ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1996 года N 563-п
Об утверждении Концепции обеспечения населения Свердловской
области питьевой водой стандартного качества
Учитывая критическое положение с обеспечением населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества, совершенствование водохозяйственного и санитарного законодательства Российской Федерации и с целью создания в области условий для надежного и безопасного водоснабжения населения, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества и принять ее за основу для разработки областной программы неотложных мер на период 1997-2000 гг. (прилагается).
2. Утвердить государственным заказчиком по разработке программы Предприятие ЖКХ "Облжилкомхоз" (Рулев Е. И.), а в части информационно-аналитического обеспечения программы - областной центр госсанэпиднадзора (Никонов Б. И.).
3. Государственному заказчику в срок до 01.12.96 организовать силами творческого коллектива разработку областной программы неотложных мер по обеспечению населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества на период 1997-2000 гг.
4. Выделить на разработку программы за счет средств областного экологического фонда 150 млн. руб.
5. Комитету по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.) обеспечить соответствующее финансирование разработки программы.
6. Органам местного самоуправления принять Концепцию за основу при разработке муниципальных программ по обеспечению населения питьевой водой. Затраты на реализацию программ учесть в бюджетных заявках на 1997 год.
7. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области В. А. Чердынцева и комитет по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.).
Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 15 июля 1996 года N 563-п
Концепция обеспечения населения Свердловской области питьевой
водой стандартного качества
Концепция обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества определяет общую стратегию и приоритетные направления политики Правительства области в сфере водоснабжения населения.
Необходимость разработки Концепции обусловлена крайне неблагоприятным состоянием дел по снабжению населения области доброкачественной питьевой водой, совершенствованием водохозяйственного и санитарного законодательства Российской Федерации, изменением форм собственности на природные ресурсы и народнохозйственные объекты, возросшей самостоятельностью местных органов власти и другими изменениями социально-экономической ситуации в России и области в условиях развивающихся рыночных отношений.
Концепция основана на учете нормативно-правовых положений законов РФ "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Водного кодекса Российской Федерации", ГОСТа "Вода питьевая" и других нормативных актов и санитарных норм и правил, регламентирующих основные требования по обеспечению населения питьевой водой стандартного качества в количестве, соответствующем нормам потребления.
Термин "питьевая вода стандартного качества" подразумевает, что питьевая вода должна отвечать требованиям действующих государственных стандартов, т. е. быть безопасна в эпидемиологическом отношении, безвредна по химическому составу, иметь благоприятные органолептические свойства и быть радиационно безопасной.
Данная концепция является основной для разработки и реализации муниципальных программ городов и районов области, а также областной Программы обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества, входящей в перечень приоритетных целевых областных программ, утвержденный в составе "Программы основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 1996-1999 гг.".
Разработка указанной областной программы включена в план действий Правительства Свердловской области на 1996 г. и план действий Губернатора области на 1997 г.
При разработке Концепции использованы:
- проект областного Закона "О питьевой воде";
- программа основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов в Свердловской области на 1996-1999 гг.";
- предложения по структуре и основным положениям концепции обеспечения населения Свердловской области питьевой водой областного центра госсанэпиднадзора, Облжилкомхоза, комитета по инвестициям в социальную сферу и строительство Правительства области, управления по экологии и природопользованию комитета по экономике Правительства области, НИИ АКХ им. Панфилова, РосНИИВХ, АО "Уралводоканалпроект", областного комитета по водному хозяйству, а также предложения РосНИИВХ "Концептуальные основы водохозяйственной политики в Российской Федерации".
В настоящее время в отрасли водоснабжения сложилась в целом крайне неблагоприятная обстановка. Это связано с рядом проблем, имеющих место на всех стадиях технологического процесса забора, подготовки и транспортирования воды потребителям. Анализ данных мониторинга за качеством питьевой воды в сетях
систем централизованного водоснабжения показывает, что более 60%
населения области потребляют воду, не соответствующую стандарту:
по органолептическим показателям более 2,5 млн. чел., по
санитарно-токсикологическим (в частности хлорорганика, группа
азота, тяжелые металлы) - 2,1 млн. чел., а
бактериально-загрязненную - более 2,1 млн. чел.
Неудовлетворительное качество воды влияет на состояние заболеваемости населения. Экономический ущерб здоровью, связанный с загрязнением питьевой воды, составляет более 300 млрд. руб. в год.
Ликвидация химического загрязнения питьевой воды позволит существенно улучшить состояние здоровья населения более, чем на 30% территорий.
