ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 1998 года N 735-п
О правовом регулировании аттестации педагогических
и руководящих работников образования, аттестации
образовательных учреждений Свердловской области
___________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Свердловской области от 16 июня 2004 года N 517-ПП
___________________________
Рассмотрев итоги аттестации педагогических и руководящих работников системы образования и образовательных учреждений, проводимой в Свердловской области с 1993 года, правительство Свердловской области отмечает эффективность проведения аттестации, необходимость ее продолжения и совершенствования как механизма развития образования. Вместе с тем отдельные вопросы аттестации работников образования и образовательных учреждений надлежащим образом не урегулированы.
В целях обеспечения единого нормативно - правового подхода к аттестации педагогических работников и аттестации образовательных учреждений правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению информацию Департамента образования об итогах аттестации педагогических и руководящих работников системы образования и аттестации образовательных учреждений Свердловской области в 1993 - 1997 годах (приложение).
2. Утвердить Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Свердловской области (прилагается).
3. Утвердить Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Свердловской области (прилагается).
4. Ввести в действие Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Свердловской области и Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Свердловской области со дня официального опубликования.
5. Департаменту образования Свердловской области (Нестеров В. В.):
5.1. Разработать и представить в правительство области для утверждения критерии для установления категории образовательным учреждениям в срок до 1 августа 1998 года.
5.2. Организовать проведение дифференциации всех образовательных учреждений Свердловской области по категориям в срок до 31 декабря 1998 года.
6. Главам муниципальных образований внести необходимые изменения в нормативные документы, регулирующие проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
7. Опубликовать текст настоящего постановления, приложение к нему. Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Свердловской области, Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Свердловской области в "Областной газете".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на директора Департамента образования Свердловской области Нестерова В. В.
Председатель правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению правительства
Свердловской области
от 16 июля 1998 года N 735-п
ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ
педагогических и руководящих работников
системы образования и образовательных учреждений
Свердловской области в 1993-1997 годах
Аттестация педагогических и руководящих работников системы образования и аттестация образовательных учреждений Свердловской области осуществляются в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
По своей сущности аттестация - акт государственно общественного контроля, выявляющий соответствие результата образования, уровня профессиональной компетентности педагогов, качества предоставляемых образовательных услуг требованиям государственных образовательных стандартов.
Одновременно аттестация - механизм, обеспечивающий развитие образования в Свердловской области через стимулирование профессионального роста педагогов как условие качественного изменения процесса и результата образования.
Введенная в 1993 году система аттестации, через которую в течение четырех лет прошло 65,9 тысячи педагогических руководящих работников, имела целью стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда.
На 1 января 1998 года в системе образования Свердловской области аттестовано 82,8 проц. от общего числа педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Из них по высшей категории аттестовано - 2,05 проц.; по первой категории 29,7 проц.; по второй категории - 54 проц.; по третьей категории - 14,25 проц.
Анализ практики аттестации педагогических и руководящих работников показал, что она оказала существенное влияние на реализацию программных целей развития регионального образования в 1991-1997 годах, а именно:
- стимулировала освоение педагогами концептуальных и нормативно - правовых оснований развития регионального образования;
- содействовала росту творческой активности педагогов;
- ввела в действие новые моральные и материальные стимулы и возможности для роста профессиональной квалификации педагогов;
- обеспечивала в некоторой степени социальную защищенность и сохранение педагогических кадров в условиях нарастающих проблем финансирования образования.
К началу 1998 года в области было аттестовано 80 проц. учреждений общего образования.
Анализ практики аттестации образовательных учреждений показал, что она:
- инициировала начало создания образовательными учреждениями педагогических условий реализации законных прав обучающихся на качественное образование;
- обеспечила образовательным учреждениям возможность реализации и развития избранных ими моделей образовательных процессов;
- стимулировала процесс перехода от единых типов образовательных учреждений (школа, среднее профессионально техническое училище, педагогическое училище) к их дифференциации в связи с развивающимся многообразием образовательных потребностей населения.
Таким образом, результаты реализации областной модели аттестации позволяют сделать вывод, что апробирован системный подход к проведению аттестации, характеризующийся стабильностью, управляемостью и эффективностью.
Оценивая в целом результативность развиваемых в Свердловской области моделей аттестации педагогов и образовательных учреждений, необходимо отметить, что эти виды аттестации создали предпосылки для дальнейшего развития региональной системы образования в соответствии с Программой реализации политики правительства Свердловской области в сфере образования.
Вместе с тем аттестация пока остается скорее государственно ведомственным, чем государственно - общественным актом. Ее основные виды недостаточно взаимосвязаны друг с другом. Результаты аттестации в недостаточной степени используются в управлении образовательными учреждениями и территориальными образовательными комплексами. Вследствие этого влияние фактора аттестации на реализацию прав граждан на образование остается недостаточно эффективным.
Дальнейшее развитие аттестации требует:
- установления связи результатов аттестации педагогов и образовательных учреждений (категорий) с результатами их деятельности по практическому осуществлению прав личности на качественное образование;
- повышения активности и компетентности, преодоления элементов формализма в деятельности субъектов управления образованием по организации аттестации;
- преодоления ведомственного характера аттестации и превращения ее в государственно - общественный акт констатации достижений педагогов и образовательных учреждений.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением правительства
Свердловской области
от 16 июля 1998 года N 735-п
Настоящее Положение в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 17.06.93 N 256 определяет порядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Свердловской области.
