1.1. Социальная паспортизация микрорайонов - комплекс мероприятий, направленный на создание информационно аналитической базы экспертной оценки социального положения детей и молодежи, а также состояния обеспеченности детей, подростков и молодежи культурно - образовательными, досуговыми и социальными учреждениями в целях обеспечения научно - методической основы программирования работы досуговых центров, клубов по месту жительства и социальных служб на территориях микрорайонов в 1998/1999 учебном году.
Социальная паспортизация является одним из основных элементов реализации городской "Программы поддержки и развития клубной работы" (далее - Программа), направленный на определение целевого адресата работы учреждений органов по делам молодежи (клубов по месту жительства, служб, центров) в конкретном местожительстве, формирование системы критериев оценки социальной эффективности выполнения программ социально - клубной, социально - молодежной работы, поиск и активизацию различных форм работы с молодежью по месту жительства государственных и общественных организаций.
Социальная паспортизация является методической формой поддержки специалистов и коллективов клубов по месту жительства в выборе целевых установок своей работы и, в дальнейшем, в программировании содержания и форм работы с молодежью в микрорайоне. Ее результаты служат аналитической основой формирования приоритетов адресного социального заказа по социально - молодежной работе на следующий учебный год.
Социальный паспорт микрорайона (далее - СПМ) вводится как один из организационных документов учреждений органов по делам молодежи (наряду с паспортом и программой развития учреждений), который определяет условия программирования содержания и форм деятельности клуба или службы и соответствие программ клубной работы специфике местожительства, запросу конкретных категорий молодежи микрорайона на целевые (адресные) формы и содержание культурно - досуговой и социальной работы учреждений органов по делам молодежи.
1.2. Основной целью мероприятий по паспортизации является подготовка статистической базы социального положения детей и молодежи, состояния молодежного контингента и обслуживающей его инфраструктуры культурных и социальных учреждений в микрорайонах, которые обслуживают социальные службы, центры и клубы по месту жительства.
Паспортизация направлена также на:
- определение социокультурных характеристик закрепленных за клубами и другими учреждениями территорий обслуживаемых микрорайонов;
- дифференциацию категорий молодежи, проживающей в микрорайоне, выделение адресных для различных форм социально - клубной работы категорий и групп молодежи;
- оформление адресного социального заказа местожительства на работу учреждений органов по делам молодежи, определение содержания проблем различных категорий молодежи для работы учреждений органов по делам молодежи;
- создание условий для организации взаимодействия клубов с учреждениями других ведомств, а также негосударственных организаций, работающих с различными категориями молодежи;
- формирование экспертной базы оценки социальной эффективности работы учреждений органов по делам молодежи;
- определение приоритетных направлений районных и городской программ Комитетов по делам молодежи на следующий учебный год.
1.3. Результатами проводимой паспортизации микрорайонов должны стать:
- определение общего числа детей и молодежи, проживающей в микрорайоне, дифференциация его на социальные категории, выделение адресных категорий и социальных групп молодежи в местожительстве, которое обслуживает клуб, центр, служба;
- определение проблем молодежной среды микрорайона, которые решает или может решить клуб;
- определение приоритетов работы клубов в местожительстве, разработка программ работы специалистов с адресными категориями молодежи на базе клубов и служб органов по делам молодежи;
- формирование базы данных о содержании, формах, руководителях и специалистах учреждений и организаций, реализующих программы культурно - образовательной, досуговой и социальной работы с детьми и молодежью;
- выработка межведомственных проектов специалистами клубов, служб и других учреждений, расположенных в микрорайоне, работающих с молодежью в микрорайоне;
- определение групп детей и молодежи, характеризующихся крайним социальным неблагополучием и нуждающихся во внимании со стороны социальных ведомств и социальных работников.
1.4. Общим итогом социальной паспортизации, проводимой в рамках городской Программы, является разработка на основе аналитических отчетов конкретных механизмов программирования целей, содержания и методик социально - молодежной работы, нормативного и финансово - бюджетного обеспечения клубной работы, технологий социокультурного обслуживания детей и молодежи специалистами и учреждениями органов по делам молодежи в микрорайонах по месту жительства, включая:
- разработку подходов к формированию адресного социального заказа местожительства для учреждений и специалистов органов по делам молодежи;
- программирование форм соорганизации деятельности учреждений, клубных коллективов, специалистов, работающих с молодежью по месту жительства:
- предварительное определение содержания деятельности специалистов по социальной работе с молодежью;
- разработку нормативов финансово - бюджетного обеспечения работы учреждений органов по делам молодежи;
- установление межведомственных контактов специалистов и руководителей для разработки совместных проектов по решению острых социальных проблем конкретных категорий молодежи города.