Действующий

Об утверждении Основных направлений политики Правительства Свердловской области в сфере образования и программы ее реализации на 1997-1999 гг.

2.2. Образование в условиях основной общеобразовательной
школы

Состояние основного общего образования характеризуется тем, что эта ступень образования не формирует у каждого выпускника готовности и способности осуществить осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Развитие системы основного общего образования за прошедший с 1991 года период происходило в основном за счет изменения предметного содержания образования, что оказалось недостаточным для достижения результата в основной школе.

При этом основное общее образование характеризуется наличием противоречий между:

- современным целеполаганием основного общего образования и реальным уровнем образованности выпускника, компетентности педагога, возможностями основной школы;

- необходимостью индивидуально - ориентированного подхода в образовании и отсутствием адекватного содержания и системы его оценки в основной школе;

- между востребованностью создания в системе образования условий для саморазвития учащихся и недостаточной разработанностью моделей самоопределения и самореализации учащихся основной школы;

- продекларированным правом на выбор дальнейшего жизненного пути выпускником основной школы и неготовностью последнего совершить выбор;

- содержанием образовательной информации и реальным развитием жизни;

- ценностными ориентациями учащегося и родителей, с одной стороны, и педагогов, школы, с другой стороны;

- естественным развитием подростка и игнорированием принципов природо- и культуросообразности процессов образования.

В связи с этим в части основного общего образования необходимо разрешить следующие проблемы:

- преодоление подхода к основной школе как "промежуточному звену", а не как целостной ступени образования;

- несоответствие возможностей системы основного общего образования целеполаганию;

- отсутствие адекватных индивидуально - ориентированному образованию механизмов его реализации (в том числе по отношению к подросткам);

- несоответствие цели, задач, практики работы школы реальному уровню образованности выпускника;

- неадекватность образовательного процесса психологическим, физиологическим особенностям подростка, его жизненным устремлениям и ценностям.

Разрешение указанных проблем позволит обеспечить создание комплекса условий, соответствующих целям и задачам основного общего образования, обеспечивающих формирование у каждого выпускника готовности и способности осуществить осознанный выбор своего жизненного пути.

Для достижения поставленной цели необходима деятельность в следующих направлениях:

- формирование системы ценностей педагога, адекватной целям и задачам основной школы;

- организация индивидуально ориентированного образования, соответствующего психологическим, физиологическим и другим особенностям учащихся;

- разработка (осмысление) результата образования на уровне выпускника основной школы;

- приведение в соответствие возможностей основной школы целям, задачам этой ступени образования.

