Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 1993 года N 495

О концепции управления муниципальной экономикой и программе
первоочередных мер по ее внедрению

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Главы города Екатеринбурга от 3 августа 2007 года N 3579
____________________________________________________________________

В целях совершенствования системы управления муниципальной экономикой, планомерного и комплексного приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства и потребностями жизнеобеспечения города,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Концепцию управления муниципальной экономикой (приложение N 1).

2. Утвердить программу первоочередных мер по внедрению концепции управления муниципальной экономикой (приложение N 2).

3. Заместителям главы администрации города, главам районных администраций и руководителям структурных подразделений в соответствии с программой скорректировать планы работ на 1993 год и включить предусмотренные в ней мероприятия в план работы 1994 год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей главы администрации А.В.Ишутина и А.Н.Рябцева.

Глава администрации
А.М.Чернецкий


Приложение N 1
к постановлению
главы администрации
от 20.09.93 N 495

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

                        1. Общие положения

1.1. В концепции под муниципальной экономикой (МЭ) понимается совокупность экономических отношений (производства, распределения, обмена и потребления), формирующихся в процессе деятельности всех предприятий, учреждений и организаций (далее социально-экономические субъекты), расположенных на территории города и связанных социальной и производственной инфраструктурой, экономическими, финансовыми и иными связями в единую систему.

1.2. Система социально-экономических субъектов, образующих МЭ, включает в себя предприятия, учреждения и организации, подразделяющиеся:

- по форме собственности: на муниципальные (ядро МЭ), частные, государственные и смешанной формы собственности;

- по организационно-правовой форме: на государственные и муниципальные предприятия (учреждения), акционерные общества, товарищества и индивидуальные (семейные) частные предприятия и созданные ими учреждения и организации;

- по функциональному назначению: на предприятия (учреждения, организации) социальной, производственной инфраструктуры, а также иных сфер деятельности как материального, так и нематериального производства.

1.3. Управление МЭ представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на формирование системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию поставленной цели и решение вытекающих из нее задач на территории города путем воздействия на экономическое проведение социально-экономических субъектов предусмотренными действующим законодательством методами.

Объем компетенции органов местного самоуправления и методы управления дифференцированы в зависимости от статуса социально-экономических субъектов.

1.4. Методы управления - это совокупность средств и способов, применяемых для достижения положительных результатов.

1.5. Объектом управления МЭ является экономическое поведение социально-экономических субъектов, образующее определенную систему экономических отношений.

1.6. Субъектом управления МЭ выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной для каждого из них действующим законодательством.

                  2. Цель и задачи управления мэ

2.1. Целью управления МЭ является организация на базе имеющихся трудовых, природных, финансовых ресурсов и расположенных на территории города предприятий, учреждений и организаций разных форм собственности и различного функционального назначения, оптимальной системы отношений производства, распределения, обмена и потребления, обеспечивающей бесперебойное функционирование городского хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям, позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал в интересах проживающего на территории города населения.

2.2. Задачи управления МЭ:

- приведение в соответствие с законодательством РФ организационно-правовых форм действующих на территории города социально-экономических субъектов;

- повышение эффективности деятельности социально-экономических субъектов путем выработки и применения методов управления, соответствующих их новым организационно-правовым формам, и создание оптимальной структуры управления, отвечающей изменениям, происходящим в статусе, структуре и компетенции органов местного самоуправления, потребностям жизнеобеспечения города с учетом его особенностей;

- создание механизма управления экономической и финансовой инфраструктурой, максимально обеспечивающего управляемость экономическим поведением социально-экономических субъектов, действующих на территории города.

3. Способы и юридические основания преобразования социально-
экономических субъектов мэ

3.1. Учитывая многовариантность преобразования социально-экономических субъектов, органы местного самоуправления осуществляют его в каждом конкретном случае, исходя из экономической целесообразности и необходимости социальной защищенности населения города, в рамках действующего законодательства.

3.2. Постановлением ВС РФ N 29080-1 от 11 июня 1992г. п.9 и Указом Президента РФ N 721 от 1 июля 1992г. п.1 и п.12 органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие со ст.9-12 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" организационно-правовую форму всех ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений государственных и муниципальных предприятий, т.е. преобразовать их в товарищества: полное - ст.9, смешанное - ст.10, с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого типа) - ст.11 и акционерные общества открытого типа - ст.12 названного Закона.

