Характеризуя современное состояние образования в период детства на территории Свердловской области можно говорить о сформировавшемся (на уровне ценностей и установок) отношении к дошкольному и начальному образованию как к деятельности, требующей дифференцированного, индивидуализированного подхода к ребенку в соответствии с его силами и возможностями. Однако социологические исследования показывают:
- недостаточную степень сформированности у выпускников дошкольных образовательных учреждений общей готовности к учению как новому виду деятельности (умения слушать, понимать и точно действовать в соответствии с правилом, использовать образец и т. д.);
- психологическое самоощущение детей, характеризующееся нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональных привязанностей;
- признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхов, тревог, регрессивных тенденций.
Характеризуя состояние образования в период детства, можно сделать следующие выводы:
- сложившиеся две системы параллельного действия - дошкольное образование и начальное общее образование - вошли в противоречие с потребностями жизни, запросами населения и нереализующимися возможностями полноценного развития личности ребенка 3-9 (10) лет, привели к дезадаптации его в новых формах организации образования;
- система дошкольного образования в силу ее специфических содержательных и организационных особенностей является изолированной структурой образования, а не элементом целостной системы образовательного пространства;
- существующая сеть образовательных учреждений периода детства не реализует в полной мере право на получение образования каждым ребенком, в том числе не посещающим образовательное учреждение;
- традиционно используемые образовательные программы не позволяют реализовать в полной мере индивидуальную, личностно - ориентированную модель образования, тем самым развитие ребенка часто отстает от его возможностей;
- отсутствует преемственность в формировании и развитии лечебно - оздоровительной среды в учреждениях дошкольного и начального общего образования, что приводит к ухудшению состояния здоровья детей;
- изолированность и замкнутость дошкольного образования от общего образования способствует появлению у педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, "стратегии" стихийного ожидания результатов, сохраняет авторитарность способов управления образовательным процессом;
- слабое развитие прогностической деятельности у педагогических работников приводит к ограниченности видения целей и результатов дальнейшего развития ребенка, к ограниченности содержания и технологий образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, кроме так называемой готовности к школе;
- существенными недостатками квалификации педагогов являются нечеткость представлений о процессах психосоматического, личностного развития ребенка в период детства;
- устаревшие представления о сути процессов социализации дошкольников и младших школьников типичны для педагогов.
Состояние образования периода детства характеризуется следующими противоречиями:
- между продекларированным в Законе "Об образовании" правом на получение качественного образования каждым ребенком в период детства, в том числе и через семейное образование, и отсутствием адекватной системы предоставления образовательных услуг налогоплательщикам (например, система разовых, постоянных, систематических консультаций детей, а также родителей по руководству семейным образованием);
- между уровнем формального образования педагогов и значимостью возрастного периода детства для всего последующего развития личности;
- между необходимостью преодоления изолированности дошкольного образования и начального общего образования как между собой, так и с основным общим образованием и отсутствием на федеральном и региональном уровнях стандартов образования в период детства (например, региональный Базисный учебный план периода детства).
Исходя из перечисленных противоречий, а также из нормативно зафиксированного целеполагания функционирования системы образования в период детства, определяемого как создание комплекса условий, обеспечивающих целостное развитие ребенка как биопсихосоциального существа, человека, носителя культуры, цель развития дошкольного и начального общего образования на 1996-2000 годы является: преодоление изолированности систем дошкольного и начального общего образования с последующим переходом в режим функционирования как система образования периода детства.
Цель управления развитием системы образования периода детства на предстоящий период определяется как формирование условий, механизмов, обеспечивающих преодоление изолированности дошкольного и начального общего образования с последующим переходом в режим функционирования как системы образования периода детства.
В связи с этим развитие системы образования периода детства в 1996-2000 годах должно осуществляться по следующим направлениям:
- концептуальное переосмысление всеми субъектами систем образования в период детства, необходимости ее перевода в новое качество;
- создание нормативно - правовых, программно - методических информационных, кадровых, организационно - содержательных материально - технических, экспертных условий для функционирования развития системы образования периода детства.