+----------------------------------------------------------------+
¦Задачи       ¦ Содержание деятельности   ¦Механизмы,      ¦Срок ¦
¦развития     ¦ по развитию               ¦обеспечивающие  ¦     ¦
¦             ¦                           ¦решение задач   ¦     ¦
+-----------------------------------------+----------------+-----¦
¦1. Обеспечение¦Разработать систему       ¦Проектное       ¦1997-¦
¦условий       ¦стимулирования            ¦управление      ¦1998 ¦
¦формирования  ¦самообразования педагогов ¦Система         ¦     ¦
¦профессиональ ¦                          ¦стимулирования  ¦     ¦
¦ной готовности¦                          ¦                ¦     ¦
¦и способности++                          ¦                ¦     ¦
¦педагога     ¦Нормативно закрепить       ¦Введение        ¦1997-¦
¦реализовать  ¦ответственность педагога   ¦квалификационных¦1998 ¦
¦цели и       ¦за конечные результаты     ¦требований      ¦     ¦
¦задачи       ¦основного образования      ¦Рекламации      ¦     ¦
¦основного    ¦                           ¦Требования к    ¦     ¦
¦общего       ¦                           ¦анализу         ¦     ¦
¦образования  ¦                           ¦развития        ¦     ¦
¦             ¦                           ¦учащегося       ¦     ¦
¦             ¦                           ¦Сертификация    ¦     ¦
¦             ¦                           ¦педагогов       ¦     ¦
¦             ¦                           ¦                ¦     ¦
¦             ¦Обеспечить адекватность    ¦Система         ¦1999-¦
¦             ¦содержания образовательных ¦сертификации    ¦2000 ¦
¦             ¦программ подготовки,       ¦Рекламации      ¦     ¦
¦             ¦переподготовки, повышения  ¦Система         ¦     ¦
¦             ¦квалификации и стажировки  ¦повышения       ¦     ¦
¦             ¦стратегии развития         ¦квалификации    ¦     ¦
¦             ¦основного общего           ¦Учреждения      ¦     ¦
¦             ¦образования (для педагогов ¦дополнительного ¦     ¦
¦             ¦различных типов            ¦образования     ¦     ¦
¦             ¦образовательных учреждений)¦педагогов       ¦     ¦
¦             ¦                           ¦                ¦     ¦
¦             ¦Установить зависимость     ¦Итоговая и      ¦1997-¦
¦             ¦между оценкой результата   ¦промежуточная   ¦1998 ¦
¦             ¦педагогической             ¦аттестация      ¦     ¦
¦             ¦деятельности               ¦выпускников     ¦     ¦
¦             ¦и уровнем образованности   ¦Аттестация      ¦     ¦
¦             ¦подростка                  ¦педработников   ¦     ¦
¦             ¦                           ¦Родительский    ¦     ¦
¦             ¦                           ¦договор         ¦     ¦
¦             ¦                           ¦Центр           ¦     ¦
¦             ¦                           ¦стандартизации  ¦     ¦
¦             ¦                           ¦                ¦     ¦
¦             ¦Установить порядок         ¦Бюллетени,      ¦1998-¦
¦             ¦предъявления уровня        ¦проспекты       ¦1999 ¦
¦             ¦профессиональной           ¦Аттестация      ¦     ¦
¦             ¦компетентности педагога    ¦педработников   ¦     ¦
¦             ¦потребителю                ¦Категорирование ¦     ¦
¦             ¦образовательных услуг      ¦ОУ              ¦     ¦
¦             ¦                           ¦                ¦     ¦
¦             ¦Спроектировать и           ¦Проектное       ¦1999-¦
¦             ¦внедрить модель            ¦управление      ¦2000 ¦
¦             ¦подготовки педагогического ¦Маркетинг       ¦     ¦
¦             ¦резерва, в том числе       ¦Система         ¦     ¦
¦             ¦руководителей              ¦стимулирования  ¦     ¦
¦             ¦различного уровня          ¦руководителей   ¦     ¦
¦             ¦                           ¦Контракты       ¦     ¦
+-------------+--------------------------------------------+-----¦
¦2. Создание  ¦Разработать и внедрить      ¦Проектное      ¦1999-¦
¦условий,     ¦индивидуально               ¦управление     ¦2000 ¦
¦обеспечиваю- ¦ориентированные             ¦Центры         ¦     ¦
¦щих          ¦образовательные             ¦психологической¦     ¦
¦реализацию   ¦методики и технологии       ¦поддержки      ¦     ¦
¦индивидуально¦                            ¦               ¦     ¦
¦ориентиро-   ¦Определить механизмы        ¦Оптимизация    ¦1996-¦
¦ванного      ¦реализации прав граждан     ¦сети ОУ        ¦1997 ¦
¦образования, ¦на качественное основное    ¦Рекламации     ¦     ¦
¦соответст-   ¦(базовое) образование в     ¦на качество    ¦     ¦
¦вующего      ¦рамках образовательного     ¦образования    ¦     ¦
¦психическим  ¦комплекса                   ¦Аккредитация   ¦     ¦
¦и физиоло-   ¦                            ¦ОУ             ¦     ¦
