Состояние системы образования педагога характеризуется тем, что в регионе созданы условия, которые, с одной стороны, обеспечивают, а с другой - востребуют новый его уровень:
- вариативность, обусловливающая личный профессиональный выбор;
- стандарт организации и содержания образования (Базисный учебный план) и его резервы в освоении принципов, обеспечивающих ценностные компоненты результата образования;
- аттестация как механизм стимулирования роста профессиональной квалификации (компетентности) и создания оснований для развития субъектности и субъектных отношений.
Вместе с тем в системе непрерывного образования педагогических кадров имеются "острые" противоречия и проблемы:
- между требованиями новой парадигмы образования и фактическим уровнем профессиональной компетентности педагога, не соответствующим этим требованиям;
- между ценностно - целевыми ориентациями в образовании и существующей традиционной системой образования педагога;
- между целями и задачами регионализации образования и отсутствием адекватной им системы подготовки педагогических работников;
- между осознанием всеми структурами управления важности проблемы образования педагогических работников и степенью участия каждого из них в решении этой проблемы;
- между необходимостью в постоянном профессиональном росте педагога и отсутствием комплексной системы стимулирования данного процесса;
- между индивидуальными потребностями педагогов в повышении своей квалификации и существующим "массовым" характером системы переподготовки и повышения квалификации.
Исходя из этого, целью Программы в части образования педагога является создание условий для обеспечения региона педагогическими кадрами, обладающими профессиональной компетентностью как предпосылкой личностно ориентированного образования.
+----------------------------------------------------------------+
¦Задачи ¦ Содержание деятельности ¦Механизмы, ¦Срок ¦
¦развития ¦ по развитию ¦обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦ ¦решение задач ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦1. Развитие ¦- Разработать и обеспечить ¦Информационно -¦1997-¦
¦процессов ¦субъектов образования ¦аналитический ¦2000 ¦
¦образования ¦системной информацией о ¦стандарт ¦ ¦
¦педагогиче- ¦региональном процессе, ¦состояния ¦ ¦
¦ских ¦тенденциях и результатах ¦содержания ¦ ¦
¦работников ¦развития содержания ¦образования ¦ ¦
¦области в ¦образования ¦ ¦ ¦
¦условиях ¦ ¦ ¦ ¦
¦приоритет- ¦- Разработать региональную ¦Программа, ¦1997-¦
¦ности ¦концепцию управления ¦перечень ¦2000 ¦
¦образования ¦системой образования ¦научно- ¦ ¦
¦ ¦педагога ¦методического ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦ ¦реализации ¦ ¦
¦ ¦ ¦данной ¦ ¦
¦ ¦ ¦концепции ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Создать систему ¦Проекты ¦1997 ¦
¦ ¦сопровождения, ¦программ ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающую развитие ¦поддержки ¦ ¦
¦ ¦управленческой деятельности ¦управления ¦ ¦
¦ ¦муниципальных органов ¦развитием ¦ ¦
¦ ¦управления образованием на ¦профессиона- ¦ ¦
¦ ¦основе приоритета содержания¦лизма ¦ ¦
¦ ¦образования, субъектных ¦педагога ¦ ¦
¦ ¦(педагогических) оснований ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Обеспечить переход к ¦Нормативно - ¦1998 ¦
¦ ¦коллегиальному стилю ¦правовые, ¦ ¦
¦ ¦делового взаимодействия ¦методические, ¦ ¦
¦ ¦как нормы жизнедеятельности ¦организационные¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения ¦основания, ¦ ¦
¦ ¦ ¦организационная¦ ¦
¦ ¦ ¦культура ¦ ¦
¦ ¦ ¦образователь- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ного ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждения ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Разработать комплексные ¦Образовательные¦1997-¦