+----------------------------------------------------------------+
¦Задачи ¦ Содержание ¦Механизмы, ¦Сроки ¦ ¦
¦развития ¦ деятельности ¦обеспечивающие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦решение задач ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦процесса ¦ ¦ ¦ ¦
¦концептуального ¦ ¦ ¦ ¦
¦переосмысления ¦ ¦ ¦ ¦
¦всеми субъектами ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦периода детства ¦ ¦ ¦ ¦
¦необходимости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ее перевода в ¦ ¦ ¦ ¦
¦новое качество ¦ ¦ ¦ ¦
¦необходимо решить¦ ¦ ¦ ¦
¦следующую задачу:¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- сформировать ¦- Объяснение основных ¦- Информационно -¦ ¦
¦концептуальные ¦идей Концепции ¦экспертная ¦ ¦
¦и ¦образования в период ¦система; ¦ ¦
¦методологиче- ¦детства среди всех ¦- Региональная ¦2 кв. ¦
¦ские основания ¦субъектов системы ¦тарифно - ¦1996 ¦
¦деятельности ¦образования через ¦квалификационная ¦ ¦
¦органов ¦различные формы работы ¦характеристика ¦ ¦
¦управления ¦с педагогами, детьми, ¦педагогов ¦ ¦
¦образования, ¦родителями; ¦периода детства ¦ ¦
¦администраций ¦- Нормативная фиксация ¦(региональный ¦ ¦
¦образовательных¦ответственности ¦стандарт ¦ ¦
¦учреждений с ¦субъектов системы ¦профессиональной ¦ ¦
¦педагогами ¦образования ¦компетенции); ¦На ¦
¦периода детства¦периода детства за ¦- Нормативное ¦протя-¦
¦по изменению ¦результаты образования,¦регулирование ¦жении ¦
¦целей их ¦соответствующие ¦процесса ¦всего ¦
¦профессиональ- ¦целеполаганию; ¦аттестации ¦перио-¦
¦ной ¦- Модернизация системы ¦педагогов периода¦да I ¦
¦деятельности, ¦подготовки, повышения ¦детства, а также ¦кв. ¦
¦связанных с ¦квалификации, ¦постаттестаци- ¦1997 ¦
¦достижением ¦переподготовки ¦онного периода; ¦ ¦
¦результата ¦педагогов образования в¦- Заказ на ¦ ¦
¦образования ¦период детства; ¦подготовку, ¦ ¦
¦нового ¦- Формирование ¦переподготовку, ¦ ¦
¦качества ¦(модернизация ¦повышение ¦ ¦
¦ ¦имеющихся) ¦квалификации ¦ ¦
¦ ¦управленческих ¦кадров для ¦ ¦
¦ ¦структур, программ, ¦системы ¦Начи- ¦
¦ ¦механизмов, ¦образования ¦ная с ¦
¦ ¦обеспечивающих ¦периода детства; ¦1 кв. ¦
¦ ¦реализацию региональной¦- Сертификация ¦1997 ¦
¦ ¦политики в области ¦специалистов ¦ ¦
¦ ¦образования в период ¦муниципальных ¦ ¦
¦ ¦детства ¦органов ¦Начи- ¦
¦ ¦ ¦управления ¦ная с ¦
¦ ¦ ¦образованием ¦1 кв. ¦
¦ ¦ ¦по проблемам ¦1997 ¦
¦ ¦ ¦образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦в период детства;¦ ¦
¦ ¦ ¦- Рекомендации ¦ ¦
¦ ¦ ¦Департамента ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования по ¦ ¦
¦ ¦ ¦структуре и ¦ ¦
¦ ¦ ¦содержанию ¦ ¦
¦ ¦ ¦управления ¦ ¦
¦ ¦ ¦развитием ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования в ¦ ¦
¦ ¦ ¦период детства ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативно - ¦ ¦ ¦ ¦
¦правовых условий ¦ ¦ ¦ ¦
¦функционирования и¦ ¦ ¦ ¦
¦развития системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦периода детства ¦ ¦ ¦ ¦
¦необходимо решить ¦ ¦ ¦ ¦
¦следующие задачи: ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- Формирование ¦- Осуществить анализ ¦- Системный ¦ ¦