¦гическим     ¦                            ¦               ¦     ¦
¦особенностям ¦Разработать и ввести        ¦Проектное      ¦1996-¦
¦подростков   ¦механизмы выявления,        ¦управление     ¦1997 ¦
¦             ¦формирования                ¦Маркетинг      ¦     ¦
¦             ¦образовательных             ¦образовательных¦     ¦
¦             ¦потребностей учащихся       ¦услуг          ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Информационно- ¦     ¦
¦             ¦                            ¦экспертная     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦система        ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Стандартизация ¦1996-¦
¦             ¦                            ¦Образовательный¦1997 ¦
¦             ¦                            ¦ваучер         ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Родительский   ¦     ¦
¦             ¦                            ¦договор        ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Обеспечить условия освоения ¦Проектное      ¦1996-¦
¦             ¦образовательных программ в  ¦управление     ¦1997 ¦
¦             ¦форме семейного образования ¦Фонд           ¦     ¦
¦             ¦и экстерната                ¦социсследований¦     ¦
¦             ¦                            ¦и мониторинга  ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Информационно -¦     ¦
¦             ¦                            ¦экспертная     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦система        ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Организовать систему        ¦Образовательный¦     ¦
¦             ¦мониторинга проблем         ¦ваучер         ¦     ¦
¦             ¦детства                     ¦Норматив       ¦     ¦
¦             ¦                            ¦финансирования ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦1996-¦
¦             ¦Разработать механизмы       ¦Проектное      ¦1997 ¦
¦             ¦компенсации расходов на     ¦управление     ¦     ¦
¦             ¦образование в               ¦               ¦     ¦
¦             ¦негосударственных           ¦               ¦     ¦
¦             ¦образовательных             ¦               ¦     ¦
¦             ¦учреждениях, а также        ¦               ¦     ¦
¦             ¦дополнительных расходов     ¦               ¦     ¦
¦             ¦на обучение детей с         ¦               ¦     ¦
¦             ¦ограниченными возможностями ¦               ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Инициировать освоение       ¦Аттестация,    ¦1997-¦
¦             ¦образовательных программ    ¦аккредитация   ¦1998 ¦
¦             ¦основного общего            ¦ОУ             ¦     ¦
¦             ¦образования на родном языке ¦Особый норматив¦     ¦
¦             ¦                            ¦финансирования ¦     ¦
¦             ¦Разработать механизмы       ¦сельских ОУ    ¦1999-¦
¦             ¦обеспечения прав учащихся   ¦Социальное     ¦2000 ¦
¦             ¦сельских школ на выбор      ¦выравнивание   ¦     ¦
¦             ¦содержания образования,     ¦территорий     ¦     ¦
¦             ¦соответствующего их         ¦Специальные    ¦     ¦
¦             ¦способностям,               ¦организационные¦     ¦
¦             ¦индивидуальностям,          ¦и педтехнологии¦     ¦
¦             ¦интересам                   ¦               ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Проектное      ¦     ¦
¦             ¦                            ¦управление     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Родительский   ¦     ¦
¦             ¦                            ¦договор        ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Центры         ¦     ¦
¦             ¦                            ¦образования    ¦1997-¦
¦             ¦                            ¦взрослых       ¦1998 ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Организовать систему        ¦Перечень       ¦1998-¦
¦             ¦дополнительных              ¦оборудования   ¦1999 ¦
¦             ¦педагогических услуг        ¦Участие        ¦     ¦
¦             ¦родителям                   ¦общественности ¦     ¦
¦             ¦                            ¦в распределении¦     ¦
¦             ¦                            ¦и контроле     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦ресурсов       ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Фонды развития ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Оптимизировать учебно -     ¦Общественная   ¦     ¦
¦             ¦материальную базу           ¦аккредитация ОУ¦     ¦
¦             ¦образования в соответствии  ¦Доклад о       ¦     ¦
¦             ¦с международными стандартами¦состоянии      ¦     ¦
¦             ¦состояния учебной техники   ¦               ¦     ¦
