Недействующий


СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

от 9 января 1998 года N 1-ОЗ

Об экологическом мониторинге

____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 марта 2005 года на основании
Закона Свердловской области от 28 марта 2005 года N 23-ОЗ
____________________________________________________________________

     

            Принят Областной Думой
                                         Законодательного Собрания
                                              Свердловской области
                                              16 декабря 1997 года


  Одобрен Палатой Представителей
                                         Законодательного Собрания
                                              Свердловской области
                                              26 декабря 1997 года

______________________________________________________________________________________________________________

  в закон внесены изменения, см. Закон Свердловской области от 24.04.01 № 39-ОЗ

______________________________________________________________________________________________________________

 Статья 1. Общие положения об экологическом
              мониторинге

1. Задачами экологического мониторинга являются обеспечение органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, организаций и граждан своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, их влиянии на здоровье населения, а также обеспечение их прогнозами об изменении экологической обстановки для принятия экологически обоснованных решений, разработки и реализации мер по оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности.

2. Экологический мониторинг -система наблюдений, оценки и прогнозирования состояния окружающей природной среды и экологической обстановки на основе инструментальных и иных измерений показателей состояния выделенных с этой целью объектов экологического мониторинга.

3. К объектам экологического мониторинга относятся:

1) источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

2) объекты повышенного экологического риска;

3) объекты и территориально обособленные участки природной среды (атмосферного воздуха, вод, недр и иных природных объектов);

4) группы населения, испытывающие негативное воздействие факторов окружающей среды;

5) радиационный фон и уровень радиационного загрязнения, измеряемые в точках контроля на заданной территории.

4. Субъектами экологического мониторинга являются:

1) исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на организацию и ведение работ по экологическому мониторингу;

2) органы местного самоуправления;

3) организации и индивидуальные предприниматели.

5. Система экологического мониторинга включает в себя подсистемы:

1) эколого -эпидемиологический мониторинг;

2) мониторинг окружающей природной среды;

3) мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую природную среду.

6. Экологический мониторинг ведется на областном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях в объемах, обеспечивающих получение целостной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и экологической обстановки, а также динамики их изменения.

Статья 2. Единый Реестр объектов экологического
              мониторинга

1. В Свердловской области ведется единый Реестр объектов экологического мониторинга.

2. Выделение объектов экологического мониторинга осуществляется во взаимосогласованном уполномоченными государственными органами по экологическому мониторингу порядке и включает:

1) исследование и описание объектов экологического мониторинга;

2) установление показателей состояния объектов экологического мониторинга -паспортных характеристик этих объектов, по которым осуществляются измерения и обеспечивается получение соответствующих данных экологического мониторинга;

3) установление численных и иных показателей состояния объектов экологического мониторинга, по которым состояние этих объектов оценивается как соответствующее норме;

4) установление и взаимное согласование уполномоченными государственными органами по экологическому мониторингу программ измерений показателей состояния объектов экологического мониторинга с указанием периодичности и последовательности измерений, увязки их во времени и пространстве и иных характеристик.

3. Основанием для выделения объектов в качестве объектов экологического мониторинга является превышение установленных показателей состояния объектов в сравнении с нормой по данным государственного экологического и иного государственного контроля и надзора, а также по официальным данным о состоянии окружающей природной среды и данным научных экологических и эколого -эпидемиологических исследований.

4. Особо охраняемые природные территории рассматриваются в качестве эталонных участков и опорных пунктов для оценки качества окружающей природной среды в областной системе экологического мониторинга.

Статья 3. Полномочия Правительства Свердловской области
              в сфере экологического мониторинга

Правительство Свердловской области:

1) устанавливает порядок ведения экологического мониторинга на территории Свердловской области; осуществляет координацию деятельности уполномоченных на ведение экологического мониторинга государственных органов и организаций;

2) организует разработку и выполнение областных целевых программ по экологическому мониторингу;

3) утверждает положения об уполномоченных государственных органах Свердловской области по экологическому мониторингу; заключает соглашения с федеральными исполнительными органами государственной власти об осуществлении их территориальными органами функций уполномоченных государственных органов Свердловской области по экологическому мониторингу;

4) ведет единый Реестр объектов экологического мониторинга;

5) образует информационно -аналитический центр по экологическому мониторингу и объединяет информационные ресурсы субъектов экологического мониторинга в единую информационную систему;

6) организует ведение экологического мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду, природных и иных объектов, находящихся под непосредственным управлением федеральных и областных исполнительных органов государственной власти;

7) определяет порядок пользования информационными ресурсами областной системы экологического мониторинга гражданами и юридическими лицами;

8) получает от уполномоченных государственных органов по экологическому мониторингу данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использует их при принятии решений по оздоровлению населения и окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов;

9) информирует население Свердловской области о принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

 Статья 4. Полномочия исполнительных органов
              государственной власти на территории Свердловской
              области, уполномоченных на организацию и ведение
              экологического мониторинга

1. Уполномоченными органами на организацию и ведение экологического мониторинга являются:

1) в подсистеме эколого -эпидемиологического мониторинга - Областной центр государственного санитарно -эпидемиологического надзора;

2) в подсистеме мониторинга окружающей природной среды - Уральское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, контрольно -надзорные органы природоресурсного блока в соответствии с их компетенцией (Уральский комитет по геологии и использованию недр, Комитет по водному хозяйству Свердловской области, Государственный комитет по охране окружающей среды Свердловской области, Свердловское управление лесами, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области, Управление охотничьего хозяйства Правительства Свердловской области, Государственная инспекция рыбоохраны по Свердловской области, Областной центр государственного санитарно -эпидемиологического надзора, иные государственные органы), Департамент сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области;

3) в подсистеме мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую природную среду - Государственный комитет по охране окружающей среды Свердловской области.

