В соответствии с утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 1922 от 15 сентября 1994 г. программой "Молодежь России" и с учетом опыта реализации молодежной политики в Свердловской области в 1991-1994 гг. разработана и утверждена областная программа "Молодежь Среднего Урала". Данная программа была направлена на создание условий для социального развития молодежи и включения ее в жизнь общества через механизмы социальной защиты, поддержки и инновационного созидания.
Важным событием для эффективности решения молодежных проблем явилось принятие областного Закона "О государственной молодежной политике", в котором определены социальные гарантии для молодежи, заданы направления развития нормативно-правовой базы для регулирования деятельности социальных служб для молодежи, молодежных и детских общественных организаций. В отсутствие федерального законодательства, регулирующего вопросы молодежной политики, реализация этого закона существенно повлияет на снижение социальной напряженности в молодежной среде.
В целях реализации государственной молодежной политики в Свердловской области созданы структуры органов по делам молодежи в администрациях 60 территорий области:
- городских - 36;
- районных в городах - 9;
- сельских - 15;
Создание таких структур позволяет обеспечивать систематическую и целенаправленную работу с молодежью в области. Наиболее успешно решаются вопросы молодежной политики в гг. Богданович, Ирбит, Реж, Новоуральск, Верх-Исетском, Кировском, Октябрьском районах г. Екатеринбурга, Байкаловском, Слободотуринском и Туринском районах.
В 1995 г. несколько улучшилась ситуация с формированием расходов на молодежную политику за счет муниципальных бюджетов. В оперативное управление органов по делам молодежи переданы более 300 клубов по месту жительства, работают 12 постоянно действующих молодежных бирж труда, 9 молодежных информационных центров, 20 учреждений социально-психологической и правовой помощи молодежи, а также другие молодежные службы и центры.
Тем не менее, ситуация в организационных, нормативно-правовых и финансовых вопросах реализации молодежной политики в области остается сложной.
До сих пор не созданы органы по работе с молодежью в администрациях Гаринского, Каменского, Камышловского, Новолялинского, Ирбитского районов и Ленинского района г. Н. Тагила.
В 6 территориях области работают совмещенные комитеты (с образованием, физической культурой и спортом). Финансирование мероприятий собственно молодежной политики в них отодвинуто на второй план. Так, при реорганизации органов управления социальной сферы в г. Артемовский ставка специалиста по работе с молодежью включена в структуру управления народного образования, что привело к исключению финансирования мероприятий молодежной политики.
Отмечая наметившиеся положительные сдвиги в финансировании органов по делам молодежи в территориях нужно отметить, что не везде это находит должное внимание со стороны глав администраций. Так, в гг. Н. Салда, Сухой Лог, Пригородном районе г. Н. Тагила финансирование мероприятий молодежной политики либо не осуществляется, либо ведется в мизерных суммах. В городе Ивдель финансирование молодежной политики осуществляется целиком из внебюджетных средств. В целом объем финансирования молодежной политики из муниципальных и областного бюджетов составляет не более 0,01% от общего объема, что недопустимо мало.
Нельзя не отметить и такие вопросы, как отсутствие постатейной расшифровки раздела 1703 (мероприятия молодежной политики) бюджетного классификатора, что приводит к сложностям финансирования штатов и содержания учреждений сферы молодежной политики; законодательно неотработанной системы аттестации работников учреждений молодежной политики и лицензирование этих учреждений. Решение этих вопросов позволит выйти на систему государственного обеспечения гарантированного минимума социальных услуг для молодежи.
Особое внимание в своей работе комитет по делам молодежи Правительства Свердловской области уделяет разработке нормативно-правовой базы молодежной политики, а также проведению мероприятий Всероссийского и регионального уровня, способствующих решению вопросов регулирования отношений в сфере ГМП.
За истекший период областной КДМ принял активное участие в обсуждении федеральных законов "О внесении изменений в законы РФ, затрагивающие интересы детей и молодежи", "О государственной поддержке детских и молодежных движений", "О профилактике безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних"; областного Закона "О молодежной политике".
