Одним из необходимых условий реализации принципа устойчивого развития является формирование у населения нового образа мышления, основанного на понимании взаимообусловленности социально - экономических и экологических процессов на современном этапе развития, представлении об экологических последствиях различных областей деятельности и ответственности перед будущими поколениями. Такой подход требует коренного изменения стратегии и тактики развития как на мировом, так и на национальном региональном, областном уровне. Выражается это в смене основополагающих установок и мировоззрений людей, что возможно только при участии системы образования.
Программа организации экологического образования Свердловской области (далее Программа) разработана в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", Указом Президента РФ "О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по улучшению экологического образования населения".
Программа призвана способствовать формированию и реализации единой политики в области организации и развития комплексной системы экологического образования населения, начиная с образования в период детства и заканчивая подготовкой руководящих кадров в области охраны окружающей среды, и является основой для координации действий по разработке, развитию и внедрению этой системы.
В настоящей Программе под экологическим образованием понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством образования и самообразования, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и к своему здоровью.
Основные цели экологического образования состоят в том, чтобы добиться понимания отдельными лицами и сообществами людей сложного характера естественной окружающей природной среды и среды, созданной человеком, который сам является результатом взаимодействия ее биологических, физических, социальных, экономических и культурных аспектов; выработать у людей отношение и практические навыки сознательного и эффективного участия в предупреждении и решении экологических проблем; развить чувство ответственности и солидарности между людьми, странами и регионами через показ экономической, политической и экологической взаимозависимости.
Указанные цели реализуются через широкий спектр частных задач:
- охват экологическим образованием людей всех возрастов, на всех ступенях формального и неформального образования;
- всесторонний, продолжающийся в течение всей жизни процесс, учитывающий перемены в быстро изменяющемся мире;
- подготовка к жизни человека, вооруженного пониманием основных проблем современного мира;
- помощь в установлении постоянной связи между делами сегодняшнего дня с их последствиями в будущем;
- демонстрация взаимозависимости между народами и необходимости солидарности всего человечества;
- осуществление экологического образования в интересах всего общества, а не отдельных групп населения;
- вовлечение человека в активный процесс решения проблем в рамках конкретной деятельности;
- превращение экологического мышления в стержень всего содержания образования.
Формируемая система экологического образования должна включать в себя:
- совокупность преемственных экологических образовательных программ (основных и дополнительных) на основе государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов;
- единое информационно - экологическое пространство; - систему управления экологическим образованием.