Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 марта 1994 года N 45-П

Об утверждении Положения о Порядке лицензирования
пользования недрами на территории Свердловской области

___________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Свердловской области от 14 июля 2003 года N 422-ПП
___________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Указом  Президента Российской Федерации "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" от девятого октября 1993 года N 1607 и в целях повышения эффективности использования природных ресурсов и упорядочения процесса лицензирования недропользования правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке лицензирования пользования  недрами на территории Свердловской области (прилагается).

2. Признать утратившим силу ранее действовавшее Положение о  порядке получения лицензий на пользование недрами при разработке месторождений полезных ископаемых (участков недр) и других видов работ, утвержденное председателем правительства области 12 мая 1992 года.

      Председатель правительства             В. Г. Трушников

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕДРАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                         I. Введение.

1.1. Настоящее Положение разработано в целях реализации прав  области и ее полномочий как субъекта Российской Федерации по распоряжению государственным фондом недр, расположенным на ее территории. Положение определяет порядок и условия предоставления недр в пользование через государственную систему лицензирования с учетом компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования.

1.2. Положение разработано на основе Законов Российской  Федерации "О недрах", "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", Указов Президента Российской Федерации "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" и "О реформе представительских органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации".

В Положении учтены особенности хозяйственной структуры области и  ее управления, требования и порядок размещения производительных сил на ее территории.

1.3. Положение предусматривает порядок лицензирования вновь  вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых месторождений, геологического изучения недр, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, других, в том числе особых случаев недропользования.

                       II. Общие положения.

2.1. Распоряжение государственным фондом недр, расположенным на  территории области, осуществляется администрацией области совместно с территориальным подразделением государственного органа управления государственным фондом недр- Уральским комитетом по геологии и использованию недр (Уралгеолкомом). Регулирование отношений недропользования в части объектов федерального значения осуществляется в рамках совместной компетенции с органами власти и управления Российской Федерации.

Администрации управляемых территорий области участвуют в решении  вопросов о предоставлении недр в пользование, увязывая их с решением социально- экономических и экологических проблем территории и отводом земельных участков, самостоятельно устанавливают порядок лицензирования месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

2.2. Предоставление недр в пользование осуществляется через  государственную систему лицензирования администрацией области и Уралгеолкомом в соответствии с настоящим Положением.

Подписание и выдача лицензии от имени области осуществляется  администрацией области совместно с Уралгеолкомом.

Подписание и выдача лицензий на предоставление в пользование  месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется главой администрации управляемой территории и Уралгеолкомом (Перечень общераспространенных полезных ископаемых в приложении N 1). Администрация управляемой территории направляет копии выданных лицензий для регистрации в администрацию Свердловской области.

2.3. В соответствии с видами пользования недрами лицензии  выдаются на право:

- геологического изучения недр,

- добычи полезных ископаемых,

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не  связанных с добычей полезных ископаемых,

- образования особо охраняемых объектов,

- сбора минералогических и других геологических коллекционных  материалов.

2.3.1. Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет  право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, а также изучение участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения  только того вида (или видов) полезного ископаемого, который определен в лицензии и не дает ее владельцу приоритета на получение лицензии на добычу этих полезных ископаемых.

Лицензия на геологическое изучение недр (поисковые и поисково оценочные работы) выдаются Уралгеолкомом по согласованному с администрацией области годовому пообъектному перечню работ.

2.3.2. Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений  полезных ископаемых отдельно не предоставляется. Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии.

Рассматриваемая лицензия может быть предоставлена на разработку  всего месторождения или его отдельной части. Допускается разработка одного месторождения полезного ископаемого разными пользователями по согласованной технологической схеме. Координация действий пользователей недр возлагается по их решению на одно из предприятий, что фиксируется в лицензиях на право разработки этого месторождения.

Допускается одновременная выдача нескольких лицензий на право  добычи полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному пользователю, если экономически целесообразной является только их совместная разработка.

Лицензия на право добычи полезных ископаемых выдается на те  участки недр, геологическая информация по которым прошла Государственную экспертизу.

2.3.3. Разрешается выдача лицензий, включающих несколько видов  пользования недрами (поиски, разведка, добыча полезных ископаемых. В этом случае пользователи могут согласно лицензии начинать добычу до Государственной экспертизы геологической информации. Сроки последующего предоставления геологической информации на Государственную экспертизу, с уточнением условий пользования недрами, должны быть оговорены в условиях этой лицензии.

2.3.4. Переработка отвалов и отходов горнодобывающего и  связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться по самостоятельной лицензии, предоставляемой как владельцу лицензии на право добычи полезного ископаемого, так и иному юридическому или физическому лицу.

