Приложение N 1
Основные концептуальные положения перевода системы
образования области на экономическую и правовую
основу отношений
1. В концепции развития общего и профессионального образования Свердловской области записано "...экономический механизм не должен становиться самоцелью, а выступает лишь как средство реализации свободного, основанного на принципах общечеловеческой морали развития и образования личности".
Исходя из этого, следует уточнить, что такое экономические и правовые отношения в образовании. Прежде всего необходимо избавиться от упрощенного подхода, который еще совсем недавно старательно насаждался в системе образования и который сводился к пониманию "экономических механизмов", в виде так называемого хозрасчета, самофинансирования: попыток создания в учебных заведениях неких производств, в которых учащиеся, создавая продукцию, зарабатывают средства на содержание и развитие учебного заведения. Такая практика совсем не исключается из жизни учебного заведения, когда речь идет о каком-то системном подходе к трудовому (профессиональному) и экономическому образованию, зарабатыванию учащимися "карманных" денег, созданию общественных фондов учащихся и.д.
Однако содержание (финансирование) учебного заведения (образования) по всем жизнеопределяющим его факторам может осуществляться только из средств уже заработанных старшим поколением и переданных государству в виде налогов или за счет системы государственного кредитования (безвозвратного, частично возвращаемого и невозвращаемого - т.е. из бюджетных средств).
Предметом экономических отношений в системе образования являются сами образовательные услуги: их предложение и гарантированное качество со стороны образовательной структуры, с одной стороны, и спрос (востребованность) на количество и качество образовательных услуг населения, производственных предпринимательских и других структур, с другой.
Предметом правовых отношений в системе образования являются: порядок открытия образовательных учреждений, включающий их регистрацию, аккредитацию и лицензирование на право заниматься педагогико-образовательной деятельностью, обретение действующими образовательными учреждениями особого статуса, категорийности; контрактная система найма на преподавательскую и другую работу в образовательных государственных учреждениях; система квалификационных категорийных экзаменов, а также правовой статус гражданина России на предмет получения дополнительного основного, дополнительного и первичного профессионального образования. Правовое положение гражданина является коренным вопросом, от решения которого зависит нормальное развитие всех других экономических и правовых аспектов.
1.1. Экономический механизм реализации прав граждан на получение основного, дополнительного (внешкольного) и первичного профессионального образования
Право выбора гражданином или лицами , юридически его представляющими, учебного заведения, формы и содержания основного, дополнительного (внешкольного) и первого профессионального образования, а также право контроля за качеством предлагаемого образования реализуется через личное право гражданина или лиц, юридически его представляющих, распоряжаться средствами, которые государство через бюджет обязано затратить на его образование в качестве невозвращенного кредита.
Основные проблемы, которые необходимо решить при таком подходе:
а) определение формы и механизма реализации права владения указанными средствами: ценностный сертификат, чековая книжка, декларация, другая форма;
б) механизм передачи гражданином указанных средств в распоряжение учебного заведения или для оплаты педагогов при индивидуальном (семейном или негосударственном) экстернатном образовании;
в) механизм учета используемых средств, их экономики, сроков действия, прав наследования на неиспользуемые средства и т.д.;
г) методика и нормативы расчета стоимостного выражения сертификата (др. формы);
д) возрастной критерий, при котором гражданин приобретает личное право распоряжение указанными средствами (т.е. право родителей и право детей);
е) механизм отчетности учреждений образования перед держателями сертификатов (фактическими акционерами);
ж) норматив и формы участия собственника в проблемах содержания зданий и сооружений, строительства новых учебных заведений, их минимально допустимого оснащения;
з) перечень, содержание и критерии образовательных услуг по сертификату.
