Состояние основного общего образования характеризуется тем, что эта ступень образования не формирует у каждого выпускника готовности и способности осуществить осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Развитие системы основного общего образования за прошедший с 1991 года период происходило в основном за счет изменения предметного содержания образования, что оказалось недостаточным для достижения результата в основной школе.
При этом основное общее образование характеризуется наличием противоречий между:
- современным целеполаганием основного общего образования и реальным уровнем образованности выпускника, компетентности педагога, возможностями основной школы;
- необходимостью индивидуально - ориентированного подхода в образовании и отсутствием адекватного содержания и системы его оценки в основной школе;
- между востребованностью создания в системе образования условий для саморазвития учащихся и недостаточной разработанностью моделей самоопределения и самореализации учащихся основной школы;
- продекларированным правом на выбор дальнейшего жизненного пути выпускником основной школы и неготовностью последнего совершить выбор;
- содержанием образовательной информации и реальным развитием жизни;
- ценностными ориентациями учащегося и родителей, с одной стороны, и педагогов, школы, с другой стороны;
- естественным развитием подростка и игнорированием принципов природо- и культуросообразности процессов образования.
В связи с этим в части основного общего образования необходимо разрешить следующие проблемы:
- преодоление подхода к основной школе как "промежуточному звену", а не как целостной ступени образования;
- несоответствие возможностей системы основного общего образования целеполаганию;
- отсутствие адекватных индивидуально - ориентированному образованию механизмов его реализации (в том числе по отношению к подросткам);
- несоответствие цели, задач, практики работы школы реальному уровню образованности выпускника;
- неадекватность образовательного процесса психологическим, физиологическим особенностям подростка, его жизненным устремлениям и ценностям.
Разрешение указанных проблем позволит обеспечить создание комплекса условий, соответствующих целям и задачам основного общего образования, обеспечивающих формирование у каждого выпускника готовности и способности осуществить осознанный выбор своего жизненного пути.
Для достижения поставленной цели необходима деятельность в следующих направлениях:
- формирование системы ценностей педагога, адекватной целям и задачам основной школы;
- организация индивидуально ориентированного образования, соответствующего психологическим, физиологическим и другим особенностям учащихся;
- разработка (осмысление) результата образования на уровне выпускника основной школы;
- приведение в соответствие возможностей основной школы целям, задачам этой ступени образования.
+----------------------------------------------------------------+
¦Задачи ¦ Содержание деятельности ¦Механизмы, ¦Срок ¦
¦развития ¦ по развитию ¦обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦ ¦решение задач ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------------+-----¦
¦1. Обеспечение¦Разработать систему ¦Проектное ¦1997-¦
¦условий ¦стимулирования ¦управление ¦1998 ¦
¦формирования ¦самообразования педагогов ¦Система ¦ ¦
¦профессиональ ¦ ¦стимулирования ¦ ¦
¦ной готовности¦ ¦ ¦ ¦
¦и способности++ ¦ ¦ ¦
¦педагога ¦Нормативно закрепить ¦Введение ¦1997-¦
¦реализовать ¦ответственность педагога ¦квалификационных¦1998 ¦
¦цели и ¦за конечные результаты ¦требований ¦ ¦
¦задачи ¦основного образования ¦Рекламации ¦ ¦
¦основного ¦ ¦Требования к ¦ ¦
¦общего ¦ ¦анализу ¦ ¦
¦образования ¦ ¦развития ¦ ¦
¦ ¦ ¦учащегося ¦ ¦
¦ ¦ ¦Сертификация ¦ ¦
¦ ¦ ¦педагогов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Обеспечить адекватность ¦Система ¦1999-¦