В настоящий период из 1555 водоисточников, используемых для централизованного хозяйственно питьевого водоснабжения, 20% не соответствуют санитарным нормам и правилам, в том числе 16% из-за отсутствия зон санитарной охраны. Наиболее неблагоприятно обстоят дела с объектами в Екатеринбурге, Серовском, Шалинском, Ирбитском, Талицком, Байкаловском районах.
Не отрегулированы процессы землепользования в зонах санитарной охраны водоисточников.
Проблема обеспечения населения Среднего Урала доброкачественной питьевой водой осложняется дефицитом водных ресурсов и их неравномерным распределением - сосредоточением эксплуатационных и прогнозных запасов в малообжитых северных районах области.
Это обуславливает использование для половины населения региона, особенно крупных промышленных центров, в качестве источников централизованного водоснабжения поверхностных вод, в основном водохранилищ, организованных путем многокаскадного зарегулирования бассейнов рек Исети, Пышмы, Чусовой, Туры и их притоков.
Каждая третья проба исходной воды не соответствует требованиям стандартов по химическим показателям, а каждая десятая - по бактериологическим. Однако должная водоподготовка отсутствует. На действующих сооружениях подготовки поверхностных вод используется технология, включающая первичное хлорирование, коагулирование, отстаивание, фильтрование и обеззараживание жидким хлором. Такая технология не отвечает современным требованиям очистки и не позволяет получить питьевую воду в соответствии с ГОСТом 2874-82 "Вода питьевая" по таким показателям, как цветность, железо, остаточный алюминий, марганец и хлороформ. При этом в ряде городов не имеется даже такой водоподготовки. В Н. Тагиле только 1/3 объема питьевой воды подвергается очистке, в Первоуральске - 50%, в Кушве и Кировграде вся вода только обеззараживается.
Во многих населенных пунктах не производится очистка подземных вод, не соответствующих ГОСТу по химическим показателям (Алапаевск, Серов, Туринск, Талица, Байкаловский, Камышловский, Тугулымский, Слободо-Туринский районы).
В целом в области нет ни одной централизованной станции водоподготовки, обеспечивающей производство воды нормативного качества.
В 53 городах и поселках области имеется дефицит по мощности сооружений водоподготовки, его величина в 1995 году составила около 450 тыс. куб.м/сут.
Водоводы и разводящие сети водопровода находятся в плохом техническом состоянии, что влечет за собой ненадежность работы всей системы, а также возникновение вторичных загрязнений, снижающих качество воды. Так, из 7200 км существующих сетей водоснабжения более 1500 км имеют износ свыше 70%, 1600 км - от 40 до 70%. Это обусловлено тем, что на протяжении последних 20-30 лет замена водопроводов и их капитальный ремонт производились в недостаточных объемах. Отсутствие коррозионной защиты трубопроводов, низкое качество строительства, неблагоприятный химический состав воды также оказывают влияние на повышение аварийности водопроводов и сужение их проектных диаметров.
Неудовлетворительное состояние сетей и сооружений водоснабжения способствует на большинстве территорий росту заболеваемости кишечными инфекциями и гепатитом А. В 1995 году показатели заболеваемости этими инфекциями в сравнении со средним многолетним уровнем выросли в 3 и более раза.
На современном этапе положение усугубляется также и тем, что отсутствует учет воды у потребителей и должный контроль за рациональностью ее использования.
Нет законодательной базы по вопросу водоснабжения.
Не отрегулирован экономический механизм взаимодействия между владельцами водопроводных сооружений и потребителями.
В связи с недостатком у промпредприятий средств на содержание объектов коммунального хозяйства ускорился процесс передачи ведомственных водопроводов в муниципальную собственность. За последние три года количество муниципальных объектов водоснабжения возросло с 63 до 244. Этот процесс происходит без обеспечения их необходимыми материально-техническими ресурсами и производственными базами, что приводит к ухудшению уровня технической эксплуатации систем и также обостряет ситуацию в отрасли.
Таким образом, проблема обеспечения надежности и безопасности питьевого водоснабжения стала в Свердловской области одной из главных составляющих общей проблемы экологической безопасности населения и его здоровья.
Современные условия развития общества, характеризующиеся становлением рыночных отношений, децентрализацией государственной власти и усилением полномочий органов местного самоуправления требуют разработки новых концептуальных подходов к водохозяйственной деятельности.
Основными концептуальными принципами новой водохозяйственной политики являются:
1. Государственная собственность на водные ресурсы и водные объекты - источники водоснабжения.
2. Законодательное закрепление особого статуса источников питьевого водоснабжения, принципов землепользования в зонах санитарной охраны - ограничение вплоть до полного исключения в них хозяйственной деятельности. Запрещение отвода земельных участков под новое строительство в пределах указанных зон.
