрязнения для здоровья населения Свердловской области.

3. Основные цели и задачи программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»