ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 1998 года N 199-п
Об утверждении Программы мониторинга земель Свердловской
области
_________________________________________________________________________________________________________________
постановление утратило силу, см. Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.01 № 37-ПП
_________________________________________________________________________________________________________________
В соответствии с Положением о мониторинге земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 491 и постановлением Главы администрации Свердловской области от 5 июня 1995 года N 290 "Об утверждении Программы мониторинга земель Свердловской области", Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную целевую программу "Мониторинг земель Свердловской области на 1998 - 2000 гг.".
2. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге земель Свердловской области.
3. Государственным заказчиком по выполнению программы мониторинга земель определить Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области.
4. Департаменту финансов Свердловской области профинансировать работы по мониторингу земель в 1998 - 2000 годах в объемах согласно программе.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области Чемезова С. М.
Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Свердловской области
от 27 февраля 1998 года N 199-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ
ПРОГРАММА "МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦ Государственная целевая экологическая ¦
¦Программы ¦ среднесрочная программа Мониторинг земель ¦
¦ ¦ Свердловской области ¦
¦ ¦ ¦
¦Основание для ¦ Земельный Кодекс РСФСР, Постановление ¦
¦разработки ¦ Правительства Российской ¦
¦Программы ¦ Федерации "О мониторинге земель" N 491 от ¦
¦ ¦ 15 июля 1992 г., Государственная программа¦
¦ ¦ мониторинга земель Российской Федерации на¦
¦ ¦ 1993 - 1995 гг., утвержденная¦
¦ ¦ постановлением Правительства Российской¦
¦ ¦ Федерации N 100 от 5 февраля 1993 г.,¦
¦ ¦ приказ Роскомзема N 49 от 4 октября 1993¦
¦ ¦ г., постановление Правительства¦
¦ ¦ Свердловской области от 5 июня 1995 г. "Об¦
¦ ¦ утверждении программы мониторинга земель¦
¦ ¦ Свердловской области" ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственный ¦ Комитет по земельным ресурсам ¦
¦заказчик ¦ и землеустройству Свердловской области ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦
¦разработчики ¦ землеустройству Свердловской области, ¦
¦Программы ¦ Уральский государственный научно - ¦
¦ ¦ исследовательский и проектно - ¦
¦ ¦ изыскательский институт по землеустройству ¦
¦ ¦ с участием научных организаций ¦
¦ ¦ ¦
¦Цель и задачи ¦ Цель - организация и выполнение мониторинга¦
¦Программы ¦ земель на территории Свердловской области ¦
¦ ¦ и создание многоуровневой информационной¦
¦ ¦ базы мониторинга земель, создание постоянно¦
¦ ¦ действующей системы прогноза,¦
¦ ¦ предупреждения и выработки рекомендаций по¦
¦ ¦ предупреждению и устранению последствий¦
¦ ¦ негативных процессов, влияющих на качество¦
¦ ¦ и использование земель. В стратегическом¦
¦ ¦ плане - снижение техногенного влияния на¦
¦ ¦ природную среду, достижение экологического¦
¦ ¦ равновесия, сбалансированность потребления¦
¦ ¦ - восстановления ресурсов в антропогенных¦
¦ ¦ ландшафтах. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ Задачи - разработка нормативно - правовой, ¦
¦ ¦ научно - методической, организационной ¦
¦ ¦ базы и технологий, которые позволят с ¦
¦ ¦ 2000 года приступить к созданию постоянно ¦
¦ ¦ действующей системы мониторинга земель ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Информационное обеспечение государственного¦
¦ ¦ земельного кадастра, рационального¦
¦ ¦ землепользования и землеустройства,¦
¦ ¦ контроля за использованием и охраной земель¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Система мониторинга земель Свердловской¦
¦ ¦ области рассматривается как территориальная¦
¦ ¦ подсистема Государственной системы¦
¦ ¦ мониторинга земель Российской Федерации ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ Государственный мониторинг земель призван¦
¦ ¦ выполнять базовую связующую роль для всех¦
¦ ¦ других мониторингов и кадастров природных¦
