ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 1997 года N 765-п


О Концепции социально -экономического развития
Свердловской области на среднесрочную перспективу
1997 -2000 годы


   В соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально -экономического развития в Российской Федерации" и на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 28.01.97 N 50-рп "О разработке Концепции и Программы социально -экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу 1997 -2000 гг." разработана Концепция социально -экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу 1997 -2000 годы, определяющая основные параметры социально -экономического развития области до 2000 года. Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию социально -экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу до 2000 года, скорректированную с учетом замечаний и предложений членов Правительства Свердловской области.

2. Комитету по экономике Правительства Свердловской области (Ковалева Г. А.) с привлечением других структурных подразделений Правительства Свердловской области в двухмесячный срок разработать Программу социально -экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу 1997 -2000 годы.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Свердловской области по экономике и финансам Ковалеву Г. А.

                                       

 Председатель Правительства
                                              Свердловской области
                                                    А. П. Воробьев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Свердловской области
от 3 сентября 1997 года N 765-п


КОНЦЕПЦИЯ
социально -экономического развития Свердловской области
на среднесрочную перспективу 1997 -2000 годы


СОДЕРЖАНИЕ

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Свердловская область
    в экономике России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Цели и задачи
    среднесрочной программы  . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Основные направления преобразований
    Материальная сфера
    - В сфере управления и преобразований собственности  . . .
    - В промышленности
    - На транспорте, связи и в дорожном хозяйстве  . . . . . .
    - В агропромышленном комплексе . . . . . . . . . . . . . .
    - В развитии потребительского рынка  . . . . . . . . . . .
    - На фондовом рынке и рынке ценных бумаг   . . . . . . . .
    - Во внешнеэкономической деятельности  . . . . . . . . . .

    Социальная сфера
    - В области социальной защиты населения  . . . . . . . . .
    - В области занятости населения  . . . . . . . . . . . . .
    - В области здравоохранения  . . . . . . . . . . . . . . .
    - В области образования  . . . . . . . . . . . . . . . . .
    - В сфере молодежной политики  . . . . . . . . . . . . . .
    - В области культуры и искусства . . . . . . . . . . . . .
    - В строительстве жилья и жилищно - коммунальном
      хозяйстве  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    - В сфере законности и правопорядка  . . . . . . . . . . .
    - В сфере экологической безопасности . . . . . . . . . . .

    Внутриобластная региональная политика  . . . . . . . . . .


ВВЕДЕНИЕ


 Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации", по поручению Правительства Свердловской области (распоряжение от 28 января 1997 года N 50-рп), на базе основных положений Избирательной платформы и Программы действий Губернатора области на 1996 -1999 годы и среднесрочного прогноза социально -экономического развития Свердловской области на период до 2000 года.

Необходимость ее разработки определяется тем, что политика финансовой стабилизации, провозглашенная в программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 -1997 гг.", потерпела неудачу, в хозяйственном комплексе возникли и набирают силу тенденции, ведущие к ее разрушению. Предложенная Правительством Российской Федерации новая среднесрочная программа на 1997 -2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" не меняет выбранных направлений реформирования, хотя действительность доказала невозможность решения накопившихся проблем сугубо монетаристскими методами.

Рассматривая Свердловскую область как субъект Российской Федерации, обладающий значительными природными и трудовыми ресурсами, социально -экономическим и политическим потенциалом, регион -донор, Губернатор и областное Правительство считают целесообразным предпринять в рамках конституционного права усилия по корректировке курса реформ как на общероссийском, так и на региональном уровне. В Концепции предлагается комплекс экстренных антикризисных мер, исходя из более реалистичной оценки существующей социально -экономической ситуации и возможностей выхода из кризиса.

В Концепции изложены цели и задачи социально -экономических преобразований, определены основные направления и приоритеты политики исполнительных органов власти. Предлагаемый документ рассматривается как исходный для определения основных мероприятий среднесрочной программы Правительства Свердловской области на 1997 - 2000 годы.  

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 

Свердловская область, являясь неотъемлемой частью Российской Федерации, в полной мере испытывает влияние проводимой Центром экономической политики, сталкивается со всеми проблемами, характерными для страны в целом.

Результатом форсированного проведения российских реформ стали коренные системные изменения, в том числе и в экономической жизни. Создан базис рыночной экономики: упразднено централизованное распределение ресурсов, проведена широкомасштабная приватизация, либерализованы большинство цен и внешнеэкономическая деятельность, разукрупнены многие предприятия и объединения с высокой концентрацией производства и капитала, развивается быстрыми темпами сфера финансовых и деловых услуг.

В Свердловской области доля услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) значительно возросла и составила в 1996 году около половины. В негосударственном секторе производится примерно 70% ВВП.

Имеются определенные сдвиги в формировании основных подходов в региональной политике. В 1996 году практически завершен процесс создания муниципальных образований. Отрабатываются механизмы разделения функций и полномочий между областными и местными органами власти, идет становление финансово -экономических основ местного самоуправления и укрепления государственной власти путем создания шести управленческих округов.