¦нормативно - ¦действующих ¦анализ ¦4 кв. ¦
¦правового ¦законодательных и ¦существующего ¦1996 ¦
¦пространства ¦нормативных актов ¦нормативного ¦ ¦
¦регионального ¦федерального и ¦пространства ¦ ¦
¦уровня для ¦регионального уровней, ¦функционирования ¦ ¦
¦функционирова- ¦провозглашающих права и¦и развития ¦ ¦
¦ния системы ¦определяющих механизмы ¦системы ¦ ¦
¦образования в ¦их реализации; ¦образования ¦ ¦
¦период детства ¦- Определить проблемное¦периода детства; ¦ ¦
¦по ¦поле, связанное с мерой¦- Проведение ¦ ¦
¦направлениям: ¦конкретности и ясности ¦через ¦ ¦
¦ ¦порядка реализации прав¦представительные ¦ ¦
¦а) нормативная ¦на получение ¦и исполнительные ¦ ¦
¦фиксация ¦качественного ¦органы власти ¦ ¦
¦механизмов (в ¦образования; ¦соответствующих ¦ ¦
¦том числе и ¦- Осуществить ¦нормативных ¦1 кв. ¦
¦финансирования ¦разработку механизмов ¦актов, в том ¦1997 ¦
¦системы ¦реализации прав через ¦числе и через ¦ ¦
¦образования ¦введение системы ¦Региональный ¦ ¦
¦периода ¦региональных стандартов¦доклад "О ¦ ¦
¦детства), ¦(нормативов): ¦состоянии ¦ ¦
¦реализации прав¦а) стандарт содержания ¦образования в ¦ ¦
¦на качественное¦образования периода ¦Свердловской ¦ ¦
¦образование; ¦детства; ¦области" ¦ ¦
¦б) ¦б) стандарт ¦ ¦1997/ ¦
¦типологизация ¦профессиональной ¦ ¦1998 ¦
¦образовательных¦компетентности ¦ ¦ ¦
¦учреждений ¦педагогов периода ¦ ¦ ¦
¦периода детства¦детства; ¦ ¦ ¦
¦в) ¦в) норматив материально¦ ¦1997/ ¦
¦регулирование ¦- технического и учебно¦ ¦1998 ¦
¦взаимоотношений¦- методического ¦ ¦ ¦
¦между налого- ¦обеспечения; ¦ ¦ ¦
¦плательщиками ¦г) норматив финансового¦ ¦ ¦
¦(в том числе и ¦обеспечения. ¦ ¦ ¦
¦родителями ¦- Определить порядок ¦ ¦1998 ¦
¦детей, не ¦использования средств ¦ ¦ ¦
¦посещающих ¦на образование периода ¦ ¦ ¦
¦образовательные¦детства ¦ ¦ ¦
¦учреждения ¦налогоплательщика, ¦ ¦ ¦
¦периода ¦ребенок которого не ¦ ¦ ¦
¦детства) и ¦посещает ¦ ¦ ¦
¦субъектами ¦образовательное ¦ ¦ ¦
¦управления; ¦учреждение ¦ ¦ ¦
¦г) ¦ ¦ ¦ ¦
¦стандартизация ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦периода детства¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания ¦ ¦ ¦ ¦
¦программно - ¦ ¦ ¦ ¦
¦методических ¦ ¦ ¦ ¦
¦условий ¦ ¦ ¦ ¦
¦функционирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦и развития системы¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦периода детства ¦ ¦ ¦ ¦
¦необходимо ¦ ¦ ¦ ¦
¦решить следующую ¦ ¦ ¦ ¦
¦задачу: ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- сформировать ¦- Разработать ¦- Региональный ¦ ¦
¦систему ¦региональный Базисный ¦заказ научной и ¦ ¦
¦программно - ¦учебный план периода ¦педагогической ¦ ¦
¦методического ¦детства; ¦общественности ¦ ¦
¦обеспечения, ¦- Сформировать перечень¦на разработку ¦ ¦
¦адекватную ¦программно - ¦программно- ¦1 кв. ¦
¦целеполаганию ¦методического ¦методического ¦1997 ¦
¦образования ¦обеспечения ¦обеспечения ¦ ¦
¦периода ¦регионального Базисного¦образования в ¦ ¦
¦детства, с ¦учебного плана периода ¦период детства ¦ ¦
¦учетом ¦детства; ¦в различных ¦2 кв. ¦
¦необходимости ¦- Разработать программы¦формах; ¦1997 ¦
