Состояние среднего общего образования характеризуется тем, что обеспечивается социально - профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов, имеются условия реализации ранее (после 9 класса) сделанного выбора. Но при этом ученик 11 класса не способен к творческому преобразованию и оценке отношений, господствующих в природе, обществе и культуре в целях реализации своей индивидуальности и обеспечения собственного благосостояния.
Среднее общее образование характеризуется наличием противоречий между:
- необходимостью обеспечения компетентности, функциональной грамотности выпускника и возможностями образовательной среды;
- реализуемым учащимся правом на выбор, ожидаемыми результатами образования и неспособностью школы оправдать ожидания;
- необходимостью сохранения образовательного пространства региона и стремлением средней школы к автономности;
- представлением о средней школе как о предпрофессиональной и невозможностью массовой средней школы решать эту проблему;
- потребностями образовательных учреждений различных видов и существующими нормативами финансирования;
- осознанной необходимостью индивидуально ориентированного образования и отсутствием адекватной системы оценки (диагностики).
В связи с этим в части среднего общего образования необходимо разрешить следующие проблемы:
- рассогласованность востребуемого результата образования и реального уровня образованности старшеклассников;
- обеспечение субъектности образовательных учреждений в условиях развития регионального образовательного пространства;
- несоответствие возможностей системы общего образования цели и задачам средней школы;
- отсутствие адекватной целям, задачам среднего образования системы оценки уровня образованности старшеклассников.
Решение указанных проблем позволит обеспечить развитие комплекса условий для дальнейшей дифференциации среднего общего образования, достижения выпускником уровня зрелости, достаточного для самоопределения и самореализации в сферах межличностных и социальных отношений, отношений к природе; уровня готовности к творческой деятельности и самостоятельному принятию решений в изменяющейся жизненной и профессиональной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходима деятельность в следующих направлениях:
- обеспечение субъектности средней школы в рамках процесса регионализации среднего общего образования;
- разработка (осмысление) результата образования выпускника средней школы и адекватных ему систем оценки и мониторинга (уровня образованности);
- приведение в соответствие возможностей средней школы цели и задачам общего среднего образования.
+----------------------------------------------------------------+
¦Задачи ¦ Содержание деятельности ¦Механизмы, ¦Срок ¦
¦развития ¦ по развитию ¦обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦ ¦решение задач ¦ ¦
+--------------+---------------------------+---------------+-----¦
¦1. Создание ¦Оптимизировать сеть ¦Проектное ¦1998-¦
¦условий для ¦учреждений среднего общего ¦управление ¦1999 ¦
¦обеспечения ¦образования в рамках ¦Категорирование¦ ¦
¦субъектности ¦образовательного комплекса ¦ОУ ¦ ¦
¦средней ¦ ¦Акционирование ¦ ¦
¦школы в ¦ ¦системы ¦ ¦
¦рамках ¦ ¦образования ¦ ¦
¦региональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы ¦Разработать механизм ¦Образовательный¦1998-¦
¦образования ¦компенсации расходов на ¦ваучер ¦1999 ¦
¦ ¦среднее общее ¦ ¦ ¦
¦ ¦образование в ¦ ¦ ¦
¦ ¦негосударственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Обеспечить сочетание ¦Образовательный¦1997-¦
¦ ¦бюджетных, коммерческих ¦кредит ¦1998 ¦
¦ ¦и благотворительных ¦Фонды развития ¦ ¦
¦ ¦начал в финансировании ¦образования ¦ ¦
¦ ¦общего среднего ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Инициировать практику ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественного характера ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления образовательным ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждением ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработать научно - ¦Попечительские ¦1997-¦
¦ ¦методические и нормативные ¦Советы ¦1998 ¦
¦ ¦основания функционирования ¦Советы школ ¦ ¦
¦ ¦различных моделей ¦(Конференции) ¦ ¦
¦ ¦индивидуально ¦Маркетинговые ¦1997-¦
¦ ¦ориентированного ¦исследования ¦1998 ¦
¦ ¦образования ¦Заказ на ¦ ¦
¦ ¦ ¦нормативно- ¦ ¦
¦ ¦ ¦правовое, ¦ ¦
¦ ¦ ¦научно- ¦ ¦
¦ ¦ ¦методическое ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечение ¦ ¦
¦ ¦ ¦Перечень ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Установить порядок ¦Лицензирование,¦1997-¦
¦ ¦предъявления условий, ¦аттестация, ¦1998 ¦
¦ ¦содержания, уровня и ¦аккредитация ¦ ¦
¦ ¦качества образования ¦(государствен- ¦ ¦
¦ ¦в образовательных ¦ная и ¦ ¦
¦ ¦учреждениях местному ¦общественная) ¦ ¦
¦ ¦сообществу ¦ОУ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Установить и определить ¦Нормативно - ¦1997-¦
¦ ¦порядок введения ¦правовое ¦1998 ¦
¦ ¦дополнительных ¦обеспечение ¦ ¦
¦ ¦требований к учреждениям ¦управления ¦ ¦
¦ ¦среднего общего ¦содержанием ¦ ¦
¦ ¦образования (в т. ч. ¦образования ¦ ¦
¦ ¦к нетиповым) ¦ ¦ ¦
