Действующий

Об утверждении Концепции обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества

III. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Современные условия развития общества, характеризующиеся становлением рыночных отношений, децентрализацией государственной власти и усилением полномочий органов местного самоуправления требуют разработки новых концептуальных подходов к водохозяйственной деятельности.

Основными концептуальными принципами новой водохозяйственной политики являются:

1. Государственная собственность на водные ресурсы и водные объекты - источники водоснабжения.

2. Законодательное закрепление особого статуса источников питьевого водоснабжения, принципов землепользования в зонах санитарной охраны - ограничение вплоть до полного исключения в них хозяйственной деятельности. Запрещение отвода земельных участков под новое строительство в пределах указанных зон.

3. Государственный мониторинг, нормирование и контроль за развитием и функционированием систем водоснабжения.

4. Государственный учет, планирование, прогнозирование, лицензирование водохозяйственной деятельности.

5. Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий по вопросам управления водохозяйственной деятельностью и их непосредственная ответственность за обеспечение населения подведомственной территории питьевой водой.

6. Приоритет муниципальной собственности на централизованные системы водоснабжения и альтернативное существование различных форм собственности на децентрализованные системы водоснабжения.

7. Максимальное и первоочередное использование надежно защищенных подземных источников для целей питьевого водоснабжения.

8. Платность водопользования и водопотребления.

9. Дифференциация цены на воду в зависимости от ее качества в источнике и соответствие цены на питьевую воду затратам на ее подготовку и транспортировку.

10. Экономическое стимулирование рационального использования питьевой воды населением и промышленностью и охраны водоисточников от загрязнения:

- дифференцированный подход к установлению норм водопотребления для населения, поквартирный учет питьевой воды;

- минимизация водопотребления промышленностью, за исключением пищевой промышленности, и жесткая ценовая политика в отношении промпредприятий.

11. Государственная поддержка (льготное кредитование, налогообложение) водоснабжающих предприятий, обеспечивающих производство воды стандартного качества, а также предприятий и фирм любых форм собственности, разрабатывающих, производящих материально-технические средства водоподготовки.

12. Бюджетное инвестирование индустрии по производству водохозяйственного оборудования, труб, арматуры, реагентов, материалов, приборов.

13. Организационная и финансовая поддержка предпринимательства по производству бытовых и коллективных средств доочистки водопроводной воды, созданию линий по бутылированию воды.

14. Финансовая поддержка за счет областных источников неотложных мероприятий по обеспечению населения питьевой водой стандартного качества для территорий, признанных в областной программе территориями "риска" по питьевому водоснабжению.

15. Пропаганда гигиенических знаний и навыков среди населения по вопросам охраны водоисточников от загрязнения, экономии и доочистки питьевой воды в домашних условиях.

Решение проблем водоснабжения населения области питьевой водой стандартного качества должно строиться на основе создания законодательной базы, совершенствования экономического механизма, системы управления, комплексного подхода к решению конкретных технических задач в неразрывной цепи: водоисточник водоподготовка - транспортировка воды - локальная доочистка (в случае необходимости) - потребитель. Исходя из объективной невозможности одновременного развертывания активных действий по всем указанным направлениям, политика водоснабжения должна основываться на принципах определения стратегической цели, на которую ориентируется вся водохозяйственная деятельность, а также задач краткосрочного и долгосрочного периода.