Однако проводимые экономические реформы не оправдали возлагавшихся на них надежд. Продолжается спад производства, снижается его эффективность, сохраняются негативные тенденции в инвестиционной деятельности.

Ниже запланированных поступления доходов в консолидированный бюджет. Денежные потоки искусственно оторваны от материальных и разрыв между ними увеличивается. Во взаиморасчетах растет доля прямого товарообмена (толлинг, бартерные операции), операции по взаимозачету, в том числе и в бюджетных взаимоотношениях.

Большинство товаропроизводителей продолжает испытывать трудности в реализации своей продукции, в материально - техническом и финансовом обеспечении производства. Кризис платежей подорвал даже устойчиво работающие предприятия, растет задолженность по выплате заработной платы работникам. Предельно обострились проблемы самофинансирования предприятий, нехватки оборотных средств, привлечения кредитов не только на развитие, но и финансирование текущего производства. Не удается обеспечить превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы предприятий. Стремление уклониться от уплаты налогов характеризует экономическое поведение многих хозяйствующих субъектов, низка собираемость налогов.

Сложившаяся под давлением монополистов структура цен делает многие производства в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве невыгодными или неконкурентоспособными.

Реализация уникальной российской модели ваучерной приватизации привела к крайне низким ценам на приватизируемое имущество. Это содействовало блокированию инвестиций, снижению финансово - экономических показателей работы предприятий, отсутствию стимулов к экономному расходованию ресурсов.

Реализованные схемы разгосударствления не пополнили и казну. Так, в Свердловской области доля доходов от приватизации в областном бюджете не превышала с 1992 по 1996 год 0,5 -1,1% в общем объеме его доходов.

Кроме того, поспешное дробление крупных структур в процессе приватизации привело к искусственному разрушению технологических цепочек, "накрутке" цен на промежуточные виды продукции, увеличению числа посредников в процессе товародвижения, росту издержек производства.

Попытка одномоментного перехода от командно -административной системы хозяйствования к рыночной модели, отказ от контроля за ценами и доходами привели к потере позитивных элементов централизма, дезинтеграции и утрате управляемости экономикой, в том числе снижению производственной и финансовой дисциплины, ответственности руководителей за состояние дел на предприятиях, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов.

Использованные методы становления рыночных отношений создали условия для отвлечения финансовых ресурсов из сферы производства в посреднические и спекулятивные операции, "теневую экономику".

Резкое сужение поля государственного регулирования экономики, отсутствие целостной системы управления привели к значительному снижению устойчивости хозяйственного комплекса, возникновению многочисленных угроз и рисков. Наиболее серьезные из них: потеря рынков сбыта, неблагоприятные структурные сдвиги, увеличение доли продукции низкой степени обработки, преобладание и нарастание сырьевой направленности экспорта, деиндустриализация экономики, значительное увеличение затрат на производство, сокращение налогооблагаемой базы и инвестиций.

Спад инвестиционной активности грозит полным истощением производительных сил и разрушением производственного потенциала.

Ухудшился уровень жизни людей, снижаются реально располагаемые доходы большинства граждан, идет социальное расслоение населения, в отдельных территориях велика и растет безработица.

В области значительны территориальные различия по глубине и характеру экономического кризиса, степени адаптации территорий к рыночным условиям, состоянию социальной инфраструктуры.

Поэтому дальнейшее движение по пути дезинтеграции экономики, с использованием преимущественно методов монетаристского характера регулирования и ориентацией на широкую поддержку международных финансовых организаций, провозглашаемое Правительством Российской Федерации, не улучшит ситуацию.

Необходима корректировка курса проводимых экономических преобразований и принятия комплекса антикризисных мер, направленных на преодоление спада производства и инвестиций, усиление влияния государства на экономические и социальные процессы, обеспечение социальных гарантий, особенно слабозащищенным слоям населения.

   

 При этом в основу экономической политики органов власти Свердловской области должна быть положена ориентация, в основном, на собственный потенциал, внутренние источники накопления. Средний Урал обладает:

- богатой минерально -сырьевой базой;

- полным спектром отраслей материального производства и промышленности, наличием достаточно сильных позиций по передовым технологическим направлениям (авиа- и ракетостроение, металлургия и спецхимия, радиотехническая промышленность и транспортное машиностроение, атомная энергетика и приборостроение);

- высококвалифицированными кадрами;

- развитым научным и учебным потенциалом;

- в значительной мере сформированной инфраструктурой рынка;

- высоким экспортным потенциалом;

- относительно благоприятными условиями инвестиционной привлекательности;

- выгодным геополитическим положением, находясь в центре России;

- разветвленной транспортной сетью.

Область способна и имеет намерения стать "точкой роста" российской экономики, регионом интенсивного развития.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ


 Главная цель социально -экономических преобразований сохраняет основополагающую идею Избирательной платформы Губернатора области -создание условий для достойной жизни человека.

