Действующий

Об утверждении Основных направлений политики Правительства Свердловской области в сфере образования и программы ее реализации на 1997-1999 гг.

2.6. Образование педагога

Состояние системы образования педагога характеризуется тем, что в регионе созданы условия, которые, с одной стороны, обеспечивают, а с другой - востребуют новый его уровень:

- вариативность, обусловливающая личный профессиональный выбор;

- стандарт организации и содержания образования (Базисный учебный план) и его резервы в освоении принципов, обеспечивающих ценностные компоненты результата образования;

- аттестация как механизм стимулирования роста профессиональной квалификации (компетентности) и создания оснований для развития субъектности и субъектных отношений.

Вместе с тем в системе непрерывного образования педагогических кадров имеются "острые" противоречия и проблемы:

- между требованиями новой парадигмы образования и фактическим уровнем профессиональной компетентности педагога, не соответствующим этим требованиям;

- между ценностно - целевыми ориентациями в образовании и существующей традиционной системой образования педагога;

- между целями и задачами регионализации образования и отсутствием адекватной им системы подготовки педагогических работников;

- между осознанием всеми структурами управления важности проблемы образования педагогических работников и степенью участия каждого из них в решении этой проблемы;

- между необходимостью в постоянном профессиональном росте педагога и отсутствием комплексной системы стимулирования данного процесса;

- между индивидуальными потребностями педагогов в повышении своей квалификации и существующим "массовым" характером системы переподготовки и повышения квалификации.

Исходя из этого, целью Программы в части образования педагога является создание условий для обеспечения региона педагогическими кадрами, обладающими профессиональной компетентностью как предпосылкой личностно ориентированного образования.