+--------------+---------------------------+---------------+-----¦
¦2. Создать ¦Конкретизировать понимание ¦Стандартизация ¦1996-¦
¦условия, ¦результата среднего общего ¦Итоговая ¦1997 ¦
¦обеспечивающие¦образования ¦аттестация ¦ ¦
¦уровневость и ¦ ¦ ¦ ¦
¦направленность¦Разработать механизмы ¦Оптимизация ¦1996-¦
¦содержания ¦реализации прав граждан на ¦сети ОУ ¦1997 ¦
¦среднего ¦освоение образовательных ¦Система ¦ ¦
¦общего ¦программ в вечерней, ¦информирования ¦ ¦
¦образования ¦заочной формах, в форме ¦населения ¦ ¦
¦ ¦самообразования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработать основания для ¦Порядок ¦1996-¦
¦ ¦развития учащихся, ¦создания и ¦1997 ¦
¦ ¦проявивших особые ¦финансирования ¦ ¦
¦ ¦способности и таланты ¦нетиповых ОУ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Международные ¦ ¦
¦ ¦ ¦обмены ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработать и ввести ¦Маркетинг ¦1996-¦
¦ ¦механизмы удовлетворения и ¦образовательных¦1997 ¦
¦ ¦развития образовательных ¦услуг ¦ ¦
¦ ¦потребностей ¦Проектное ¦ ¦
¦ ¦ ¦управление ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Управление ¦ ¦
¦ ¦ ¦стандартизацией¦ ¦
¦ ¦Разработать и ввести ¦ ¦ ¦
¦ ¦национально - ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональный (областной) ¦ ¦ ¦
¦ ¦компонент Госстандарта ¦ ¦1997-¦
¦ ¦в части: ¦ ¦1998 ¦
¦ ¦- обязательного минимума ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержания основных ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных программ; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- требований к уровням ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки выпускников ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Проектное ¦ ¦
¦ ¦ ¦управление ¦ ¦
¦ ¦Разработать экономическое ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснование и ввести ¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнительное финансиро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вание национально - ¦ ¦1996-¦
¦ ¦регионального компонента ¦ ¦1997 ¦
¦ ¦стандарта образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Маркетинговые ¦ ¦
¦ ¦Обеспечить развитие ¦исследования ¦ ¦
¦ ¦учебно - материальной базы ¦Заказ, перечень¦ ¦
¦ ¦предпрофессиональной ¦средств ¦ ¦
¦ ¦подготовки, адекватной ¦Фонды развития ¦1998-¦
¦ ¦международным стандартам ¦образования ¦1999 ¦
¦ ¦состояния учебной техники ¦ ¦ ¦
¦ ¦и оборудования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Установить порядок ¦Аттестация ОДУ ¦ ¦
¦ ¦предъявления содержания ¦Доклад о ¦ ¦
¦ ¦среднего общего образования¦состоянии ¦1996-¦
¦ ¦в соответствии с уровнем и ¦ ¦1997 ¦
¦ ¦направленностью реализуемых¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных программ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Обеспечить преемственность ¦Образовательный¦ ¦
¦ ¦целеполагания ¦комплекс ¦1997-¦
¦ ¦образовательных стандартов ¦Управление ¦1998 ¦
¦ ¦и программ различного ¦развитием ¦ ¦
¦ ¦уровня ¦содержания ¦ ¦
¦ ¦и направленности ¦образования ¦ ¦
+--------------+---------------------------+---------------+-----¦
¦3. Изменение ¦Разработать систему ¦Стандартизация ¦1997-¦
¦системы ¦показателей и критериев, ¦Итоговая ¦1998 ¦
¦оценки ¦характеризующих уровень ¦аттестация ¦ ¦
¦результата ¦социальной и личностной ¦Областной ¦ ¦
¦среднего ¦зрелости выпускника и ¦центр ¦ ¦
¦общего ¦соответствующего ¦стандартизации ¦ ¦
¦образования в ¦инструментария оценки ¦ ¦ ¦
¦соответствии ¦(в том числе шкалу оценки) ¦ ¦ ¦
¦с заданной ¦ ¦ ¦ ¦
¦целью ¦Организовать систему ¦Лицензирование,¦1997-¦
¦ ¦наблюдения и контроля за ¦аттестация, ¦1998 ¦
¦ ¦реализацией прав граждан на¦госаккредитация¦ ¦
¦ ¦образование, в том числе ¦ОУ ¦ ¦
¦ ¦в негосударственных ¦Регулярность ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждениях¦контроля и ¦ ¦
¦ ¦ ¦комплексных ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертиз ¦ ¦
¦ ¦ ¦Рекламации ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Создать основания для ¦Сертификация ¦1997-¦
¦ ¦функционирования ¦структур ¦1998 ¦
¦ ¦независимой от ¦Передача ¦ ¦
¦ ¦органов управления ¦полномочий ¦ ¦
¦ ¦государственной комиссии ¦ ¦ ¦
¦ ¦для оценки уровня ¦ ¦ ¦
¦ ¦образованности выпускников ¦ ¦ ¦
¦ ¦средней школы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработать механизмы ¦Проектное ¦1997-¦
¦ ¦планирования качества ¦управление ¦1998 ¦
¦ ¦среднего общего образования¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Установить зависимость ¦Категорирование¦1997-¦
¦ ¦оценки уровня ¦Норматив ¦1998 ¦
¦ ¦образованности выпускника ¦финансирования ¦ ¦
¦ ¦от статуса учреждения ¦с учетом ¦ ¦
¦ ¦среднего общего ¦качества ¦ ¦
¦ ¦образования, (в т. ч. ¦результатов ¦ ¦
¦ ¦негосударственного) ¦образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработать и внедрить ¦Проектное ¦1997-¦
¦ ¦механизм оценки состояния ¦управление ¦1998 ¦
¦ ¦образовательных систем ¦Комплексная ¦ ¦
¦ ¦(системокомплексов) с ¦экспертиза ¦ ¦
¦ ¦учетом уровня ¦ ¦ ¦
¦ ¦образованности выпускников ¦ ¦ ¦
¦ ¦средней школы ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+