ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению правительства
Свердловской области
от 16 июля 1998 года N 735-п
ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ
педагогических и руководящих работников
системы образования и образовательных учреждений
Свердловской области в 1993-1997 годах
Аттестация педагогических и руководящих работников системы образования и аттестация образовательных учреждений Свердловской области осуществляются в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
По своей сущности аттестация - акт государственно общественного контроля, выявляющий соответствие результата образования, уровня профессиональной компетентности педагогов, качества предоставляемых образовательных услуг требованиям государственных образовательных стандартов.
Одновременно аттестация - механизм, обеспечивающий развитие образования в Свердловской области через стимулирование профессионального роста педагогов как условие качественного изменения процесса и результата образования.
Введенная в 1993 году система аттестации, через которую в течение четырех лет прошло 65,9 тысячи педагогических руководящих работников, имела целью стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда.
На 1 января 1998 года в системе образования Свердловской области аттестовано 82,8 проц. от общего числа педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Из них по высшей категории аттестовано - 2,05 проц.; по первой категории 29,7 проц.; по второй категории - 54 проц.; по третьей категории - 14,25 проц.
Анализ практики аттестации педагогических и руководящих работников показал, что она оказала существенное влияние на реализацию программных целей развития регионального образования в 1991-1997 годах, а именно:
- стимулировала освоение педагогами концептуальных и нормативно - правовых оснований развития регионального образования;
- содействовала росту творческой активности педагогов;
- ввела в действие новые моральные и материальные стимулы и возможности для роста профессиональной квалификации педагогов;
- обеспечивала в некоторой степени социальную защищенность и сохранение педагогических кадров в условиях нарастающих проблем финансирования образования.
К началу 1998 года в области было аттестовано 80 проц. учреждений общего образования.
Анализ практики аттестации образовательных учреждений показал, что она:
- инициировала начало создания образовательными учреждениями педагогических условий реализации законных прав обучающихся на качественное образование;
- обеспечила образовательным учреждениям возможность реализации и развития избранных ими моделей образовательных процессов;
- стимулировала процесс перехода от единых типов образовательных учреждений (школа, среднее профессионально техническое училище, педагогическое училище) к их дифференциации в связи с развивающимся многообразием образовательных потребностей населения.
Таким образом, результаты реализации областной модели аттестации позволяют сделать вывод, что апробирован системный подход к проведению аттестации, характеризующийся стабильностью, управляемостью и эффективностью.
Оценивая в целом результативность развиваемых в Свердловской области моделей аттестации педагогов и образовательных учреждений, необходимо отметить, что эти виды аттестации создали предпосылки для дальнейшего развития региональной системы образования в соответствии с Программой реализации политики правительства Свердловской области в сфере образования.
Вместе с тем аттестация пока остается скорее государственно ведомственным, чем государственно - общественным актом. Ее основные виды недостаточно взаимосвязаны друг с другом. Результаты аттестации в недостаточной степени используются в управлении образовательными учреждениями и территориальными образовательными комплексами. Вследствие этого влияние фактора аттестации на реализацию прав граждан на образование остается недостаточно эффективным.
Дальнейшее развитие аттестации требует:
- установления связи результатов аттестации педагогов и образовательных учреждений (категорий) с результатами их деятельности по практическому осуществлению прав личности на качественное образование;
- повышения активности и компетентности, преодоления элементов формализма в деятельности субъектов управления образованием по организации аттестации;
- преодоления ведомственного характера аттестации и превращения ее в государственно - общественный акт констатации достижений педагогов и образовательных учреждений.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением правительства
Свердловской области
от 16 июля 1998 года N 735-п