¦ ¦ ресурсов ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки ¦ 1998 - 2000 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Генеральный ¦ Генеральным подрядчиком является ¦
¦подрядчик ¦ УралНИИгипрозем. Другими исполнителями ¦
¦и иные ¦ работ являются научные и проектные ¦
¦исполнители ¦ организации ¦
¦основных ¦ ¦
¦мероприятий ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Перечень основных ¦ Общественное и научно - техническое ¦
¦мероприятий ¦ обеспечение Программы ¦
¦ ¦ ¦
¦Объемы и ¦ Общий объем финансирования млрд. рублей ¦
¦источники ¦ (в ценах на 1 сентября 1997 года) 11.540 ¦
¦финансирования ¦ ¦
¦ ¦ в том числе за счет средств: ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ областного бюджета - 11.510 млрд. руб. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ областного экологического ¦
¦ ¦ фонда - 0.030 млрд. руб. ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемые ¦ В результате выполнения Государственной ¦
¦конечные ¦ целевой программы мониторинга земель ¦
¦результаты ¦ Свердловской области на 1998 - 2000 гг. ¦
¦реализации ¦ будет создана информационная база данных о ¦
¦Программы ¦ состоянии земельного фонда, что позволит ¦
¦ ¦ обоснованно судить о степени суммарного ¦
¦ ¦ воздействия негативных процессов и ¦
¦ ¦ явлений, выявлять закономерности в ¦
¦ ¦ развитии и своевременно проводить ¦
¦ ¦ диагностику и оценку этих процессов и ¦
¦ ¦ явлений, разрабатывать меры по ¦
¦ ¦ предупреждению и устранению последствий ¦
¦ ¦ негативных влияний техногенного и ¦
¦ ¦ природного характера, на более высоком ¦
¦ ¦ уровне осуществлять контроль за состоянием ¦
¦ ¦ земель, их использованием и охраной ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ Начиная с 2000 года должна быть создана¦
¦ ¦ многоуровневая информационная база ¦
¦ ¦ мониторинга земель, налаживаться постоянно ¦
¦ ¦ действующая система прогноза, ¦
¦ ¦ предупреждения и устранения последствий ¦
¦ ¦ негативных процессов, влияющих на качество ¦
¦ ¦ и использование земель ¦
¦ ¦ ¦
¦Система ¦ Контроль за выполнением Программы ¦
¦контроля за ¦ осуществляет Государственный заказчик - ¦
¦исполнением ¦ координатор - Комитет по земельным ¦
¦Программы ¦ ресурсам и землеустройству Свердловской ¦
¦ ¦ области и Государственный комитет по ¦
¦ ¦ охране окружающей среды Свердловской ¦
¦ ¦ области ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ Текущее управление мероприятиями¦
¦ ¦ осуществляет УралНИИгипрозем с участием ¦
¦ ¦ научных организаций. Для общей координации ¦
¦ ¦ работ при государственном заказчике - ¦
¦ ¦ координаторе Программы, создается ¦
¦ ¦ Координационный межведомственный Совет из ¦
¦ ¦ представителей заинтересованных органов и ¦
¦ ¦ экспертный Совет из ведущих специалистов и ¦
¦ ¦ ученых ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦УралНИИгипрозем и государственный заказчик ¦
¦ ¦ - координатор по итогам полугодия и ¦
¦ ¦ отчетного года направляют в Правительство ¦
¦ ¦ области информацию (доклад) о ходе работ ¦
¦ ¦ по реализации Программы ¦
+----------------------------------------------------------------+
Система мониторинга земель разрабатывается на основании земельного кодекса РСФСР, Постановления Правительства Российской Федерации "О мониторинге земель N 491 от 15 июля 1992 г., приказа Госкомзема N 49 от 4 октября 1993 г. и Государственной программы мониторинга земель Российской Федерации N 100 от 5 февраля 1993 г.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
(Анализ актуальности и исходного состояния проблемы)
За последние несколько десятилетий возрастающие негативные антропогенные воздействия на почвы привели к резкому снижению их плодородия, что создает угрозу национальной безопасности России. Это привело к безвозвратным потерям ценных земельных угодий, значительным ежегодным потерям урожая (30 - 40 млн. тонн в пересчете на зерно) и получению не пригодной для питания продукции, что отрицательно отражается на здоровье людей. При сохранении сложившейся обстановки по динамике проявления негативных процессов это может привести в ближайшее время к катастрофическим последствиям. В этой ситуации необходимо составление прогнозов использования и охраны земель, являющихся основой для планирования и проектирования использования земельных ресурсов на перспективу. При этом важно решить две основные задачи:
1. Восстановление и сохранение земельных ресурсов земли, как зеркала ландшафтного разнообразия.
