Плановые показатели решения экологических проблем муниципального уровня подразделяются на две группы:
- директивные показатели, определяющие необходимость соблюдения требований природоохранного законодательства при природопользовании, связанном с обеспечением жизнедеятельности населенных пунктов в коммунальной сфере:
- показатели рекомендательного характера, определяющие основные направления и содержание целевых муниципальных экологических программ.
2. Объектами муниципального уровня, по которым устанавливаются требования природоохранного законодательства, являются:
- свалки твердых бытовых отходов, мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы;
- инженерные сети городской ливневой канализации и очистные сооружения по очистке городских ливнестоков;
- сети коммунальной городской канализации и городские очистные сооружения;
- городские снежные свалки.
3. Для исполнительных органов местного самоуправления устанавливаются следующие требования по организации и ведению природоохранной деятельности:
- определение конкретных юридических лиц (муниципальные предприятия, службы и т. д.), ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства на объектах муниципального уровня (1996 г.);
- организация регистрации и паспортизации санкционированных и несанкционированных свалок ТБО в установленном порядке (1996 г.);
- разработка и реализация комплекса мер (экологических программ, планов природоохранных мероприятий и т. п.) по предотвращению вредного влияния свалок ТБО на окружающую природную среду;
- организация ведения контроля за воздействием свалок ТБО на окружающую среду;
- организация разработки схем инженерных сетей ливневой канализации в городах, проектирование и начало строительства сооружений по очистке ливнестоков (1996-1999 гг. и в дальнейшей перспективе);
- обеспечение разработки мероприятий по снижению и прекращению сброса загрязняющих веществ промышленного происхождения в сети коммунальной городской канализации с целью достижения городскими очистными сооружениями нормативов ПДС по загрязняющим веществам промышленного происхождения в сроки, установленные директивно-контрольными заданиями настоящей Программы (1996 год);
- выделение и организация обустройства специальных мест для размещения городских снежных свалок, проведения инвентаризации стоков талых вод и получения разрешений на их отведение (1996 год).
4. Необеспечение должностными лицами исполнительных органов местного самоуправления выполнения установленных пунктом 3 требований считается экологическим правонарушением с применением мер ответственности, предусмотренных законодательством. Контроль за выполнением указанных требований осуществляет Правительство Свердловской области и государственные природоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
5. При разработке целевых муниципальных экологических программ рекомендуется считать приоритетными направления, связанные, в первую очередь, с обеспечением экологического благополучия и экологической безопасности населения:
- обеспечение населения чистой питьевой водой за счет приобретения и использования установок доочистки питьевой воды коллективного пользования, приобретения и установки оборудования для озонирования и доочистки питьевой воды на фильтровальных станциях системы водоподготовки, путем организации и обустройства зон водоохраны источников питьевого водоснабжения городов, а также разведки и строительства водозаборов чистых подземных вод;
- выполнение комплекса мероприятий по снижению выбросов автотранспорта в атмосферу за счет строительства станций диагностики автомобилей, расширения использования экологически чистых видов городского транспорта на электрической тяге, строительства объездных дорог и транспортных развязок, посадки лесозащитных полос вдоль городских автомагистралей и т. п.;
- реализация программ охраны здоровья и реабилитации населения, подверженного повышенному экологическому риску;
- выполнение неотложных мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий экологических аварий и катастроф на предприятиях и объектах, расположенных на подведомственной территории;
- обеспечение выполнения комплекса мероприятий по ведению хозяйства в зеленой зоне;
- обеспечение экологического и санитарно-гигиенического благополучия городских территорий;
- организация водоохранных зон для водных объектов на территории городов и населенных пунктов (при поддержке области);
- организация и ведение мониторинга за состоянием основных компонентов окружающей среды на базе геоэкологического картографирования территорий городов и их окрестностей.