2.3.5. Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных  сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд. Лицензия в этих случаях выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу.

2.3.6. Лицензия на образование особоохраняемых объектов,имеющих  научное, культурное, эстетическое и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы и т. д.

На территории особоохраняемых геологических объектов по решению  администрации области в границах, определенных Уралгеолкомом, может допускаться ограниченная по объемам добыча полезных ископаемых с получением лицензии в установленном порядке.

Осуществление мер по охране особоохраняемых геологических  объектов возлагается на владельцев лицензии.

Лицензии на сбор минералогических и других геологических  коллекционных материалов выдаются в соответствии с Положением о порядке предоставления лицензий на сбор минералогических и других геологических коллекционных материалов на территории Свердловской области.

2.3.7. Не требуют лицензирования работы, выполняемые по  программам общего изучения недр: геологическая съемка с общими поисками, инженерно- геологические изыскания, региональные геологогеофизические исследования, палеонтологические работы, прогнозирование землетрясений, создание и ведение мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на проведение указанных работ выдает Уралгеолком, а условия их проведения согласовываются с администрацией управляемых территорий.

2.3.8. Не требуется получение лицензии на объекты  индивидуального водопользования (за исключением минеральных вод) с дебитом до 100 куб. м. в сутки. Разрешение за водопользование в этом случае выдается главой администрации управляемой территории с соответствующим оформлением паспорта водозаборного сооружения.

2.4. Пользователями недр на территории области могут выступать  любые субъекты предпринимательской деятельности (включая физических лиц), независимо от форм собственности, в том числе иностранные, за исключением случаев, связанных с добычей радиоактивного сырья, где пользователем недр могут быть только государственные предприятия.

2.5. Лицензия для геологического изучения недр выдается на срок  до 5 лет, для добычи полезных ископаемых- на срок до 20 лет, при совмещении геологического изучения и добычи- на срок до 25 лет.

Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных  сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особоохраняемых объектов, могут выдаваться без ограничения срока их действия.

Срок действия лицензии исчисляется со дня ее регистрации в  геологическом фонде Уралгеолкома. По истечении срока действия лицензии по инициативе ее владельца срок может быть продлен.

2.6. Отказ в предоставлении лицензии возможен в следующих  случаях:

- материалы на предоставление лицензии поданы с нарушением  установленных требований,

- заявитель умышленно представил о себе неверные сведения,

- заявитель не представил и не может представить доказательств  того, что обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

         III. Порядок лицензирования действующих месторождений.

3.1. Предприятия и организации, эксплуатирующие месторождения  полезных ископаемых или использующие недра в других целях, обязаны обратиться с ходатайством о подтверждении прав на недропользование и о получении лицензии в администрацию управляемой территории по месту расположения месторождения. Письмо- ходатайство должно быть подписано руководителем предприятия (организации).

3.2. К письму- ходатайству о подтверждении права на разработку  месторождения (участка недр) прилагаются:

- выкопировка с генерального плана горнодобывающего предприятия  с указанием границ залегания месторождения, отработанных участков и перспективы добычи, заверенная руководством предприятия,

- основные технико- экономические показатели предприятия в  полном соответствии с прилагаемыми к настоящему Положению показателями и формой (Приложение N 2), подписанное руководством предприятия,

- заключения местных контролирующих органов, перечень которых  устанавливает администрация управляемых территорий.

3.3. Администрация управляемых территорий (или созданная ими  комиссия) рассматривает представленные документы, принимает соответствующее решение (заключение).

3.4. После рассмотрения ходатайства администрацией управляемой  территории по месту расположения месторождения (участка недр) предприятие- недропользователь представляет администрации области, Уралгеолком документы, которые должны содержать:

- письмо- ходатайство в администрацию области о подтверждении  права на разработку месторождения (участка недр),

- план месторождения с указаниями границ горного и земельного  отводов, контуров утвержденных запасов, отработанных участков и перспективы добычи полезных ископаемых,

- копии документов, подтверждающих ранее предоставленное право  на пользование недрами и земельным участком,

- справка об отработанных и числящихся на балансе предприятия  запасах полезных ископаемых,

- основные технико- экономические показатели деятельности  предприятия за последние 5 лет,

- решение администрации управляемой территории по условиям  предоставления лицензии.

3.5. До получения заключения Уралгеолкома предприятие недропользователь должно получить согласования Уральского округа Госгортехнадзора, областного комитета по охране природы, областного центра санитарно- эпидемиологического надзора, Уральского бассейнового водохозяйственного объединения, лесохозяйственного территориально- производственного объединения и направить все материалы в администрацию области и Уралгеолком. Администрация области при необходимости может потребовать согласования других контролирующих организаций. Уралгеолком в месячный срок рассматривает представленные материалы и дает сводное заключение.

