Действующий

Об утверждении Основных направлений политики Правительства Свердловской области в сфере образования и программы ее реализации на 1997-1999 гг.

2.1. Образование в период детства

Характеризуя современное состояние образования в период детства на территории Свердловской области можно говорить о сформировавшемся (на уровне ценностей и установок) отношении к дошкольному и начальному образованию как к деятельности, требующей дифференцированного, индивидуализированного подхода к ребенку в соответствии с его силами и возможностями. Однако социологические исследования показывают:

- недостаточную степень сформированности у выпускников дошкольных образовательных учреждений общей готовности к учению как новому виду деятельности (умения слушать, понимать и точно действовать в соответствии с правилом, использовать образец и т. д.);

- психологическое самоощущение детей, характеризующееся нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональных привязанностей;

- признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхов, тревог, регрессивных тенденций.

Характеризуя состояние образования в период детства, можно сделать следующие выводы:

- сложившиеся две системы параллельного действия - дошкольное образование и начальное общее образование - вошли в противоречие с потребностями жизни, запросами населения и нереализующимися возможностями полноценного развития личности ребенка 3-9 (10) лет, привели к дезадаптации его в новых формах организации образования;

- система дошкольного образования в силу ее специфических содержательных и организационных особенностей является изолированной структурой образования, а не элементом целостной системы образовательного пространства;

- существующая сеть образовательных учреждений периода детства не реализует в полной мере право на получение образования каждым ребенком, в том числе не посещающим образовательное учреждение;

- традиционно используемые образовательные программы не позволяют реализовать в полной мере индивидуальную, личностно - ориентированную модель образования, тем самым развитие ребенка часто отстает от его возможностей;

- отсутствует преемственность в формировании и развитии лечебно - оздоровительной среды в учреждениях дошкольного и начального общего образования, что приводит к ухудшению состояния здоровья детей;

- изолированность и замкнутость дошкольного образования от общего образования способствует появлению у педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, "стратегии" стихийного ожидания результатов, сохраняет авторитарность способов управления образовательным процессом;

- слабое развитие прогностической деятельности у педагогических работников приводит к ограниченности видения целей и результатов дальнейшего развития ребенка, к ограниченности содержания и технологий образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, кроме так называемой готовности к школе;

- существенными недостатками квалификации педагогов являются нечеткость представлений о процессах психосоматического, личностного развития ребенка в период детства;

- устаревшие представления о сути процессов социализации дошкольников и младших школьников типичны для педагогов.

Состояние образования периода детства характеризуется следующими противоречиями:

- между продекларированным в Законе "Об образовании" правом на получение качественного образования каждым ребенком в период детства, в том числе и через семейное образование, и отсутствием адекватной системы предоставления образовательных услуг налогоплательщикам (например, система разовых, постоянных, систематических консультаций детей, а также родителей по руководству семейным образованием);

- между уровнем формального образования педагогов и значимостью возрастного периода детства для всего последующего развития личности;

- между необходимостью преодоления изолированности дошкольного образования и начального общего образования как между собой, так и с основным общим образованием и отсутствием на федеральном и региональном уровнях стандартов образования в период детства (например, региональный Базисный учебный план периода детства).

Исходя из перечисленных противоречий, а также из нормативно зафиксированного целеполагания функционирования системы образования в период детства, определяемого как создание комплекса условий, обеспечивающих целостное развитие ребенка как биопсихосоциального существа, человека, носителя культуры, цель развития дошкольного и начального общего образования на 1996-2000 годы является: преодоление изолированности систем дошкольного и начального общего образования с последующим переходом в режим функционирования как система образования периода детства.

Цель управления развитием системы образования периода детства на предстоящий период определяется как формирование условий, механизмов, обеспечивающих преодоление изолированности дошкольного и начального общего образования с последующим переходом в режим функционирования как системы образования периода детства.

В связи с этим развитие системы образования периода детства в 1996-2000 годах должно осуществляться по следующим направлениям:

- концептуальное переосмысление всеми субъектами систем образования в период детства, необходимости ее перевода в новое качество;

- создание нормативно - правовых, программно - методических информационных, кадровых, организационно - содержательных материально - технических, экспертных условий для функционирования развития системы образования периода детства.