3. Государственный мониторинг, нормирование и контроль за развитием и функционированием систем водоснабжения.
4. Государственный учет, планирование, прогнозирование, лицензирование водохозяйственной деятельности.
5. Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий по вопросам управления водохозяйственной деятельностью и их непосредственная ответственность за обеспечение населения подведомственной территории питьевой водой.
6. Приоритет муниципальной собственности на централизованные системы водоснабжения и альтернативное существование различных форм собственности на децентрализованные системы водоснабжения.
7. Максимальное и первоочередное использование надежно защищенных подземных источников для целей питьевого водоснабжения.
8. Платность водопользования и водопотребления.
9. Дифференциация цены на воду в зависимости от ее качества в источнике и соответствие цены на питьевую воду затратам на ее подготовку и транспортировку.
10. Экономическое стимулирование рационального использования питьевой воды населением и промышленностью и охраны водоисточников от загрязнения:
- дифференцированный подход к установлению норм водопотребления для населения, поквартирный учет питьевой воды;
- минимизация водопотребления промышленностью, за исключением пищевой промышленности, и жесткая ценовая политика в отношении промпредприятий.
11. Государственная поддержка (льготное кредитование, налогообложение) водоснабжающих предприятий, обеспечивающих производство воды стандартного качества, а также предприятий и фирм любых форм собственности, разрабатывающих, производящих материально-технические средства водоподготовки.
12. Бюджетное инвестирование индустрии по производству водохозяйственного оборудования, труб, арматуры, реагентов, материалов, приборов.
13. Организационная и финансовая поддержка предпринимательства по производству бытовых и коллективных средств доочистки водопроводной воды, созданию линий по бутылированию воды.
14. Финансовая поддержка за счет областных источников неотложных мероприятий по обеспечению населения питьевой водой стандартного качества для территорий, признанных в областной программе территориями "риска" по питьевому водоснабжению.
15. Пропаганда гигиенических знаний и навыков среди населения по вопросам охраны водоисточников от загрязнения, экономии и доочистки питьевой воды в домашних условиях.
Решение проблем водоснабжения населения области питьевой водой стандартного качества должно строиться на основе создания законодательной базы, совершенствования экономического механизма, системы управления, комплексного подхода к решению конкретных технических задач в неразрывной цепи: водоисточник водоподготовка - транспортировка воды - локальная доочистка (в случае необходимости) - потребитель. Исходя из объективной невозможности одновременного развертывания активных действий по всем указанным направлениям, политика водоснабжения должна основываться на принципах определения стратегической цели, на которую ориентируется вся водохозяйственная деятельность, а также задач краткосрочного и долгосрочного периода.
Стратегическая цель обусловлена главными закрепленными в Конституции интересами общества по созданию благоприятной окружающей среды и охране здоровья человека и состоит в:
- удовлетворении потребностей населения области в питьевой воде стандартного качества, в количестве, соответствующем нормам водопотребления и устранении негативного влияния водного фактора на здоровье человека.
Главными рычагами, стимулирующими достижение поставленной стратегической цели, должны стать:
- законодательно регламентированное право собственности по отношению к системам водоснабжения субъектов водохозяйственной деятельности;
- новый экономический механизм в сфере водоснабжения области;
- отрегулированный механизм управления в сфере водоснабжения на областном и муниципальном уровнях с определением меры ответственности за обеспечение населения питьевой водой.
Разработка и принятие на областном уровне нормативно-правовых актов по указанным вопросам позволит сформировать законодательную базу для осуществления новой водохозяйственной политики в области.
Достижение стратегической цели возможно путем решения следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере водоснабжения;
- совершенствование системы управления в сфере водоснабжения населения;
- организация системы единого государственного мониторинга за качеством питьевой воды и здоровьем населения;
- создание системы мониторинга за расходованием питьевой воды;
- снижение риска загрязнения и повышение качества воды источников питьевого водоснабжения;
- ликвидация дефицита питьевой воды на территории области;
- создание системы сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в питьевом водоснабжении;
- создание в области материально-технической базы, рынка оборудования и средств для совершенствования технологий водоподготовки, транспортирования и учета расхода питьевой воды;
- организация внедрения поквартирного приборного учета водопотребления;
- улучшение качества питьевой воды путем ее локальной доочистки.
Выполнение поставленных задач осуществляется поэтапно в соответствии с "Системой мероприятий по реализации Концепции обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества" (см. приложение).
Вопросы ликвидации количественного дефицита питьевой воды и устранения опасного для здоровья людей водопользования решаются в первую очередь в городах и районах области, признанных территориями "риска" по питьевому водоснабжению.