Основополагающими принципами политики государственных органов власти и управления всех уровней в экономике и социальной сфере должны стать:

- разделение компетенции и разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации, местным самоуправлением;

- обеспечение целостности политики государства и органов местного самоуправления;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;

- реализация и выбор синергетических (мультипликативных) эффектов;

- эволюционность, последовательность преобразований;

- консолидация и открытость, укрепление институтов рыночной демократии и скоординирование деятельности общественных структур;

- единство концептуальных целей и механизмов реализации экономической и социальной политики с учетом особенностей социально -экономического развития территорий;

- ответственность и самостоятельность;

- создание условий самореализации для потенциально активных субъектов общественно -экономической жизни, адресность и гарантированность социальной защиты для малоимущих категорий населения.

Достижение главной цели потребует длительного периода времени, поэтому стратегия реформирования будет осуществляться в несколько этапов.

Первый -этап выхода из кризиса и достижения экономической стабилизации, который займет примерно полтора -два года. В качестве первоочередных задач на данном этапе выдвигается комплекс антикризисных мер, направленных на недопущение дальнейшего ухудшения жизненного уровня населения, снижение социальной напряженности, вызванной, прежде всего, ростом задолженности по выплатам заработной платы, денежного довольствия, пенсий и социальных пособий; остановку спада производства, стимулирование повышения его эффективности и структурно -инвестиционной деятельности; защиту интересов отечественных товаропроизводителей, ресурсосбережение.

Необходимо сосредоточить усилия как на проведении интенсивной и целенаправленной работы с федеральными органами власти и управления по проблемам, требующим неотложного решения Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации, так и на региональном уровне в пределах собственной компетенции.

На уровне Российской Федерации область будет добиваться принятия нормативных актов и реализации механизмов:

- совершенствования кредитно -денежной политики Центробанка РФ, стимулирующей производство, снижение ставки рефинансирования Банка России в ближайшее время до 20 -25% и поддержание ее в дальнейшем в соответствии с уровнем инфляции, использование обязательных резервов кредитных учреждений в качестве кредитных ресурсов на территориях; регулирования доходности государственных ценных бумаг;

- ликвидация диспропорций и разнонаправленности между финансовыми и материальными потоками;

- достижения перелома в сфере укрепления правопорядка, создания действенного хозяйственного законодательства и обеспечения безукоснительного его исполнения;

- своевременного доведения государственного оборонного заказа до предприятий и расчет федерального бюджета за его выполнение, финансирования в необходимых объемах поддержания мобилизационных мощностей, содержания федеральных учреждений, реализации федеральных законов социальной направленности;

- радикального сокращения и в последующем ликвидации налоговых и иных льгот по платежам в бюджет, осуществление перехода к политике инвестиционного налогового кредита;

- введения нового налогового кодекса, стимулирующего товаропроизводителя и обеспечивающего налоговую нагрузку на население, адекватную его благосостоянию, повышение финансовой, налоговой и платежной дисциплины, увеличение собираемости налогов, преодоление кризиса платежей;

- оздоровления финансовой системы, оптимизация межбюджетных отношений на основе совершенствования системы трансфертных расчетов, казначейского исполнения федерального бюджета и применения минимальных социальных стандартов; приведения в действие дополнительных механизмов реализации экономических аспектов Договора и Соглашений о разграничении полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией, в том числе установления правовых границ в сфере полномочий федеральных органов власти, субъектов Федерации и местного самоуправления по регулированию налоговых отношений;

- регламентации порядка повышения и регулирования динамики цен, неотложного снижения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (энергетика, транспорт, связь) до достижения сбалансированности с ценами в остальных отраслях материального производства, а также нормирование затрат в отраслях естественных монополий, поощрение картельных соглашений в случае, если эффект от их реализации превысит негативные последствия ограничения конкуренции;

- создания системы надежных государственных гарантий, страхования инвестиционных рисков, развития залоговых операций, повышение уровня государственной защиты, правовой гарантии сделок, договоров, контрактов;

- усиления роли государства, определения оптимальных пропорций его участия в экономике, реальной ответственности власти перед обществом;

- повышения ответственности руководителей и собственников предприятий за финансово -экономические и производственные результаты работы, включая своевременную выплату заработной платы и платежей в бюджет;

- возвращения имущества в государственную собственность в случае вскрытия серьезных злоупотреблений, допущенных при приватизации собственности или значительной задолженности перед бюджетом;

- активизации внешнеэкономической деятельности в сочетании с защитой и стимулированием отечественных товаропроизводителей; регулирование внутреннего валютного рынка;

- обеспечения достойного уровня жизни, гарантий по услугам здравоохранения и образования, регулирования занятости, сохранения существующих рабочих мест на основе обновления и расширения действующего производства;

- усиления адресности предоставления льгот и социальных выплат различным категориям населения в зависимости от уровня доходов и величины прожиточного минимума;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»