+----------------------------------------------------------------+
¦Задачи       ¦ Содержание деятельности    ¦Механизмы,     ¦Срок ¦
¦развития     ¦ по развитию                ¦обеспечивающие ¦     ¦
¦             ¦                            ¦решение задач  ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦1. Развитие  ¦- Разработать и обеспечить  ¦Информационно -¦1997-¦
¦процессов    ¦субъектов образования       ¦аналитический  ¦2000 ¦
¦образования  ¦системной информацией о     ¦стандарт       ¦     ¦
¦педагогиче-  ¦региональном процессе,      ¦состояния      ¦     ¦
¦ских         ¦тенденциях и результатах    ¦содержания     ¦     ¦
¦работников   ¦развития содержания         ¦образования    ¦     ¦
¦области в    ¦образования                 ¦               ¦     ¦
¦условиях     ¦                            ¦               ¦     ¦
¦приоритет-   ¦- Разработать региональную  ¦Программа,     ¦1997-¦
¦ности        ¦концепцию управления        ¦перечень       ¦2000 ¦
¦образования  ¦системой образования        ¦научно-        ¦     ¦
¦             ¦педагога                    ¦методического  ¦     ¦
¦             ¦                            ¦обеспечения    ¦     ¦
¦             ¦                            ¦реализации     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦данной         ¦     ¦
¦             ¦                            ¦концепции      ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Создать систему           ¦Проекты        ¦1997 ¦
¦             ¦сопровождения,              ¦программ       ¦     ¦
¦             ¦обеспечивающую развитие     ¦поддержки      ¦     ¦
¦             ¦управленческой деятельности ¦управления     ¦     ¦
¦             ¦муниципальных органов       ¦развитием      ¦     ¦
¦             ¦управления образованием на  ¦профессиона-   ¦     ¦
¦             ¦основе приоритета содержания¦лизма          ¦     ¦
¦             ¦образования, субъектных     ¦педагога       ¦     ¦
¦             ¦(педагогических) оснований  ¦               ¦     ¦
¦             ¦деятельности                ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Обеспечить переход к      ¦Нормативно -   ¦1998 ¦
¦             ¦коллегиальному стилю        ¦правовые,      ¦     ¦
¦             ¦делового взаимодействия     ¦методические,  ¦     ¦
¦             ¦как нормы жизнедеятельности ¦организационные¦     ¦
¦             ¦образовательного учреждения ¦основания,     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦организационная¦     ¦
¦             ¦                            ¦культура       ¦     ¦
¦             ¦                            ¦образователь-  ¦     ¦
¦             ¦                            ¦ного           ¦     ¦
¦             ¦                            ¦учреждения     ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Разработать комплексные   ¦Образовательные¦1997-¦
¦             ¦программы дополнительного   ¦программы,     ¦1999 ¦
¦             ¦профессионального           ¦курсы          ¦     ¦
¦             ¦образования педагогов       ¦переподготовки,¦     ¦
¦             ¦области в                   ¦изменение      ¦     ¦
¦             ¦соответствии с ценностями,  ¦критериев      ¦     ¦
¦             ¦целями и задачами:          ¦аттестации     ¦     ¦
¦             ¦- образования в период      ¦               ¦     ¦
¦             ¦детства;                    ¦               ¦     ¦
¦             ¦- образования в условиях    ¦               ¦     ¦
¦             ¦основной школы;             ¦               ¦     ¦
¦             ¦- образования в условиях    ¦               ¦     ¦
¦             ¦средней общеобразовательной ¦               ¦     ¦
¦             ¦школы                       ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Создать систему,          ¦Проектное      ¦1997-¦
¦             ¦обеспечивающую сопровождение¦управление     ¦2000 ¦
¦             ¦педагогической деятельности ¦               ¦     ¦
¦             ¦по реализации региональных  ¦               ¦     ¦
¦             ¦учебных планов              ¦               ¦     ¦
¦             ¦Свердловской области        ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Вовлечение педагогов в    ¦Сертификация   ¦1996-¦
¦             ¦научно - педагогическую     ¦продукции,     ¦2000 ¦
¦             ¦работу по развитию          ¦проектное      ¦     ¦
¦             ¦содержания образования      ¦взаимодействие ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦2.           ¦- Создать единую систему    ¦Согласование   ¦1997 ¦
¦Обеспечение  ¦сопряженных стандартов      ¦между ДО и     ¦     ¦
¦оснований    ¦предпрофессиональной        ¦ВУЗами,        ¦     ¦
¦для          ¦подготовки, среднего и      ¦осуществляющими¦     ¦
¦осуществления¦высшего педагогического     ¦профессионально¦     ¦
¦педагогиче-  ¦образования                 ¦-педагогическую¦     ¦
¦ской         ¦                            ¦подготовку в   ¦     ¦
¦деятельности ¦                            ¦Свердловской   ¦     ¦
¦в            ¦                            ¦области        ¦     ¦
¦соответствии ¦                            ¦Проектное      ¦     ¦
¦с ценностно -¦                            ¦управление     ¦     ¦
¦целевыми     ¦                            ¦               ¦     ¦
¦положениями  ¦                            ¦               ¦     ¦
¦Концепции    ¦- Разработать региональный  ¦               ¦1997-¦
¦развития     ¦стандарт "Профессиональная  ¦               ¦1998 ¦
¦образования  ¦квалификация педагога" для  ¦               ¦     ¦
¦области      ¦системы дополнительного     ¦               ¦     ¦
¦             ¦профессионального           ¦               ¦     ¦
¦             ¦образования                 ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Разработать основания     ¦Проектное      ¦1997-¦
¦             ¦для организации мониторинга ¦управление     ¦1998 ¦
¦             ¦ценностно - целевого        ¦               ¦     ¦
¦             ¦развития учащихся           ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Разработать инструментарий¦ Проектное     ¦1997-¦
¦             ¦диагностики и               ¦ управление    ¦1998 ¦
¦             ¦самодиагностики             ++              ¦     ¦
¦             ¦профессиональной квалификации¦              ¦     ¦
¦             ¦педагога                    ++              ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Разработать систему       ¦               ¦     ¦
¦             ¦научной, образовательной,   ¦               ¦     ¦
¦             ¦информационной поддержки    ¦               ¦     ¦
¦             ¦деятельности педагога,      ¦               ¦     ¦
¦             ¦приближенной к условиям     ¦               ¦     ¦
¦             ¦и потребностям развития     ¦               ¦     ¦
¦             ¦образования в субрегионах   ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦3. Создание  ¦- Создать нормативно -      ¦Нормативные    ¦1997-¦
