В настоящее время население Свердловской области оплачивает услуги газоснабжения по тарифам, введенным в действие с 1 февраля 1997 г., т. е. уровень тарифов остается неизменным уже 2 года.
За этот период произошли существенные изменения в расходах, связанных с обеспечением населения природным и сжиженным газом.
Оптовая цена на природный газ, отпускаемый на коммунально бытовые нужды населения, увеличилась в 1,56 раза.
Согласно решению ФЭК России от 30.12.98 N 52/2, с 1 марта 1999 года оптовая цена на природный газ, отпускаемый на коммунально бытовые нужды населения, повышена еще в 1,2 раза, т. е. увеличивается почти вдвое по сравнению с учтенной в действующих тарифах.
Расходы, связанные с реализацией сжиженного газа, возросли в 1,4 раза.
Непосредственное влияние на дальнейшее увеличение затрат газовых служб оказывает рост инфляции и соответствующее удорожание материальных ресурсов, ремонтных и профилактических работ. За 4 квартал рост цен производителей промышленной продукции в области составил 23 проц. (против учтенного в действующих тарифах 1,3 проц.). Ожидаемая инфляция в 1999 г. по оптимистическим прогнозам Правительства РФ составит 30 проц. Таким образом, общее увеличение затрат прогнозируется в размере 60 проц. Даже без учета увеличения расходов на оплату труда работников газовых служб затраты по реализации газа населению увеличатся на 25 проц.
С учетом перечисленных факторов сохранение действующих тарифов приведет к получению убытков газовых служб на общую сумму 48 млн. руб., которая не компенсируется даже с учетом дотаций, предусмотренных в областном бюджете в размере 29,4 млн. руб.
Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение населения области газом для коммунально - бытовых нужд, принято решение о повышении действующих тарифов на 40% до уровня, обеспечивающего возмещение экономически обоснованных затрат.
Увеличение тарифов на услуги газоснабжения на 40 проц. означает, что платежи населения за плиту, работающую на природном газе, увеличатся на 1 руб. 48 коп. с человека в месяц. Стоимость 1 кг сжиженного емкостного газа возрастет на 36 копеек, баллонного на 60 копеек, что в расчете на 1 человека в месяц составит соответственно 1 руб. 80 коп. и 3 руб.
Безусловно, любое повышение тарифов населением оценивается негативно, особенно если пенсии и зарплаты не увеличиваются.
Повышение тарифов на газ на 40 проц. за два года на фоне скачка свободных рыночных цен на основные продукты питания в августе 1998 года наглядно демонстрирует отличие государственного регулирования от рыночного. Прежде чем принять решение о повышении регулируемых цен (тарифов), Правительством области тщательно просчитаны все затраты (вплоть до принятия решения не индексировать зарплату работников газовых служб, учитываемую в тарифах), взвешиваются последствия. Для повышения свободных (рыночных) цен достаточно известия о повышении курса доллара США.
К сожалению, невозможно гарантировать стабилизацию цен в условиях нестабильной экономики, но государственное регулирование цен обеспечивает их экономическую обоснованность, прозрачность для потребителя, не говоря уже о разнице в темпах роста.
Комитет ценовой политики
Свердловской области