¦ ¦содержания образовательных ¦сертификации ¦2000 ¦
¦ ¦программ подготовки, ¦Рекламации ¦ ¦
¦ ¦переподготовки, повышения ¦Система ¦ ¦
¦ ¦квалификации и стажировки ¦повышения ¦ ¦
¦ ¦стратегии развития ¦квалификации ¦ ¦
¦ ¦основного общего ¦Учреждения ¦ ¦
¦ ¦образования (для педагогов ¦дополнительного ¦ ¦
¦ ¦различных типов ¦образования ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений)¦педагогов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Установить зависимость ¦Итоговая и ¦1997-¦
¦ ¦между оценкой результата ¦промежуточная ¦1998 ¦
¦ ¦педагогической ¦аттестация ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦выпускников ¦ ¦
¦ ¦и уровнем образованности ¦Аттестация ¦ ¦
¦ ¦подростка ¦педработников ¦ ¦
¦ ¦ ¦Родительский ¦ ¦
¦ ¦ ¦договор ¦ ¦
¦ ¦ ¦Центр ¦ ¦
¦ ¦ ¦стандартизации ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Установить порядок ¦Бюллетени, ¦1998-¦
¦ ¦предъявления уровня ¦проспекты ¦1999 ¦
¦ ¦профессиональной ¦Аттестация ¦ ¦
¦ ¦компетентности педагога ¦педработников ¦ ¦
¦ ¦потребителю ¦Категорирование ¦ ¦
¦ ¦образовательных услуг ¦ОУ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Спроектировать и ¦Проектное ¦1999-¦
¦ ¦внедрить модель ¦управление ¦2000 ¦
¦ ¦подготовки педагогического ¦Маркетинг ¦ ¦
¦ ¦резерва, в том числе ¦Система ¦ ¦
¦ ¦руководителей ¦стимулирования ¦ ¦
¦ ¦различного уровня ¦руководителей ¦ ¦
¦ ¦ ¦Контракты ¦ ¦
+-------------+--------------------------------------------+-----¦
¦2. Создание ¦Разработать и внедрить ¦Проектное ¦1999-¦
¦условий, ¦индивидуально ¦управление ¦2000 ¦
¦обеспечиваю- ¦ориентированные ¦Центры ¦ ¦
¦щих ¦образовательные ¦психологической¦ ¦
¦реализацию ¦методики и технологии ¦поддержки ¦ ¦
¦индивидуально¦ ¦ ¦ ¦
¦ориентиро- ¦Определить механизмы ¦Оптимизация ¦1996-¦
¦ванного ¦реализации прав граждан ¦сети ОУ ¦1997 ¦
¦образования, ¦на качественное основное ¦Рекламации ¦ ¦
¦соответст- ¦(базовое) образование в ¦на качество ¦ ¦
¦вующего ¦рамках образовательного ¦образования ¦ ¦
¦психическим ¦комплекса ¦Аккредитация ¦ ¦
¦и физиоло- ¦ ¦ОУ ¦ ¦
¦гическим ¦ ¦ ¦ ¦
¦особенностям ¦Разработать и ввести ¦Проектное ¦1996-¦
¦подростков ¦механизмы выявления, ¦управление ¦1997 ¦
¦ ¦формирования ¦Маркетинг ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦образовательных¦ ¦
¦ ¦потребностей учащихся ¦услуг ¦ ¦
¦ ¦ ¦Информационно- ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертная ¦ ¦
¦ ¦ ¦система ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Стандартизация ¦1996-¦
¦ ¦ ¦Образовательный¦1997 ¦
¦ ¦ ¦ваучер ¦ ¦
¦ ¦ ¦Родительский ¦ ¦
¦ ¦ ¦договор ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Обеспечить условия освоения ¦Проектное ¦1996-¦
¦ ¦образовательных программ в ¦управление ¦1997 ¦
¦ ¦форме семейного образования ¦Фонд ¦ ¦
¦ ¦и экстерната ¦социсследований¦ ¦
¦ ¦ ¦и мониторинга ¦ ¦
¦ ¦ ¦Информационно -¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертная ¦ ¦
¦ ¦ ¦система ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Организовать систему ¦Образовательный¦ ¦
¦ ¦мониторинга проблем ¦ваучер ¦ ¦
¦ ¦детства ¦Норматив ¦ ¦
¦ ¦ ¦финансирования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦1996-¦
¦ ¦Разработать механизмы ¦Проектное ¦1997 ¦
¦ ¦компенсации расходов на ¦управление ¦ ¦
¦ ¦образование в ¦ ¦ ¦
¦ ¦негосударственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях, а также ¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнительных расходов ¦ ¦ ¦
¦ ¦на обучение детей с ¦ ¦ ¦
¦ ¦ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Инициировать освоение ¦Аттестация, ¦1997-¦
¦ ¦образовательных программ ¦аккредитация ¦1998 ¦
¦ ¦основного общего ¦ОУ ¦ ¦
¦ ¦образования на родном языке ¦Особый норматив¦ ¦
¦ ¦ ¦финансирования ¦ ¦
¦ ¦Разработать механизмы ¦сельских ОУ ¦1999-¦
¦ ¦обеспечения прав учащихся ¦Социальное ¦2000 ¦
¦ ¦сельских школ на выбор ¦выравнивание ¦ ¦
¦ ¦содержания образования, ¦территорий ¦ ¦