¦условий,     ¦правовые основания,         ¦акты           ¦2000 ¦
¦стимулирующих¦регламентирующие            ¦               ¦     ¦
¦профессио-   ¦общественную оценку         ¦               ¦     ¦
¦нальный рост ¦деятельности ОУ и           ¦               ¦     ¦
¦педагога     ¦педагогов                   ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Оптимизировать процесс    ¦Региональные   ¦1997 ¦
¦             ¦аттестации педагогических   ¦нормативно -   ¦     ¦
¦             ¦работников, усиливающий     ¦правовые       ¦     ¦
¦             ¦саморазвивающую деятельность¦основания      ¦     ¦
¦             ¦педагога                    ¦аттестации,    ¦     ¦
¦             ¦                            ¦экспертиза,    ¦     ¦
¦             ¦                            ¦апробация      ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Создать системы           ¦Проектное      ¦1997-¦
¦             ¦привлечения материальных и  ¦управление     ¦2000 ¦
¦             ¦информационных внешних      ¦               ¦     ¦
¦             ¦ресурсов (культуры,         ¦               ¦     ¦
¦             ¦здравоохранения,            ¦               ¦     ¦
¦             ¦коммерческого сектора,      ¦               ¦     ¦
¦             ¦налогообложения) в          ¦               ¦     ¦
¦             ¦образование для поддержки   ¦               ¦     ¦
¦             ¦педагогических инициатив    ¦               ¦     ¦
¦             ¦на основе конкурсов,        ¦               ¦     ¦
¦             ¦грантов и т. д.             ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Обеспечить многообразие   ¦Ассоциации,    ¦1997-¦
¦             ¦форм и видов                ¦клубы, союзы,  ¦1999 ¦
¦             ¦профессионального общения   ¦педагогические ¦     ¦
¦             ¦педагогов с целью           ¦мастерские,    ¦     ¦
¦             ¦формирования общности       ¦Педчтения,     ¦     ¦
¦             ¦ценностных ориентаций       ¦Международные  ¦     ¦
¦             ¦                            ¦обмены,        ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Общественные   ¦     ¦
¦             ¦                            ¦экспертные     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦организации,   ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Фонды          ¦     ¦
¦             ¦                            ¦поддержки      ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦Обеспечить многообразие     ¦Ассоциации,    ¦1998-¦
¦             ¦форм и видов                ¦клубы, союзы,  ¦1999 ¦
¦             ¦профессионального           ¦педагогические ¦     ¦
¦             ¦общения педагогов для       ¦мастерские     ¦     ¦
¦             ¦формирования общности       ¦Педчтения      ¦     ¦
¦             ¦ценностных ориентаций       ¦Международные  ¦     ¦
¦             ¦                            ¦обмены         ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Общественные   ¦     ¦
¦             ¦                            ¦экспертные     ¦     ¦
¦             ¦                            ¦организации    ¦     ¦
¦             ¦                            ¦Фонды поддержки¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦4. Создание  ¦- Разработать нормативную   ¦Подзаконные    ¦1997 ¦
¦условий для  ¦базу обеспечения системы    ¦акты           ¦     ¦
¦функциони-   ¦образования педагогическими ¦регионального  ¦     ¦
¦рования      ¦кадрами                     ¦уровня         ¦     ¦
¦рынка        ¦                            ¦Биржа          ¦     ¦
¦педагогиче-  ¦                            ¦педагогического¦     ¦
¦ских услуг   ¦                            ¦труда          ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Разработать систему       ¦Подзаконные    ¦1997 ¦
¦             ¦формирования заказа         ¦акты           ¦     ¦
¦             ¦Муниципальными органами     ¦регионального  ¦     ¦
¦             ¦управления образования на   ¦уровня         ¦     ¦
¦             ¦педагогические кадры в      ¦               ¦     ¦
¦             ¦соответствии с              ¦               ¦     ¦
¦             ¦образовательными            ¦               ¦     ¦
¦             ¦потребностями территории,   ¦               ¦     ¦
¦             ¦демографической ситуацией   ¦               ¦     ¦
¦             ¦и содержанием образования   ¦               ¦     ¦
¦             ¦(национально - региональный ¦               ¦     ¦
¦             ¦компонент)                  ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Развить                   ¦Образовательные¦1996-¦
¦             ¦дифференцированные,         ¦программы,     ¦1998 ¦
¦             ¦вариативные формы           ¦вариативные    ¦     ¦
¦             ¦дополнительного             ¦модули         ¦     ¦
¦             ¦профессионального           ¦переподготовки ¦     ¦
¦             ¦образования педагога в      ¦и повышения    ¦     ¦
¦             ¦соответствии с              ¦квалификации   ¦     ¦
¦             ¦потребностями               ¦               ¦     ¦
¦             ¦регионального образования   ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Обеспечить возможность    ¦Система        ¦1997-¦
¦             ¦получения второй            ¦подготовки и   ¦1998 ¦
¦             ¦(совмещенной) педагогической¦переподготовки ¦     ¦
¦             ¦специальности               ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦5. Создание  ¦- Разработать нормативно -  ¦Подзаконные    ¦1996-¦
¦системы      ¦правовые основания в рамках ¦акты           ¦1998 ¦
¦маркетин-    ¦региональных возможностей по¦регионального  ¦     ¦
¦гового       ¦взаимодействию общего,      ¦уровня         ¦     ¦
¦управления   ¦среднего, высшего           ¦               ¦     ¦
¦развитием    ¦педагогического образования ¦               ¦     ¦
¦образования  ¦и системы повышения         ¦               ¦     ¦
¦педагога,    ¦квалификации                ¦               ¦     ¦
¦адекватной   ¦                            ¦               ¦     ¦
¦тенденциям   ¦                            ¦               ¦     ¦
¦развития     ¦                            ¦               ¦     ¦
¦региона      ¦                            ¦               ¦     ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦             ¦- Разработать основания     ¦Маркетинговые  ¦1996-¦
¦             ¦взаимоответственности       ¦механизмы      ¦1998 ¦
¦             ¦заказчиков на подготовку    ¦               ¦     ¦
¦             ¦педагогических кадров и     ¦               ¦     ¦
¦             ¦учреждений,                 ¦               ¦     ¦
¦             ¦осуществляющих их           ¦               ¦     ¦
¦             ¦подготовку                  ¦               ¦     ¦
+----------------------------------------------------------------+