Действие настоящего Положения распространяется на все находящиеся на территории Свердловской области учреждения и организации образования, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления Свердловской области. Настоящее Положение является единым и обязательным для исполнения на всей территории Свердловской области. Принятие муниципальных и других положений об аттестации не допускается.
Негосударственные образовательные учреждения могут руководствоваться настоящим Положением при разработке собственных положений об аттестации.
Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по представлению Департамента образования Свердловской области правительством Свердловской области.
1.1. Аттестация - это основанная на научных принципах экспертиза уровня квалификации, качества и продуктивности профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников с установлением квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки.
1.2. Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференцирования оплаты их труда.
Задачами аттестации являются целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников, обеспечение соответствия между качеством их деятельности и оплатой труда, управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности обучающихся (воспитанников).
1.3. Основными принципами аттестации являются добровольность, открытость, коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективно гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
1.4. Нормативной основой для проведения аттестации являются Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, настоящее Положение, квалификационные характеристики, утверждаемые Министерством общего и профессионального образования РФ в установленном порядке, Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и другие нормативные акты Правительства РФ, Министерства общего и профессионального образования РФ, правительства Свердловской области.
1.5. Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Квалификационные категории педагогическими руководящим работникам присваиваются на срок 5 лет.
1.6. Аттестацию в соответствии с настоящим Положением могут проходить педагогические и руководящие работники учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, занимающие должности, по которым предусмотрено наличие квалификационных категорий.
1.7. Аттестация для вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений является обязательной в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона РФ "Об образовании". Успешное прохождение аттестации является необходимым требованием для назначения на должность руководителя (директора, начальника, заведующего) образовательного учреждения.
Аттестация для вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений проводится в виде квалификационного экзамена без присвоения квалификационной категории. Для проведения аттестации руководитель вышестоящего органа управления образованием своим приказом формирует аттестационную комиссию, которая самостоятельно осуществляет подготовку и проведение аттестации, выносит решение о достаточности профессиональной компетентности аттестуемого для занятия им руководящей должности.
1.8. Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию, разряды оплаты труда ЕТС устанавливаются:
- педагогическим работникам (специалистам учреждений образования) - в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности);
- руководящим работникам учреждений образования - по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.
1.9. Аттестация педагогических и руководящих работников, не имеющих квалификационной категории, в исключительных случаях может быть проведена по инициативе администрации, органа самоуправления учреждения образования, органа управления образованием с целью определения (подтверждения) уровня квалификации работника и соответствия его занимаемой должности.
1.10. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защищенности педагогических и руководящих работников учреждений образования осуществляют государственные органы управления образованием Свердловской области.
2.1. Задачей аттестационной комиссии является обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников за последние 5 лет, предшествующих их аттестации.
Аттестационные комиссии всех уровней, руководствуясь настоящим Положением и рекомендациями Департамента образования Свердловской области, определяют процедуры и конкретные сроки проведения аттестации, производят сбор и анализ информации об уровне квалификации педагогических и руководящих работников.
2.2. Для проведения аттестации создаются:
- главная аттестационная комиссия;
- окружная аттестационная комиссия;
- муниципальная (районная, городская) аттестационная комиссия;
- аттестационная комиссия образовательного учреждения.
Решения главной аттестационной комиссии обязательны для исполнения иными (нижестоящими) аттестационными комиссиями и образовательными учреждениями.
2.2.1. Главная аттестационная комиссия создается Департаментом образования Свердловской области. Персональный состав и сроки полномочий главной аттестационной комиссии определяются приказом директора Департамента образования.
Главная аттестационная комиссия принимает решение о соответствии:
- высшей квалификационной категории педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Свердловской области;
- первой квалификационной категории руководящих работников учреждений, подведомственных Департаменту образования.
Комиссия вправе производить контроль за деятельностью нижестоящих аттестационных комиссий, получать необходимые ей документы органов управления образованием и аттестационных комиссий, проводить экспертизу научно - методического обеспечения и организации аттестации, представлять соответствующие заключения в государственные и муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения.
2.2.2. Окружная аттестационная комиссия создается по решению главной аттестационной комиссии при территориальном органе государственной исполнительной власти или учебном округе начального профессионального образования. Персональный состав и сроки полномочий окружной аттестационной комиссии определяются приказом руководителя округа.
Окружная аттестационная комиссия принимает решение о соответствии:
- руководящих работников муниципальных образовательных учреждений первой квалификационной категории;
- педагогических работников подведомственных Департаменту образования учреждений первой и второй квалификационным категориям;
- руководящих работников подведомственных Департаменту образования учреждений второй и третьей квалификационной категории.
Окружная аттестационная комиссия вправе производить контроль за деятельностью нижестоящих аттестационных комиссий, получать необходимые ей документы от органов управления образованием и аттестационных комиссий городов, районов и образовательных учреждений, представлять соответствующие заключения в главную аттестационную комиссию.
2.2.3. Муниципальная аттестационная комиссия создается соответствующим муниципальным органом управления образованием. Персональный состав и сроки ее полномочий определяются приказом руководителя муниципального органа управления образованием. Данная комиссия принимает решение о соответствии:
- первой и второй квалификационной категории педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;