При этом, в соответствии с п.5 Указа Президента РФ N 721, государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) указанным объединениям, может быть внесено в уставной капитал соответствующим комитетом по управлению имуществом при условии преобразования объединений в акционерные общества открытого типа.

3.3. В соответствии с постановлением ВС РФ N 2980-1 от 11 июня 1992г., п.7 и изданным в его развитие Указом Президента РФ N 721 от 1 июля 1992г. п.1 и п.12 подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа, акционерные общества закрытого типа, более 50 процентов уставного капитала которых находится в государственной и муниципальной собственности, за исключением тех, приватизация которых запрещена Государственной программой приватизации.

3.4. Приведению в соответствие со статьями 9-12 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", по Указу Президента РФ "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду", N 1230 от 14 октября 1992 года, подлежит также организационно-правовая форма арендаторов государственного и муниципального имущества.

3.5. Положением "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", утвержденным Указом N 721 в п.10 предусмотрено, что с момента регистрации акционерное общество выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации, которой будет необходимо привести свою структуру и методы управления в соответствие с указанным положением.

4. Направления реорганизации структуры, уточнения функции и
статуса органов местной администрации

4.1. Разграничение и документальное закрепление распределения муниципальных предприятий (организаций, учреждений) между городом и районами, а также компетенции городской и районной администраций по управлению экономическим поведением социально-экономических субъектов немуниципальной формы собственности.

4.2. Переориентация и реорганизация отраслевых отделов администрации, в подведомственности которых нет муниципальных предприятий (учреждений, организаций), в межотраслевые подразделения, ведающие финансово-экономическими, социальными и организационно-правовыми вопросами взаимоотношений администрации с социально-экономическими субъектами немуниципальной собственности в целом, либо по ее отдельным формам.

4.3. Уточнение и документальное закрепление статуса органов и структурных подразделений администрации, их соподчиненности, степени самостоятельности и порядка взаимоотношений друг с другом, а также с государственными органами местного уровня, не входящими в структуру администрации (финансово-бюджетное управление, горстат, налоговая инспекция).

4.4. Конкретизация положений об отделах (комитетах, управлениях) администрации и должностных характеристик, расширение прав отраслевых и функциональных подразделений за счет делегирования им в рамках действующего законодательства полномочий комитетом по управлению городским имуществом.

4.5. Выведение отдельных подразделений из структуры администрации и преобразование их по мере создания условий в муниципальные и смешанные предприятия (учреждения), акционерные общества, холдинговые и трастовые компании.

5. Принципы (основные начала) управления мэ

5.1. Социально-экономическое партнерство субъекта и объекта управления, то есть преимущественно не административно-властное подчинение интересов управляемых интересам населения города, а их сочетание на основе взаимной выгоды и ответственности посредством применения экономических методов.

5.2. Сквозная организация деятельности по управлению социально-экономическими субъектами немуниципальной собственности, основанная не на их отраслевой принадлежности, а на специфике форм собственности и применяемых инструментов (имущество, бюджет, налогообложение, экономические нормативы и др.).

5.3. Прогнозирование и перспективное планирование развития МЭ с разбивкой и корректировкой по годам на основе комплексного, бюджетно-сбалансированного и приоритетно-дифференцированного по времени, видам деятельности, формам собственности и т.д. подходов.

                     6. Методы управления МЭ
    6.1.Имущественно-распорядительные:

- учреждение муниципальных предприятий, с передачей имущества на праве хозяйственного ведения и учреждений с передачей имущества на праве оперативного управления;

- внесение доли муниципальной собственности в виде имущественного вклада в уставной капитал как отдельных предприятий и учреждений, так и акционерных обществ, в т.ч. холдинговых компаний различных форм собственности или вхождение правом владения и пользования имуществом;

- передача имущества с баланса на баланс или его списание вследствие износа;

- сдача в аренду имущественных комплексов в целом или их отдельных элементов;

- залог имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- передача муниципального имущества в трастовое управление;

- отчуждение имущества, в том числе в формах приватизации, продажи, передачи в государственную (областную или федеральную) собственность.