¦             ¦и оборудования              ¦     -"-       ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Родительский   ¦1996-¦
¦             ¦                            ¦договор        ¦1997 ¦
¦             ¦                            ¦Попечительские ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Советы         ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Установить порядок          ¦Сеть учреждений¦1996-¦
¦             ¦предъявления уровня         ¦профессиональ- ¦1997 ¦
¦             ¦образованности подростков   ¦ной подготовки ¦     ¦
¦             ¦местному сообществу         ¦Маркетинг      ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Технологии     ¦     ¦
¦             ¦Обеспечить информирование   ¦функционального¦1999-¦
¦             ¦родителей, общественности   ¦образования    ¦2000 ¦
¦             ¦о реализуемом содержании    ¦               ¦     ¦
¦             ¦основного общего            ¦               ¦     ¦
¦             ¦образования                 ¦               ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Создать условия реализации  ¦               ¦     ¦
¦             ¦права подростков (с 14 лет) ¦               ¦     ¦
¦             ¦на получение профессий      ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦3. Создание  ¦Реализовать педагогический  ¦Проектное      ¦1999-¦
¦условий,     ¦потенциал Базисного учебного¦управление     ¦2000 ¦
¦обеспечиваю- ¦плана Свердловской области  ¦Стандартизация ¦     ¦
¦щих процесс  ¦                            ¦содержания     ¦     ¦
¦стандарти-   ¦                            ¦Аттестация     ¦     ¦
¦зации        ¦                            ¦педработников  ¦     ¦
¦основного    ¦                            ¦               ¦     ¦
¦общего       ¦Формализовать (закрепить)   ¦Стандарт       ¦1996-¦
¦образования  ¦цель и направления развития ¦содержания     ¦1997 ¦
¦             ¦основного общего образования¦образования    ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Разработать и ввести        ¦Стандарт       ¦1997-¦
¦             ¦единую систему показателей  ¦содержания     ¦1998 ¦
¦             ¦уровня образованности       ¦Итоговая и     ¦     ¦
¦             ¦выпускника основной школы   ¦промежуточная  ¦     ¦
¦             ¦                            ¦аттестация     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦учащихся       ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Разработать национально -   ¦Управление     ¦1997-¦
¦             ¦региональный (областной)    ¦развитием      ¦1998 ¦
¦             ¦компонент содержания        ¦содержания     ¦     ¦
¦             ¦образования для учреждений: ¦образования    ¦     ¦
¦             ¦- основного общего          ¦Перечень       ¦     ¦
¦             ¦образования;                ¦программно -   ¦     ¦
¦             ¦- специальных               ¦методического  ¦     ¦
¦             ¦(коррекционных) ОУ;         ¦обеспечения    ¦     ¦
¦             ¦- государственного          ¦Экспертный     ¦     ¦
¦             ¦воспитания                  ¦Совет          ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Центр          ¦     ¦
¦             ¦                            ¦стандартизации ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Межрегиональное¦     ¦
¦             ¦                            ¦(международное)¦     ¦
¦             ¦                            ¦сотрудничество ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Разработать экономическое   ¦Категорирование¦1997-¦
¦             ¦обоснование и ввести        ¦Госаккредитация¦1998 ¦
¦             ¦дополнительное              ¦ОУ             ¦     ¦
¦             ¦финансирование национально -¦               ¦     ¦
¦             ¦регионального компонента    ¦               ¦     ¦
¦             ¦стандарта основного         ¦               ¦     ¦
¦             ¦общего образования          ¦               ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Организовать систему        ¦Управление     ¦1996-¦
¦             ¦контроля исполнения         ¦качеством      ¦1997 ¦
¦             ¦государственных областных   ¦образования    ¦     ¦
¦             ¦стандартов основного        ¦Рекламации     ¦     ¦
¦             ¦общего образования          ¦Центр          ¦     ¦
¦             ¦                            ¦тестирования   ¦     ¦
¦             ¦                            ¦               ¦     ¦
¦             ¦Организовать опробование,   ¦Эксперимен-    ¦1997-¦
¦             ¦апробацию национально -     ¦тальная        ¦1998 ¦
¦             ¦регионального компонента    ¦площадка       ¦     ¦
¦             ¦содержания основного общего ¦               ¦     ¦
¦             ¦образования                 ¦               ¦     ¦
+----------------------------------------------------------------+