¦педагогического¦образования детей в ¦- Сертификация ¦ ¦
¦просвещения ¦период детства для ¦образовательных ¦ ¦
¦родителей ¦осуществления различных¦(учебных) ¦ ¦
¦ ¦форм образования (в том¦программ, ¦2 кв. ¦
¦ ¦числе семейного ¦научно - ¦1997 ¦
¦ ¦образования); ¦методической ¦ ¦
¦ ¦- Разработать ¦продукции; ¦ ¦
¦ ¦методические комплекты¦- Региональный ¦ ¦
¦ ¦для родителей, ¦норматив ¦ ¦
¦ ¦осуществляющих семейное¦(стандарт) ¦ ¦
¦ ¦образование ¦"Программно - ¦ ¦
¦ ¦- Сформировать заказ на¦методическое ¦ ¦
¦ ¦издание педагогической ¦обеспечение ¦1997- ¦
¦ ¦литературы для ¦образования в ¦1998 ¦
¦ ¦родителей, педагогов, а¦период детства"; ¦ ¦
¦ ¦также на ¦- Региональный ¦ ¦
¦ ¦образовательные ¦заказ на ¦ ¦
¦ ¦(просветительские) ¦полиграфическое ¦ ¦
¦ ¦программы на ¦издание ¦ ¦
¦ ¦телевидении и радио ¦регионального ¦ ¦
¦ ¦ ¦программно - ¦ ¦
¦ ¦ ¦методического ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечения; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- Система ¦1997- ¦
¦ ¦ ¦информирования ¦1999 ¦
¦ ¦ ¦субъектов ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования (в ¦ ¦
¦ ¦ ¦том числе и ¦ ¦
¦ ¦ ¦родителей) о ¦ ¦
¦ ¦ ¦наличии и ¦ ¦
¦ ¦ ¦вариантах ¦ ¦
¦ ¦ ¦использования ¦ ¦
¦ ¦ ¦программно - ¦ ¦
¦ ¦ ¦методической ¦ ¦
¦ ¦ ¦продукции ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания ¦ ¦ ¦ ¦
¦информационно - ¦ ¦ ¦ ¦
¦экспертных условий¦ ¦ ¦ ¦
¦функционирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦и развития системы¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦периода детства ¦ ¦ ¦ ¦
¦необходимо решить ¦ ¦ ¦ ¦
¦следующую задачу: ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- Формирование ¦- Разработать и внести ¦- Маркетинг ¦ ¦
¦информационно -¦стандарт ¦образовательных ¦ ¦
¦экспертной ¦информационного ¦услуг в сфере ¦ ¦
¦системы, ¦обеспечения ¦образования ¦ ¦
¦позволяющей ¦"Образование в период ¦периода детства; ¦4 кв. ¦
¦осуществлять на¦детства", позволяющего ¦- Мониторинг ¦1996 ¦
¦различных ¦осуществлять мониторинг¦качества ¦ ¦
¦уровнях ¦функционирования и ¦образования в ¦ ¦
¦управления ¦развития системы ¦период детства; ¦ ¦
¦планирование ¦образования периода ¦- Экспертиза ¦ ¦
¦качества ¦детства, включающий ¦качества ¦ ¦
¦образования ¦оценку результатов ¦образования; ¦ ¦
¦периода детства¦образования; ¦- Информационный ¦ ¦
¦ ¦- Сформировать перечни ¦стандарт; ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦- Система ¦ ¦
¦ ¦программ, ¦информирования ¦ ¦
¦ ¦учебно - методического,¦населения; ¦ ¦
¦ ¦технологического ¦- Сертификация ¦1998 ¦
¦ ¦обеспечения, ¦в сфере ¦ ¦
¦ ¦диагностических методик¦образования; ¦ ¦
¦ ¦- Осуществить анализ ¦- Лицензирование,¦ ¦
¦ ¦целей образования ¦аттестация, ¦ ¦
¦ ¦периода детства; ¦категорирование ¦ ¦
¦ ¦- Разработать ¦и государственная¦ ¦
¦ ¦показатели и ¦аккредитация ¦ ¦
¦ ¦инструментарий оценки ¦образовательных ¦1 кв. ¦
¦ ¦результатов образования¦учреждений; ¦1997 ¦
¦ ¦периода детства; ¦- Итоговая ¦ ¦
¦ ¦- Разработать методики ¦аттестация ¦ ¦
¦ ¦и технологии готовности¦выпускников ¦ ¦
¦ ¦к педагогической ¦начальной школы; ¦ ¦