6.2. Нормативно-экономические:

- нормативы отчислений от прибыли муниципальных и смешанных предприятий в городской бюджет;

- нормативы финансирования (дотаций) из местного бюджета и иных источников муниципальных предприятий и учреждений, а также при необходимости дотирования предприятий других форм собственности;

- нормативы платежей за использование муниципальной собственности;

- ставки местных налогов, сборов, пошлин, льготы по ним;

- нормативы экономических санкций в пределах компетенции органов местного самоуправления;

- участие муниципальным имуществом и финансовыми средствами в поддержке предпринимательства.

6.3. Организационно-правовые:

- согласование и утверждение учредительских документов, контроль за их исполнением;

- заключение контрактов с руководителями муниципальных предприятий и учреждений;

- заключение гражданско-правовых договоров о передаче прав на имущество (ПХВ, ПОУ, аренда, траст и др.);

- заключение договоров с физическими и юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью на территории города, но не являющимися муниципальными предприятиями и учреждениями, о производстве для нужд города определенных товаров, работ и услуг, а также о их участии своими финансовыми средствами в решении актуальных общегородских проблем;

- принятие решений о приватизации предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

- непосредственное участие в оперативном управлении предприятиями в качестве держателя пакета акций или "Золотой акции".

7. Направления развития финансово-экономической
инфраструктуры управления МЭ

    7.1. Проработка           финансово-экономических            и
организационноправовых   вопросов,   а  в  перспективе  учреждение
муниципального  ипотечного  банка,  учредителями  которого   могут
выступить   городской   объединенный  фонд  имуществ,  комитет  по
управлению  городским  имуществом,  муниципальные  предприятия   и
учреждения.

Его создание позволит активизировать жилищное строительство в городе, в том числе с использованием залога, обеспечит доступ к кредиту на приемлемых условиях городской администрации, муниципальным предприятиям и учреждениям, гражданам, даст возможность концентрации средств на более актуальных направлениях.

    7.2. Проработка            финансово-экономических           и
организационноправовых вопросов создания муниципальных холдинговых
компаний,  держателями  контрольного  пакета  акций  которых могут
выступать  городской  объединенный  фонд  имуществ  и  комитет  по
управлению городским имуществом.

Обладание контрольным пакетом акций или "золотой акцией" даст органам местного самоуправления возможность непосредственного финансового контроля за оперативной деятельностью входящих в холдинг предприятий, позволит направлять ее в нужном направлении.

7.3. Формирование органами, уполномоченными заключать договоры о доверительном управлении (городской объединенный фонд имуществ и комитет по управлению городским имуществом) трастового рынка путем объявления трастовых конкурсов, подготовки специалистов, создания трастовых компаний, передачи функций управления имуществом органам администрации.

Развитие траста позволит обеспечить высокий профессиональный уровень управления муниципальной собственностью, избежать раздувания штатов органов местного самоуправления.

7.4. Поддержка деятельности фондовой биржи и чековых инвестиционных фондов, способствующих реализации и оптимальному размещению ценных бумаг, ускорению приватизации, развитию конкуренции и нормализации рынка.

8. Муниципальные финансы

8.1. Муниципальные финансы являются основой местного самоуправления и в результате осуществляемых реформ становятся центральным звеном нового механизма управления муниципальной экономикой в отличие от старого, базировавшегося на ресурснораспределительной основе.

8.2. Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из бюджетных и внебюджетных средств, получаемых кредитных ресурсов, валютных средств, а также средств органов территориального общественного самоуправления.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством в пределах их компетенции.

8.3. Бюджетные средства:

а) доходы бюджета:

- местные налоги, сборы, пошлины и иные доходы в соответствии с законодательством;

    - доходы от муниципальных предприятий и муниципального имущества;

- федеральные и областные налоги, сборы, пошлины и другие финансовые источники по нормативам, установленным действующим законодательством;

- государственные субсидии.

б) расходы бюджета:

- на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры, спорта, органов охраны правопорядка, охраны природы;

- на развитие транспортных коммуникаций в объеме дохода от налога с владельцев транспортных средств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»