Основой методики социальной паспортизации микрорайона является заполнение Социального паспорта микрорайона (приложение 1) и подготовка Аналитической записки (приложение 2) по ее результатам. Более подробные рекомендации по составлению паспорта призваны сориентировать специалиста на дальнейшую работу с аналитической запиской.
3.1. Методика заполнения СПМ.
Социальный паспорт микрорайона состоит из трех основных частей:
- краткая социально - культурная характеристика микрорайона (I блок):
- статистическая база молодежного контингента микрорайона (II блок);
- характеристика культурно - образовательной и социальной инфраструктуры работы с молодежью государственных и негосударственных учреждений и организаций (образовательные, спортивные, досуговые учреждения и виды услуг предоставляемые молодежи, общественные формальные и неформальные организации и объединения молодежи и граждан на Территории микрорайона и т. п.) (III блок).
СПМ в части краткой характеристики микрорайона - I блок: пп. 1, 10, 11 - заполняется специалистом самостоятельно в свободной форме.
Задача этой части паспорта - сформулировать общее представление о микрорайоне, укладах жизнедеятельности населения, способах соорганизации сообществ по месту жительства, ценностных ориентациях, основных занятиях взрослых поколений, уровне жизни отдельных категорий населения. В эту же часть паспорта входит краткая история микрорайона, включая характеристику состояния социальной инфраструктуры муниципальной, ведомственной, общественной или частной принадлежности, обслуживающей интересы и потребности молодых людей (состояние детских и спортивных площадок, благоустроенных мест отдыха, их степень безопасности и доступности для молодых, виды и формы платных досуговых и других услуг в микрорайоне), описание проблемных и опасных (рисковых) зон жизнедеятельности молодежи.
СПМ в части статистических данных молодежного контингента - II блок: пп. 2 - 4 - заполняется на основе статистических данных по населению микрорайона, имеющихся в распоряжении отделов и служб администрации районов и города, школ, паспортных служб домоуправлений, учреждений здравоохранения.
Заполняя пункт 2 "Характеристика населения микрорайона" по параметру "Молодежь", специалистам следует ориентироваться на категорию населения в возрасте от 0 до 30 лет. Информацию по молодежи в возрасте от О до 16 лет возможно получить в детских поликлиниках, в возрасте от 16 до 30 лет в паспортных столах по месту прописки или регистрации по месту жительства. Сведения по параметру "Средний возраст" могут быть получены в паспортном столе домоуправления, по параметру "Пенсионеры" - в отделах социального обеспечения, местных советах ветеранов. Заполнение этого пункта дает возможность руководителям и специалистам прослеживать динамику изменений в составе населения на территории микрорайона, возрастные особенности местожительства, а при обобщенном анализе данных СПМ выявлять более "молодежные" микрорайоны, требующие особого внимания. Конкретные источники (включая должность, контактный телефон и адрес источника) информации необходимо фиксировать для возможности повторного обращения, а также для облегчения проведения паспортизации в последующем.
Пункт 2.2 характеризует семьи, проживающие в микрорайоне. При заполнении этого пункта лучше обратиться к информации, имеющейся в школах, районных отделах социального обеспечения и ОППН. При подготовке СПМ был использован термин социально - неблагополучные семьи. Специалист вправе дополнить этот пункт другими категориями семей, в которых дети и подростки, на его взгляд, нуждаются в поддержке со стороны специалистов учреждений органов по делам молодежи. При составлении паспорта следует обратить внимание на следующие категории семей:
- неполные семьи, где детей воспитывает один родитель, или на ребенка оформлено опекунство:
- семьи, в которых воспитываются дети - инвалиды;
- семьи, в которых дети состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
- семьи, в которых дети не посещают школу или другие образовательные учреждения;
- семьи, в которых родители остались без работы.
По пункту 2.3 "Многодетные семьи" сведения по параметрам адрес, состав семьи, возраст детей можно получить в районном отделе ЗАГСа. По параметрам материальное положение и средний доход на каждого члена семьи сведения рекомендуется получать при непосредственной встрече со взрослыми членами многодетных семей. Так как одной из задач в работе с социальным паспортом по этому пункту является знакомство специалистов по работе с молодежью, социальных педагогов с многодетными семьями, проживающими в микрорайоне, то необходимо планировать время специалиста на посещение многодетных семей. В категорию многодетных семей входят семьи, имеющие более трех детей.
К категории "Молодые семьи", п. 2.4, относятся семьи с детьми дошкольного возраста, еще не посещающими образовательные учреждения, а также проживающие совместно не более 3-х лет. Сведения о таких семьях можно получить в детских поликлиниках, отделах ЗАГСа. При составлении паспорта необходимо выделить количество детей в таких семьях, которые не посещают детские дошкольные учреждения. Рекомендуется к этому пункту составить перечень основных причин непосещений. Работу по этому пункту паспорта рекомендуется организовывать так же, как по пункту 2.3.
Пункт 3 "Возрастная характеристика молодежи микрорайона" заполняется также на основе статистической базы учреждений других ведомств. По поло - возрастным характеристикам (девушки, юноши):
- 0 - 6 лет - учреждения здравоохранения (детские поликлиники),
- 7 - 13 лет - учреждения образования, учреждения здравоохранения,
- 14 - 16 лет - учреждения образования, паспортные столы домоуправлений,
- 17 - 30 лет - паспортные столы домоуправлений.
По юношам в возрасте от 14 лет сведения могут собираться в районных военных комиссариатах. Там же собирается информация по состоянию здоровья подростков и молодых людей (по результатам медицинских комиссий) в пункт 4; по девушкам информация о состоянии здоровья до 16 лет собирается в учреждениях здравоохранения. Параметры (формальные поло - возрастные характеристики) для заполнения данного пункта в целом соответствуют психолого - возрастным особенностям развития молодого человека и информация по этому пункту позволяет специалисту выделить наиболее массовую часть адресата социально досуговой работы в микрорайоне, выбрать научно - обоснованные формы и методики своей работы с различными возрастными категориями молодежи.
Пункт 4 "Социальная характеристика молодежи" предполагает расшифровку п. 2.2 по категориям детей и подросткам и количеству человек каждой категории. Сведения для заполнения этого пункта специалист может получить в тех же учреждениях, что и для п. 2.2.
Общим результатом заполнения второй части паспорта является статистическая информация, дающая представление о состоянии и дифференциации молодежного контингента в микрорайоне.
Третий блок (III) СПМ характеризует образовательные, спортивные, досуговые и другие учреждения, деятельность которых ориентирована на молодежь.
Задачи работы по заполнению этой части паспорта - сбор данных об услугах и видах деятельности в учреждениях других ведомств, работающих с молодежью по своему профилю в микрорайоне, знакомство специалистов служб и учреждений, работающих с молодежью с профильными и межведомственными программами и проектами, направленными на конкретные категории молодежи. При работе над этой частью - пп. 5 - 9, 12, 13 - рекомендуется обращать внимание на доступность предлагаемых учреждениями услуг для молодежи, возможности материальной базы учреждений в организации совместных мероприятий, систематичность проведения открытых и массовых мероприятий, уровень их популярности в микрорайоне (этот показатель является одним из критериев оценки работы учреждения по привлечению молодого населения микрорайона к своей деятельности), известность и привлекательность того или иного учреждения для молодых людей. Рекомендуется также выделить особые (уникальные), характеризующие именно это учреждение (микрорайон), услуги или виды внешкольной деятельности, социальные программы.
Часть третья паспорта составляется преимущественно самостоятельно в режиме непосредственного знакомства с руководителями и специалистами перечисленных в пп. 5 - 9, 12, 13 учреждений.