¦ ¦соответствующего их ¦Специальные ¦ ¦
¦ ¦способностям, ¦организационные¦ ¦
¦ ¦индивидуальностям, ¦и педтехнологии¦ ¦
¦ ¦интересам ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Проектное ¦ ¦
¦ ¦ ¦управление ¦ ¦
¦ ¦ ¦Родительский ¦ ¦
¦ ¦ ¦договор ¦ ¦
¦ ¦ ¦Центры ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования ¦1997-¦
¦ ¦ ¦взрослых ¦1998 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Организовать систему ¦Перечень ¦1998-¦
¦ ¦дополнительных ¦оборудования ¦1999 ¦
¦ ¦педагогических услуг ¦Участие ¦ ¦
¦ ¦родителям ¦общественности ¦ ¦
¦ ¦ ¦в распределении¦ ¦
¦ ¦ ¦и контроле ¦ ¦
¦ ¦ ¦ресурсов ¦ ¦
¦ ¦ ¦Фонды развития ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Оптимизировать учебно - ¦Общественная ¦ ¦
¦ ¦материальную базу ¦аккредитация ОУ¦ ¦
¦ ¦образования в соответствии ¦Доклад о ¦ ¦
¦ ¦с международными стандартами¦состоянии ¦ ¦
¦ ¦состояния учебной техники ¦ ¦ ¦
¦ ¦и оборудования ¦ -"- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Родительский ¦1996-¦
¦ ¦ ¦договор ¦1997 ¦
¦ ¦ ¦Попечительские ¦ ¦
¦ ¦ ¦Советы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Установить порядок ¦Сеть учреждений¦1996-¦
¦ ¦предъявления уровня ¦профессиональ- ¦1997 ¦
¦ ¦образованности подростков ¦ной подготовки ¦ ¦
¦ ¦местному сообществу ¦Маркетинг ¦ ¦
¦ ¦ ¦Технологии ¦ ¦
¦ ¦Обеспечить информирование ¦функционального¦1999-¦
¦ ¦родителей, общественности ¦образования ¦2000 ¦
¦ ¦о реализуемом содержании ¦ ¦ ¦
¦ ¦основного общего ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Создать условия реализации ¦ ¦ ¦
¦ ¦права подростков (с 14 лет) ¦ ¦ ¦
¦ ¦на получение профессий ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦3. Создание ¦Реализовать педагогический ¦Проектное ¦1999-¦
¦условий, ¦потенциал Базисного учебного¦управление ¦2000 ¦
¦обеспечиваю- ¦плана Свердловской области ¦Стандартизация ¦ ¦
¦щих процесс ¦ ¦содержания ¦ ¦
¦стандарти- ¦ ¦Аттестация ¦ ¦
¦зации ¦ ¦педработников ¦ ¦
¦основного ¦ ¦ ¦ ¦
¦общего ¦Формализовать (закрепить) ¦Стандарт ¦1996-¦
¦образования ¦цель и направления развития ¦содержания ¦1997 ¦
¦ ¦основного общего образования¦образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработать и ввести ¦Стандарт ¦1997-¦
¦ ¦единую систему показателей ¦содержания ¦1998 ¦
¦ ¦уровня образованности ¦Итоговая и ¦ ¦
¦ ¦выпускника основной школы ¦промежуточная ¦ ¦
¦ ¦ ¦аттестация ¦ ¦
¦ ¦ ¦учащихся ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработать национально - ¦Управление ¦1997-¦
¦ ¦региональный (областной) ¦развитием ¦1998 ¦
¦ ¦компонент содержания ¦содержания ¦ ¦
¦ ¦образования для учреждений: ¦образования ¦ ¦
¦ ¦- основного общего ¦Перечень ¦ ¦
¦ ¦образования; ¦программно - ¦ ¦
¦ ¦- специальных ¦методического ¦ ¦
¦ ¦(коррекционных) ОУ; ¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦- государственного ¦Экспертный ¦ ¦
¦ ¦воспитания ¦Совет ¦ ¦
¦ ¦ ¦Центр ¦ ¦
¦ ¦ ¦стандартизации ¦ ¦
¦ ¦ ¦Межрегиональное¦ ¦
¦ ¦ ¦(международное)¦ ¦
¦ ¦ ¦сотрудничество ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработать экономическое ¦Категорирование¦1997-¦
¦ ¦обоснование и ввести ¦Госаккредитация¦1998 ¦
¦ ¦дополнительное ¦ОУ ¦ ¦
¦ ¦финансирование национально -¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального компонента ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандарта основного ¦ ¦ ¦
¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Организовать систему ¦Управление ¦1996-¦
¦ ¦контроля исполнения ¦качеством ¦1997 ¦
¦ ¦государственных областных ¦образования ¦ ¦
¦ ¦стандартов основного ¦Рекламации ¦ ¦
¦ ¦общего образования ¦Центр ¦ ¦
¦ ¦ ¦тестирования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Организовать опробование, ¦Эксперимен- ¦1997-¦
¦ ¦апробацию национально - ¦тальная ¦1998 ¦
¦ ¦регионального компонента ¦площадка ¦ ¦
¦ ¦содержания основного общего ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+