1.2. Экономические механизмы стимулирования развития качества образования
Следует учитывать, что:
- негосударственная система образования может функционировать только при условии точного отражения конъюнктуры образовательного рынка и соответствующем качестве работы, поэтому неспособность к конкуренции-органически присущая ей черта;
- негосударственная структура в системе образования области даже в неблагоприятных условиях составит не более 15% от общего количества нуждающихся в первичном образовании и поэтому не станет стимулом для улучшения работы массовой госшколы;
- негосударственная структура в сегодняшних условиях (с перспективой 5-7 лет) будет в основном сориентирована на взрослое население, на преодоление издержек предыдущего образования. Поэтому необходимо прежде всего отработать механизм стимулирования качества образования, роста образовательных услуг за счет дифференциации государственных учебных заведений по уровню профессиональной подготовленности педагогических кадров, развития материально-технической и учебно-технологической базы и соответствующей системы оплаты труда и финансирования образовательного учреждения.
Принципиально это может выглядеть следующим образом: учебному заведению (в том числе и внешкольному, и дошкольному) в результате аттестацию присваивается или не присваивается определенная категория. Учреждение, которому не присвоена категория, имеет официальный статус "ординарная школа", "ординарное ПТУ" и т.д. Средняя профильная школа по предназначению не может быть ординарной и наоборот - ординарная общеобразовательная школа, училище не могут получить статус среднего профильного учебного заведения, лицея, гимназии, колледжа и т.д. без наличия категории.
Ординарное учебное заведение-это учебное заведение, в которой нет достаточного (определяемого каждой последующей категорией) количества категорированных специалистов и его учебно-технологическая база способна решать проблемы учебно-развивающего процесса лишь на иллюстративно-словесном уровне. В этом учебном заведении оплата труда педагогов строится по установленному государством минимуму ставок заработной платы и надбавок, а также по стажному принципу.
Учебное заведение III категории - это учебное заведение,в котором не менее 30% педагогов имеет третью квалификационную категорию, в том числе в обязательном порядке имеют категории (любые) руководители учебного заведения. В учебном заведении имеют место и органически включены в учебный процесс классы-комплекты ЭВТ, имеются и используются в процессе ТСО, в том числе видеосредства, оборудованные соответствующей технологией и средствами, профильные или интегрированные учебные кабинеты, обеспечивающие не менее 50% учебного процесса. Учебное заведение имеет не менее 50% положительных отзывов со стороны родителей.
Учебное заведение II категории-это учебное заведение, в котором не менее 30% педагогов, включая руководителей, имеют вторую квалификационную категорию, не менее 30% - третью категорию, остальные работники имеют высшее среднее специальное образование Кроме того, учебное заведение имеет индивидуальный учебный план, ряд авторских программ содержания образования по отдельным дисциплинам или группам дисциплин. Учебное заведение имеет также программно-педагогические средства обучения и практически использует их в процессе не менее чем на 70% от учебного плана, не менее двух комплектов классов ЭВТ, специально оборудованный видеоучебный салон, полный комплект обычных ТСО на каждую учебную аудиторию, библиотечный фонд, включающий весь необходимый перечень литературы и источников на уровне категорированной библиотеки и учебные кабинеты-лаборатории, обеспечивающие не менее 50% учебного процесса.
Учебное заведение I категории-это учебное заведение, в котором не менее 30% педагогов имеют первую квалификационную категорию, не менее 30%- третью, остальные имеют высшее образование по профилю.
Работа специалистов со средним специальным образование без пятилетнего стажа и категорийности за исключением лиц, окончивших педагогические колледжи, в учреждении I категории не рекомендуется. Учебное заведение работает по группе индивидуальных планов, авторских программ и методик, обеспечивает высокий уровень альтернативности для учащихся. Полностью "закрывает" учебный процесс программно-методическими средствами обучающего и развивающего характера, несколько комплектов учебной ЭВТ, персональные машины из расчета - одна на 20 учащихся, библиотека на категорированном уровне, читальный зал, видеокомплекс, учебные лаборатории, обеспечивающие не менее 80% содержания учебного процесса.
Учебные заведения высшей категории-это учебное заведение, в котором не менее 10% работающих педагогов имеют ученое звание или степень и 80% преподавателей имеют первую и вторую категории, остальные третью категорию. Учреждение имеет сугубо профильный характер и выступает как "вузовское" учебное заведение, довузовский факультет. Имеет все указанные в предыдущих категориях условия материально-технического и учебно-технологического обеспечения на 100% учебного процесса, в том числе возможно и в смешанной форме владения "школа-вуз".