¦ ¦программы дополнительного ¦программы, ¦1999 ¦
¦ ¦профессионального ¦курсы ¦ ¦
¦ ¦образования педагогов ¦переподготовки,¦ ¦
¦ ¦области в ¦изменение ¦ ¦
¦ ¦соответствии с ценностями, ¦критериев ¦ ¦
¦ ¦целями и задачами: ¦аттестации ¦ ¦
¦ ¦- образования в период ¦ ¦ ¦
¦ ¦детства; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- образования в условиях ¦ ¦ ¦
¦ ¦основной школы; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- образования в условиях ¦ ¦ ¦
¦ ¦средней общеобразовательной ¦ ¦ ¦
¦ ¦школы ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Создать систему, ¦Проектное ¦1997-¦
¦ ¦обеспечивающую сопровождение¦управление ¦2000 ¦
¦ ¦педагогической деятельности ¦ ¦ ¦
¦ ¦по реализации региональных ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебных планов ¦ ¦ ¦
¦ ¦Свердловской области ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Вовлечение педагогов в ¦Сертификация ¦1996-¦
¦ ¦научно - педагогическую ¦продукции, ¦2000 ¦
¦ ¦работу по развитию ¦проектное ¦ ¦
¦ ¦содержания образования ¦взаимодействие ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦2. ¦- Создать единую систему ¦Согласование ¦1997 ¦
¦Обеспечение ¦сопряженных стандартов ¦между ДО и ¦ ¦
¦оснований ¦предпрофессиональной ¦ВУЗами, ¦ ¦
¦для ¦подготовки, среднего и ¦осуществляющими¦ ¦
¦осуществления¦высшего педагогического ¦профессионально¦ ¦
¦педагогиче- ¦образования ¦-педагогическую¦ ¦
¦ской ¦ ¦подготовку в ¦ ¦
¦деятельности ¦ ¦Свердловской ¦ ¦
¦в ¦ ¦области ¦ ¦
¦соответствии ¦ ¦Проектное ¦ ¦
¦с ценностно -¦ ¦управление ¦ ¦
¦целевыми ¦ ¦ ¦ ¦
¦положениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦Концепции ¦- Разработать региональный ¦ ¦1997-¦
¦развития ¦стандарт "Профессиональная ¦ ¦1998 ¦
¦образования ¦квалификация педагога" для ¦ ¦ ¦
¦области ¦системы дополнительного ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Разработать основания ¦Проектное ¦1997-¦
¦ ¦для организации мониторинга ¦управление ¦1998 ¦
¦ ¦ценностно - целевого ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития учащихся ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Разработать инструментарий¦ Проектное ¦1997-¦
¦ ¦диагностики и ¦ управление ¦1998 ¦
¦ ¦самодиагностики ++ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной квалификации¦ ¦ ¦
¦ ¦педагога ++ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Разработать систему ¦ ¦ ¦
¦ ¦научной, образовательной, ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной поддержки ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности педагога, ¦ ¦ ¦
¦ ¦приближенной к условиям ¦ ¦ ¦
¦ ¦и потребностям развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования в субрегионах ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦3. Создание ¦- Создать нормативно - ¦Нормативные ¦1997-¦
¦условий, ¦правовые основания, ¦акты ¦2000 ¦
¦стимулирующих¦регламентирующие ¦ ¦ ¦
¦профессио- ¦общественную оценку ¦ ¦ ¦
¦нальный рост ¦деятельности ОУ и ¦ ¦ ¦
¦педагога ¦педагогов ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Оптимизировать процесс ¦Региональные ¦1997 ¦
¦ ¦аттестации педагогических ¦нормативно - ¦ ¦
¦ ¦работников, усиливающий ¦правовые ¦ ¦
¦ ¦саморазвивающую деятельность¦основания ¦ ¦
¦ ¦педагога ¦аттестации, ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертиза, ¦ ¦
¦ ¦ ¦апробация ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Создать системы ¦Проектное ¦1997-¦
¦ ¦привлечения материальных и ¦управление ¦2000 ¦
¦ ¦информационных внешних ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов (культуры, ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения, ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммерческого сектора, ¦ ¦ ¦
¦ ¦налогообложения) в ¦ ¦ ¦