2. Обеспечение экологической безопасности настоящий и будущих поколений людей путем производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, в том числе животноводства, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам не только сегодня, но и для будущих поколений людей.
Для достижения экологического равновесия требуется новый подход к хозяйственной деятельности. Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, должен в обязательном порядке предшествовать анализ разноаспектных, достоверных и регулярно обновляемых данных о ее состоянии.
Все это определяет необходимость организации систематических комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды (мониторинга) и, прежде всего, ее главного объекта - земли.
Необходимость развития работ по мониторингу земель подтверждается решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по результатам рассмотрения вопроса "О мерах по предотвращению деградации почв России с целью снижения угрозы национальной безопасности" (решение МВК от 14 декабря 1993 г.).
Состояние земель в Свердловской области, являющейся в этом отношении одной из наиболее неблагоприятных территорий Российской Федерации, ничуть не лучше. Высоким уровнем загрязнения воздуха, поверхностных вод, почвы характеризуется Горнозаводская часть области. Разовый экспертный учет, выполненный в 1985 г., показал, что в области 32,8 тыс. га загрязнено стоками промпредприятий, выбросами токсичных соединений в атмосферу, нарушением правил хранения ядохимикатов, гербицидов, удобрений предприятиями сельского хозяйства. Происходит деградация ландшафтов, появляются территории, опасные для проживания людей. Все это требует полной и достоверной информации в развитии негативных тенденций, их изменения, для выработки рекомендаций по их устранению.
Цель программы - организация и выполнение мониторинга земель на всей территории Свердловской области и создание многоуровневой информационной базы мониторинга земель, налаживание постоянно действующей системы прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.
Задачи - разработка нормативно - правовой, научно методической, организационной базы и технологий, которые позволяют с 2000 года приступить к созданию постоянно действующей системы мониторинга земель.
Программа реализуется за 3 года с 1998 по 2000 гг.
Программные мероприятия формируются по блокам.
1. Правовое и инструктивно - методическое обеспечение работ.
2. Базовые (исходные) исследования состояния земель на начало мониторинга земель (по категориям земель).
3. Районирование земельного фонда по основным негативным процессам и обоснование размещения сети мониторинга за динамическими показателями земель.
4. Создание системы мониторинга земель. Приобретение оргтехники и графического прикладного продукта типа ARC/INFO, обучение специалистов.
Государственным заказчиком является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области. Координаторами программы являются Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и Комитет по охране окружающей среды Свердловской области.
Генеральным подрядчиком - Уральский государственный научно исследовательский и проектно - изыскательский институт по землеустройству.
Исполнителями являются научные и проектные организации.
Государственный заказчик - координатор в необходимых случаях обеспечивает по отдельным проектам конкурсный отбор исполнителей в делах повышения качества работ и снижения стоимости.
Государственный заказчик - координатор Программы заключает договор с учетом выделенных лимитов средств с генеральным подрядчиком или с иными исполнителями.
Генеральный подрядчик заключает договоры с исполнителями (соисполнителями) в пределах выделенных лимитов.