Регистрация данных лиц производится на основании Временного порядка учета и регистрации беженцев или вынужденных переселенцев. Эти функции в городах и районах области осуществляются отделами по труду и службами занятости.
После регистрации оформляется и выдается удостоверение установленного образца лицу (семье), признанному беженцем или вынужденным переселенцем, где указаны все льготы, которыми они могут пользоваться.
Для решения спорных вопросов, возникающих в процессе регистрации при главах администрации городов и районов области создаются комиссии или рабочие группы из работников местных органов по труду, службы занятости населения, здравоохранения, социальной защиты, просвещения, правоохранительных органов. Не разрешенные спорные вопросы на данных комиссиях выносятся на рассмотрение комиссии областной администрации.
Расселение и жилищное обустройство
Решение задач расселения и жилищного обустройства неразрывно связано с необходимостью увязки интересов самих беженцев и вынужденных переселенцев, местного населения, интересов области в целом и каждого района в отдельности.
Предусмотрены два этапа расселения беженцев и вынужденных переселенцев.
1. Временное расселение - на период притока при чрезвычайных ситуациях. Для этого возможно частичное использование гостиниц, домов отдыха, пансионатов, пионерских лагерей, общежитий и т.д. (Приложение 2).
2. Постоянное расселение - осуществляется при условии прибытия беженцев и вынужденных переселенцев к родственникам или знакомым.
Постоянное расселение может осуществляться на индивидуальной, так и на групповой основе. При индивидуальном расселении без каких-либо ограничений предоставляется гражданам прописка к родственникам, знакомым (с их согласия), на жилую площадь предприятия, предоставляемую в установленном действующим законодательством порядке, а также оказывать содействие в приобретении жилья в частную собственность и индивидуальном жилищном строительстве.
Необходимым условием Программы является обеспечение непосредственного участия самих беженцев и вынужденных переселенцев как в строительстве собственного жилья, так и в развитии производственной базы строительных материалов, поскольку их обустройство за счет государственных средств практически невозможно из-за ограниченности материальных и финансовых ресурсов области. В этой связи организация расселения должна осуществляться преимущественно на основе мобилизации трудовых и финансовых возможностей самих беженцев путем создания ими предприятий, ассоциаций и иных объединений, стимулируемых государством посредством финансово-кредитных рычагов.
В целях облегчения адаптации, исходя из имеющейся практики и пожеланий самих беженцев, более распространенным может стать коллективное расселение.
Основным направлением решения этой задачи является отбор конкретных районов с учетом их трудонедостаточности, возможности временного расселения, наличия свободных земель для строительства жилья.
Организация занятости.
Обеспечение занятости мигрируемого населения может идти по следующим направлениям:
- путем содействия в устройстве на имеющиеся вакансии по специальностям, либо после соответствующей переподготовки;
- путем создания новых рабочих мест и самозанятости беженцев и вынужденных переселенцев в предпринимательстве, сфере малого бизнеса и обслуживания, организация фермерского хозяйства;
- путем переселения в сельскую местность и трудоустройство на сельскохозяйственное производство.
Решением вопросов трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев занимаются городские и районные центры(бюро) занятости населения.