¦ ¦деятельности в области ¦- Аттестация ¦ ¦
¦ ¦образования периода ¦педагогов ¦ ¦
¦ ¦детства; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Осуществить маркетинг¦ ¦4 кв. ¦
¦ ¦потребностей населения ¦ ¦1997 ¦
¦ ¦в образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦услугах периода детства¦ ¦ ¦
¦ ¦- Создать ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационный банк ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных услуг ¦ ¦ ¦
¦ ¦для потребителей ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания ¦ ¦ ¦ ¦
¦кадровых условий ¦ ¦ ¦ ¦
¦функционирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦и развития системы¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦периода детства ¦ ¦ ¦ ¦
¦необходимо решить ¦ ¦ ¦ ¦
¦следующую задачу: ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- Развитие ¦- Создание и развитие ¦- Стимулирование ¦ ¦
¦системы ¦системы опытно - ¦педагогического ¦ ¦
¦профессиональн.¦экспериментальных ¦труда; ¦ ¦
¦подготовки, ¦исследований ¦- Сертификация ¦1997 ¦
¦переподготовки ¦ ¦образовательных ¦ ¦
¦и повышения ¦ ¦программ ¦ ¦
¦квалификации ¦ ¦повышения ¦ ¦
¦педагогов ¦ ¦квалификации ¦ ¦
¦периода детства¦ ¦педагогов ¦ ¦
¦ ¦ ¦периода детства; ¦ ¦
¦ ¦ ¦-Государственно- ¦с 1997¦
¦ ¦ ¦общественный ¦ ¦
¦ ¦ ¦характер ¦ ¦
¦ ¦ ¦управления; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- Эксперимен- ¦Посто-¦
¦ ¦ ¦тальные площадки ¦янно ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания ¦ ¦ ¦ ¦
¦материально - ¦ ¦ ¦ ¦
¦технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦условий развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦периода детства ¦ ¦ ¦ ¦
¦необходимо решить¦ ¦ ¦ ¦
¦следующую задачу:¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- Развитие сети¦- Осуществление ¦- Образовательный¦ ¦
¦образовательных¦аттестации и ¦системо-комплекс ¦ ¦
¦учреждений, ¦категорирования ¦территории; ¦ ¦
¦обеспечивающих ¦образовательных ¦- Лицензирование,¦1 кв. ¦
¦педагогизацию ¦учреждений периода ¦аттестация, ¦1997 ¦
¦среды ¦детства; ¦категорирование ¦ ¦
¦ ¦- развитие лечебно - ¦и государственная¦ ¦
¦ ¦оздоровительной ¦аккредитация ¦ ¦
¦ ¦образовательной среды в¦образовательных ¦ ¦
¦ ¦имеющихся учреждениях ¦учреждений; ¦ ¦
¦ ¦дошкольного и ¦- Службы эко - ¦ ¦
¦ ¦начального общего ¦физиологического ¦ ¦
¦ ¦образования; ¦исследования ¦ ¦
¦ ¦- формирование ¦детей; ¦С 1997¦
¦ ¦регионального норматива¦- Центры ¦ ¦
¦ ¦материально - ¦медицинской, ¦ ¦
¦ ¦технического ¦психологической, ¦ ¦
¦ ¦обеспечения ¦диагностической, ¦ ¦
¦ ¦образовательного ¦педагогической ¦ ¦
¦ ¦процесса в ¦помощи родителям;¦С 1997¦
¦ ¦образовательных ¦- Учредительство;¦ ¦
¦ ¦учреждениях периода ¦- Многоканальное ¦ ¦
¦ ¦детства; ¦финансирование; ¦С 1997¦
¦ ¦- разработка заказа на ¦- Региональный ¦Посто-¦
¦ ¦проектирование ¦норматив ¦янно ¦
¦ ¦образовательных ¦материально - ¦ ¦
¦ ¦учреждений периода ¦технического ¦ ¦
¦ ¦детства ¦обеспечения; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- Фиксация ¦ ¦
¦ ¦ ¦собственности ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+