19-22 апреля в г. Екатеринбурге проведено Всероссийское совещание по проблемам трудоустройства молодежи. В работе совещания приняли участие 120 делегатов из 53 территорий РФ, представители 6 федеральных ведомств, председатель комитета по делам семьи, детей и молодежи Государственной Думы РФ Чепурных Е. С., председатель Комитета РФ по делам молодежи Шаронов А. В. 20 апреля подписано соглашение о сотрудничестве между Комитетом РФ по делам молодежи и администрацией Свердловской области. 24 мая подписано соглашение о сотрудничестве между госкомитетом по делам молодежи Республики Башкортостан и областным КДМ. 4-12 июня проведена международная конференция лидеров молодежных и детских общественных организаций. В ней участвовали представители молодежного Совета Европы и активисты детских и молодежных организаций России.
Совместно с областной прокуратурой осуществлена проверка выполнения Постановления Главы администрации N 109 от 13.03.95 "О реорганизации работы клубов по месту жительства" в Кировском и Чкаловском районах г. Екатеринбурга, Пышминском районе.
1 и 2 ноября 1995 г. на территории Свердловской области работала выездная Коллегия Комитета Российской Федерации по делам молодежи по вопросам работы по месту жительства (детские и подростковые клубы) и подготовки кадров для реализации молодежной политики. В работе Коллегии принимали участие председатель Комитета РФ по делам молодежи, представители федеральных ведомств, председатели КДМ субъектов РФ, заместители глав администраций и председатели КДМ Свердловской области. По итогам работы Коллегии Свердловской области присвоен статус опорно-экспериментальной площадки Комитета РФ по делам молодежи.
17 ноября состоялась встреча Губернатора Свердловской области с активом студенческих общественных организаций. В рамках встречи были рассмотрены актуальные вопросы студенческой молодежи и студенческого движения. По итогам встречи был подписан Указ Губернатора о назначении именных стипендий лучшим студентам ВУЗов и ССУЗов и принято решение о создании совета по делам студенчества при Губернаторе.
Финансирование деятельности комитета по делам молодежи Правительства Свердловской области в течение 1995 года, по согласованию с областным финансовым управлением, должно было составить 3100 млн. рублей. Фактически было получено 2910 млн. рублей (с учетом 264 млн. рублей, затраченных по остатку 1994 г.), что составило 93,9% от общего объема финансирования. Финансирование мероприятий по комплексной программе "Лето-95" за этот период составило 1600 млн. рублей. Из средств федерального бюджета было получено 400 млн. рублей: 20 млн. рублей, выделенных целевым назначением на проведение Уральского регионального фестиваля "10 баллов"; 70 млн. - на организацию подготовки кадров; 50 млн. - на проведение Всероссийской конференции по проблемам трудоустройства молодежи; 50 млн. - на опытно-экспериментальную площадку - службу социально-психологической помощи "Форпост"; 20 млн. - на проведение международной конференции лидеров молодежных и детских общественных организаций; 30 млн. - на проведение выездной Коллегии Комитета по делам молодежи; 60 млн. - на организацию трудоустройства молодежи; 25 млн. - на развитие информационной системы; 75 млн. - на организацию летнего отдыха.
Всего на реализацию мероприятий молодежной политики получено 4910 млн. рублей без учета средств бюджетов городов и районов.
В 1995 году комитет по делам молодежи в рамках программы "Молодежь Среднего Урала" проводил мероприятия по 14 направлениям. Финансирование программы планировалось в объеме 6 млрд. рублей, фактическое финансирование составило половину этой суммы. Учитывая то, что объемы финансирования деятельности областного КДМ не индексировались в связи с ростом инфляции, реализация программы "Молодежь Среднего Урала" в 1995 г. существенно уменьшилась. Сокращена общая численность проводимых мероприятий, что не позволило обеспечить многообразие запросов и интересов молодежи.