2. Исполнительные органы государственной власти на территории Свердловской области, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга:

1) организуют и осуществляют экологический мониторинг в его подсистемах соответственно сфере своей деятельности и компетенции;

2) выделяют объекты экологического мониторинга соответственно сферам своей деятельности по согласованию с другими государственными органами, уполномоченными на организацию и ведение экологического мониторинга, организуют проведение исследований по экологическому мониторингу, определяют в пределах своей компетенции перечень контролируемых показателей состояния объектов экологического мониторинга и состав представляемых им подконтрольными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими локальный мониторинг, обязательных документированных данных экологического мониторинга;

3) осуществляют в пределах своей компетенции инструктивно -методическое руководство ведением организациями и индивидуальными предпринимателями работ по экологическому мониторингу, координируют их деятельность, контролируют исполнение ими нормативных требований по организации и ведению работ по экологическому мониторингу;

4) доводят до сведения организаций и индивидуальных предпринимателей порядок обязательного представления документированных данных мониторинга, запрашивают и получают бесплатно от них данные экологического мониторинга;

5) организуют и обеспечивают ведение банков данных экологического мониторинга в сфере своей деятельности, организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия сведений, отнесенных законами Российской Федерации к категории ограниченного распространения; осуществляют информационный обмен с другими уполномоченными государственными органами;

6) устанавливают в пределах своей компетенции квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему ведение экологического мониторинга;

7) организуют обучение и подготовку специалистов в системе экологического мониторинга в сфере своей деятельности;

8) представляют данные экологического мониторинга в информационно -аналитический центр по экологическому мониторингу Правительства Свердловской области;

9) на основе данных экологического мониторинга информируют органы государственной власти, местного самоуправления, население об экологической обстановке на территории области, влиянии окружающей среды на здоровье людей, а также о принимаемых мерах по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности.

 Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления
              в сфере экологического мониторинга

Органы местного самоуправления муниципальных образований:

1) разрабатывают по согласованию с уполномоченными государственными органами по экологическому мониторингу и обеспечивают выполнение муниципальных программ по экологическому мониторингу, организуют и обеспечивают функционирование системы экологического мониторинга на муниципальном уровне;

2) вносят предложения в уполномоченные государственные органы по экологическому мониторингу о выделении объектов экологического мониторинга, расположенных на территории муниципального образования или оказывающих на нее трансграничное воздействие;

3) организуют ведение экологического мониторинга на источниках антропогенного воздействия на окружающую природную среду, природных и других объектах, находящихся под непосредственным управлением органов государственной власти Свердловской области, на основе и в рамках передачи им таких полномочий, соответствующих финансовых и иных средств;

4) запрашивают и бесплатно получают от организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, данные локального экологического мониторинга;

5) получают бесплатно из банков данных системы экологического мониторинга информацию о состоянии окружающей природной среды и об экологической обстановке на территории муниципального образования;

6) на основе данных экологического мониторинга информируют население об экологической обстановке, влиянии окружающей среды на здоровье людей, а также о принимаемых мерах по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности на территории муниципального образования;

7) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 6. Обязанности организаций и индивидуальных
              предпринимателей в сфере экологического мониторинга

1. Организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или риском воздействия на окружающую природную среду, в отношении подведомственных им выделенных и внесенных в единый Реестр объектов экологического мониторинга, обязаны:

1) обеспечивать создание необходимой материально -технической базы и ведение локального экологического мониторинга за свой счет;

2) вести локальный мониторинг с использованием утвержденных в установленном законодательством порядке методик, приборов и средств, обеспечивающих единство измерений;

3) определять должностных лиц, ответственных за ведение локального экологического мониторинга; обеспечивать их профессиональную подготовку в соответствии с установленными квалификационными требованиями;

4) представлять в установленные сроки и в установленных объемах уполномоченным государственным органам и органам местного самоуправления обязательные документированные данные локального экологического мониторинга.

2. Ведение локального экологического мониторинга осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями по разработанным ими в соответствии с установленными требованиями программам (регламентам), согласованным с уполномоченными государственными органами по экологическому мониторингу.

3. Уполномоченные государственные органы по экологическому мониторингу извещают уведомлением (предписанием) организации и индивидуальных предпринимателей о внесении подведомственных им объектов в единый Реестр объектов экологического мониторинга. Споры о сроках и объемах введения локального экологического мониторинга рассматриваются путем проведения согласительных процедур или в суде.

 Статья 7. Участие общественных объединений
              в ведении экологического мониторинга

1. Общественные экологические объединения имеют право обращаться в уполномоченные государственные органы по экологическому мониторингу с предложениями о выделении объектов экологического мониторинга и внесении их в единый Реестр объектов экологического мониторинга, а также участвовать на общих основаниях в ведении экологического мониторинга за счет своих и иных предусмотренных действующим законодательством средств.

2. Данные мониторинга и иная информация, полученные общественными экологическими объединениями в инициативном порядке, вносятся в информационную систему экологического мониторинга при выполнении соответствующих требований к качеству информационных ресурсов.

 Статья 8. Права граждан и их общественных объединений
              в сфере экологического мониторинга

1. Граждане и их общественные объединения имеют право обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам организации экологического мониторинга и получения информации о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье населения на территории своего проживания.

2. Государственные органы, уполномоченные на ведение экологического мониторинга, обязаны рассматривать жалобы и заявления граждан и их объединений о состоянии окружающей среды и извещать заявителей о результатах рассмотрения и принятых мерах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»