1. Учреждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным и имеет целью организацию начального профессионального образования по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно федеральному Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также региональному перечню профессий, включающему национально-региональный компонент государственного стандарта начального профессионального образования и утверждаемому Правительством Свердловской области.
2. Главной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
3. К учреждениям начального профессионального образования относятся:
- профессиональная (техническая) школа (горно-механическая, лесоагротехническая, строительная и др.); учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр и другие образовательные учреждения данного уровня;
- профессиональное училище (коммерческое, технологическое, народных промыслов и др.);
- профессиональный лицей (центр профессионального образования) 1.
Учебные заведения начального профессионального образования могут быть профильными и многопрофильными (поливалентными) образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы всех ступеней квалификации.
Профессиональная (техническая) школа (далее "школа") осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки рабочих и специалистов 1 - 2 ступеней квалификации, для овладения которых не требуется среднего (полного) общего образования.
Обучение в школе ведется по массовым профессиям, базирующимся на образовательных программах, соответствующих государственным стандартам ускоренной (1 ступень) и начальной профессиональной подготовки (2 ступень).
Профессиональная подготовка в школе ведется на основе типовых учебных планов по профессиям и обеспечивает:
- качество общетехнической и специальной подготовки, соответствующее профессиональной квалификации 1 - 2 ступени;
- выбор учащимися образовательных программ, соответствующих среднему (полному) общему образованию и 3 ступени квалификации.
Профессиональное училище (далее "училище") - профильное или многопрофильное учебное заведение, реализующее программы начального профессионального образования, позволяющее получить при завершении соответствующего этапа обучения 2 - 3 ступень профессиональной квалификации и при необходимости в зависимости от сложности и наукоемкости профессии среднее (полное) общее образование.
Профессиональное образование в училище базируется на внедрении прогрессивных разработок в области педагогических технологий на основе государственного стандарта и обеспечивает:
- качество общеобразовательной, общетехнической и 1 0 специальной подготовки, соответствующее профессиональной квалификации не ниже 2 ступени;
- выбор учащимися образовательных программ, соответствующих среднему (полному) общему образованию, 3 и в отдельных случаях (по согласованию с органом управления образованием) 4 ступени профессиональной квалификации.
Профессиональный лицей (далее "лицей") - профильное или многопрофильное учреждение непрерывного профессионального образования, 1 0 реализующее интегрированные программы начального и повышенного профессионального образования и позволяющее получить в зависимости от завершенного этапа обучения 3-4 ступень профессиональной квалификации и среднее (полное) 1 0 общее образование или на базе среднего (полного) общего образования знания по гуманитарно-социальному блоку общеобразовательных дисциплин, а также повышенное и среднее профессиональное образование.
Образование в лицее базируется на внедрении прогрессивных разработок в области содержания и педагогических технологий на основе государственного стандарта и обеспечивает:
- качество общеобразовательной, общетехнической и специальной подготовки, соответствующее профессиональной квалификации не ниже 3 ступени;
- выбор учащимися образовательных программ и курсов, соответствующих среднему профессиональному образованию и 4 ступени профессиональной квалификации;
- выбор учащимися дополнительных специализаций по соответствующим группам профессий.
Данный тип учреждения может являться центром непрерывного профессионального образования, интегрирующего образовательные программы (курсы) других типов профессиональных образовательных учреждений, на базе которого могут проводиться маркетинговые и научно-методические исследования по развитию образовательных услуг и их содержания и разработке новых педагогических технологий.
Профильное учреждение начального профессионального образования осуществляет подготовку специалистов по отдельным отраслям экономики либо федерального уровня, либо для муниципальный предприятий. Результатом образования в профильном учебном заведении может быть диплом о начальном или среднем профессиональном образовании и сертификат об уровне профессиональной квалификации (разряд по профессии, специальности).
Многопрофильное (поливалентное) учреждение начального профессионального образования осуществляет подготовку специалистов для определенной сферы деятельности (межотраслевого назначения). Результатом образования в многопрофильном учебном заведении может быть диплом о начальном или среднем профессиональном образовании, а также несколько сертификатов об уровне общего и профессионального образования.
4. Учреждение начального профессионального образования по договорам с органами по труду и службами занятости, производственными объединениями, предприятиями, учреждениями, фирмами и другими организациями может осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение 1 0обучащимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.
При учреждении начального профессионального образования могут быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки отдельных лиц за счет их средств или средств объединений, предприятий, учреждений, фирм и других организаций, направивших их на обучение.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната, положение о котором утверждается федеральным органом управления образованием.
Профессиональная подготовка может быть получена также в профессиональных образовательных подразделениях производственного объединения, предприятия, учреждения, фирмы или других организаций, в которых могут создаваться условия для получения профессиональной подготовки лицами, не имеющими основного общего образования.
5. Учреждение начального профессионального образования создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления в заявительном порядке. Право юридического лица у учреждения начального профессионального образования в части ведения уставной финансов-хозяйственной деятельности возникает в момента его регистрации.