¦ ¦образование для поддержки ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагогических инициатив ¦ ¦ ¦
¦ ¦на основе конкурсов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦грантов и т. д. ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Обеспечить многообразие ¦Ассоциации, ¦1997-¦
¦ ¦форм и видов ¦клубы, союзы, ¦1999 ¦
¦ ¦профессионального общения ¦педагогические ¦ ¦
¦ ¦педагогов с целью ¦мастерские, ¦ ¦
¦ ¦формирования общности ¦Педчтения, ¦ ¦
¦ ¦ценностных ориентаций ¦Международные ¦ ¦
¦ ¦ ¦обмены, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Общественные ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертные ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Фонды ¦ ¦
¦ ¦ ¦поддержки ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦Обеспечить многообразие ¦Ассоциации, ¦1998-¦
¦ ¦форм и видов ¦клубы, союзы, ¦1999 ¦
¦ ¦профессионального ¦педагогические ¦ ¦
¦ ¦общения педагогов для ¦мастерские ¦ ¦
¦ ¦формирования общности ¦Педчтения ¦ ¦
¦ ¦ценностных ориентаций ¦Международные ¦ ¦
¦ ¦ ¦обмены ¦ ¦
¦ ¦ ¦Общественные ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспертные ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации ¦ ¦
¦ ¦ ¦Фонды поддержки¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦4. Создание ¦- Разработать нормативную ¦Подзаконные ¦1997 ¦
¦условий для ¦базу обеспечения системы ¦акты ¦ ¦
¦функциони- ¦образования педагогическими ¦регионального ¦ ¦
¦рования ¦кадрами ¦уровня ¦ ¦
¦рынка ¦ ¦Биржа ¦ ¦
¦педагогиче- ¦ ¦педагогического¦ ¦
¦ских услуг ¦ ¦труда ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Разработать систему ¦Подзаконные ¦1997 ¦
¦ ¦формирования заказа ¦акты ¦ ¦
¦ ¦Муниципальными органами ¦регионального ¦ ¦
¦ ¦управления образования на ¦уровня ¦ ¦
¦ ¦педагогические кадры в ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательными ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребностями территории, ¦ ¦ ¦
¦ ¦демографической ситуацией ¦ ¦ ¦
¦ ¦и содержанием образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦(национально - региональный ¦ ¦ ¦
¦ ¦компонент) ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Развить ¦Образовательные¦1996-¦
¦ ¦дифференцированные, ¦программы, ¦1998 ¦
¦ ¦вариативные формы ¦вариативные ¦ ¦
¦ ¦дополнительного ¦модули ¦ ¦
¦ ¦профессионального ¦переподготовки ¦ ¦
¦ ¦образования педагога в ¦и повышения ¦ ¦
¦ ¦соответствии с ¦квалификации ¦ ¦
¦ ¦потребностями ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального образования ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Обеспечить возможность ¦Система ¦1997-¦
¦ ¦получения второй ¦подготовки и ¦1998 ¦
¦ ¦(совмещенной) педагогической¦переподготовки ¦ ¦
¦ ¦специальности ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦5. Создание ¦- Разработать нормативно - ¦Подзаконные ¦1996-¦
¦системы ¦правовые основания в рамках ¦акты ¦1998 ¦
¦маркетин- ¦региональных возможностей по¦регионального ¦ ¦
¦гового ¦взаимодействию общего, ¦уровня ¦ ¦
¦управления ¦среднего, высшего ¦ ¦ ¦
¦развитием ¦педагогического образования ¦ ¦ ¦
¦образования ¦и системы повышения ¦ ¦ ¦
¦педагога, ¦квалификации ¦ ¦ ¦
¦адекватной ¦ ¦ ¦ ¦
¦тенденциям ¦ ¦ ¦ ¦
¦развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦региона ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+----------------------------+---------------+-----¦
¦ ¦- Разработать основания ¦Маркетинговые ¦1996-¦
¦ ¦взаимоответственности ¦механизмы ¦1998 ¦
¦ ¦заказчиков на подготовку ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагогических кадров и ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений, ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществляющих их ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовку ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+