3.6. Все представленные материалы проходят экспертизу в комитете  по экономике администрации области и передаются на рассмотрение комиссии по размещению производительных сил и лицензированию недропользования (в дальнейшем Комиссии). Решение Комиссии с рекомендацией администрации области и Уралгеолкому о выдаче лицензии оформляется протоколом.

Администрация области рассматривает предоставленные документы и  рекомендации Комиссии, в месячный срок совместно с Уралгеолкомом принимает соответствующее решение, оформляет и выдает лицензию.

Копия лицензии направляется администрации управляемой  территории по месту расположения месторождения и Уралгеолкому- для регистрации.

3.7. Администрация области и Уралгеолком при рассмотрении  ходатайств на подтверждение прав недропользования действующими предприятиями и организациями имеют право изменить ранее согласованные условия и объемы разработки месторождений (участков недр), привести их в соответствие с современными требованиями и определить условия соблюдения экологических норм, повышения эффективности использования ресурсов недр, полноты утилизации всех компонентов месторождения, решения социальных вопросов и других требований.

Администрация области и Уралгеолком могут потребовать принятия  необходимых мер для устранения выявленных несоответствий с повторным рассмотрением ходатайства в установленный срок, приостановить или прекратить действие прав предприятия на использование недр, в случае отказа или невозможности данным недропользователем устранить выявленные нарушения, объявить конкурс на право использования месторождения и выдать лицензию недропользователю, выигравшему конкурс.

3.8. Предприятия, деятельность которых не будет подтверждена  лицензией, обязаны передать новым владельцам лицензий геологотехническую документацию по находящимся в их ведении участкам недр;

подготовительные и эксплуатационные горные выработки, недвижимое  горное оборудование. Порядок и условия передачи, размеры компенсационных выплат за ранее произведенные затраты определяются договором между прежним и новым пользователями недр.

      IV. Порядок    лицензирования    новых    (вновь    осваиваемых)
          месторождений полезных ископаемых и участков недр.

4.1. Предоставление лицензий на право пользования недрами по  новым объектам недропользования осуществляется, в основном, путем проведения конкурсов или аукционов. Допускается лицензирование на бесконкурсной основе при отсутствии конкурентов, в случае отработки отдельных забалансовых месторождений полезных ископаемых, отвалов вскрышных пород, отходов добычного, обогатительного и химикометаллургического циклов, проведения поисковых, поисково- оценочных работ, разработки небольших по запасам (месторождений, в том числе драгметаллов с балансовыми запасами до 100 кг. Решение о выдаче лицензии без проведения конкурса или аукциона принимается администрацией области и Уралгеолкомом на основании рекомендаций Комиссии.

4.2. Уралгеолком ведет учет имеющихся и вновь выявляемых  объектов лицензирования, совместно с администрацией области подготавливает предложения о порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение в соответствии с государственными и областными программами развития горнодобывающей промышленности и минерально- сырьевой базы.

Указанные предложения утверждаются администрацией области, а по  объектам федерального значения согласовываются с Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр.

4.3. Решение о проведении конкурса (аукциона), его виде и сроках  принимают администрация области и Уралгеолком.

4.4. Конкурс может быть проведен с участием предприятий  Российской Федерации или с привлечением иностранных инвесторов. Допускается проведение отдельных конкурсов для малых предприятий типа старательских артелей, оборонных предприятий, осуществляющих программу конверсии.

4.5. Право на участие в конкурсе имеют предприятия и  организации, независимо от форм собственности, отдельные предприятия и их ассоциации, граждане и другие юридические и физические лица, включая иностранных.

4.6. Администрация области совместно с Уралгеолкомом с участием  администрации управляемой территории и других заинтересованных организаций разрабатывают условия конкурса по каждому объекту лицензирования.

4.7. До объявления конкурса Уралгеолком подготавливает  предварительный пакет геологической информации.

4.8. Объявления о выносимых на конкурс (аукцион) объектах  недропользования публикуются Уралгеолкомом в органах федеральной (для объектов федерального значения), областной и местной (по месту расположения объекта) печати не позднее, чем за три дня, а для крупных объектов- не позднее, чем за шесть месяцев до даты проведения проведения конкурса (аукциона).

Извещения в печати должны содержать указание на местонахождение  и описание участков недр, которые намечается предоставить в пользование, основные условия, определяющие выбор владельца лицензии, время и место проведения конкурсов и аукционов, а также срок подачи заявок.

В извещении также указываются стартовые размеры платежей за  право на пользование недрами, стоимость пакета геологической информации и размер лицензионного сбора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»