+----------------------------------------------------------------+
¦Задачи         ¦ Содержание            ¦Механизмы,       ¦Сроки ¦                 ¦
¦развития       ¦ деятельности          ¦обеспечивающие   ¦      ¦                 ¦
¦               ¦                       ¦решение задач    ¦      ¦                 ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью          ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦обеспечения      ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦процесса         ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦концептуального  ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦переосмысления   ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦всеми субъектами ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦системы          ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦образования      ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦периода детства  ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦необходимости    ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦ее перевода в    ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦новое качество   ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦необходимо решить¦                     ¦                 ¦      ¦
¦следующую задачу:¦                     ¦                 ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- сформировать ¦- Объяснение основных  ¦- Информационно -¦      ¦
¦концептуальные ¦идей Концепции         ¦экспертная       ¦      ¦
¦и              ¦образования в период   ¦система;         ¦      ¦
¦методологиче-  ¦детства среди всех     ¦- Региональная   ¦2 кв. ¦
¦ские основания ¦субъектов системы      ¦тарифно -        ¦1996  ¦
¦деятельности   ¦образования через      ¦квалификационная ¦      ¦
¦органов        ¦различные формы работы ¦характеристика   ¦      ¦
¦управления     ¦с педагогами, детьми,  ¦педагогов        ¦      ¦
¦образования,   ¦родителями;            ¦периода детства  ¦      ¦
¦администраций  ¦- Нормативная фиксация ¦(региональный    ¦      ¦
¦образовательных¦ответственности        ¦стандарт         ¦      ¦
¦учреждений с   ¦субъектов системы      ¦профессиональной ¦      ¦
¦педагогами     ¦образования            ¦компетенции);    ¦На    ¦
¦периода детства¦периода детства за     ¦- Нормативное    ¦протя-¦
¦по изменению   ¦результаты образования,¦регулирование    ¦жении ¦
¦целей их       ¦соответствующие        ¦процесса         ¦всего ¦
¦профессиональ- ¦целеполаганию;         ¦аттестации       ¦перио-¦
¦ной            ¦- Модернизация системы ¦педагогов периода¦да I  ¦
¦деятельности,  ¦подготовки, повышения  ¦детства, а также ¦кв.   ¦
¦связанных с    ¦квалификации,          ¦постаттестаци-   ¦1997  ¦
¦достижением    ¦переподготовки         ¦онного периода;  ¦      ¦
¦результата     ¦педагогов образования в¦- Заказ на       ¦      ¦
¦образования    ¦период детства;        ¦подготовку,      ¦      ¦
¦нового         ¦- Формирование         ¦переподготовку,  ¦      ¦
¦качества       ¦(модернизация          ¦повышение        ¦      ¦
¦               ¦имеющихся)             ¦квалификации     ¦      ¦
¦               ¦управленческих         ¦кадров для       ¦      ¦
¦               ¦структур, программ,    ¦системы          ¦Начи- ¦
¦               ¦механизмов,            ¦образования      ¦ная с ¦
¦               ¦обеспечивающих         ¦периода детства; ¦1 кв. ¦
¦               ¦реализацию региональной¦- Сертификация   ¦1997  ¦
¦               ¦политики в области     ¦специалистов     ¦      ¦
¦               ¦образования в период   ¦муниципальных    ¦      ¦
¦               ¦детства                ¦органов          ¦Начи- ¦
¦               ¦                       ¦управления       ¦ная с ¦
¦               ¦                       ¦образованием     ¦1 кв. ¦
¦               ¦                       ¦по проблемам     ¦1997  ¦
¦               ¦                       ¦образования      ¦      ¦
¦               ¦                       ¦в период детства;¦      ¦
¦               ¦                       ¦- Рекомендации   ¦      ¦
¦               ¦                       ¦Департамента     ¦      ¦
¦               ¦                       ¦образования по   ¦      ¦
¦               ¦                       ¦структуре и      ¦      ¦
¦               ¦                       ¦содержанию       ¦      ¦
¦               ¦                       ¦управления       ¦      ¦
¦               ¦                       ¦развитием        ¦      ¦
¦               ¦                       ¦образования в    ¦      ¦
¦               ¦                       ¦период детства   ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦нормативно -      ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦правовых условий  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦функционирования и¦                    ¦                 ¦      ¦
¦развития системы  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦образования       ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦периода детства   ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦необходимо решить ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦следующие задачи: ¦                    ¦                 ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- Формирование ¦- Осуществить анализ   ¦- Системный      ¦      ¦
¦нормативно -   ¦действующих            ¦анализ           ¦4 кв. ¦
¦правового      ¦законодательных и      ¦существующего    ¦1996  ¦
¦пространства   ¦нормативных актов      ¦нормативного     ¦      ¦
¦регионального  ¦федерального и         ¦пространства     ¦      ¦
¦уровня для     ¦регионального уровней, ¦функционирования ¦      ¦
¦функционирова- ¦провозглашающих права и¦и развития       ¦      ¦
¦ния системы    ¦определяющих механизмы ¦системы          ¦      ¦
¦образования в  ¦их реализации;         ¦образования      ¦      ¦
¦период детства ¦- Определить проблемное¦периода детства; ¦      ¦
¦по             ¦поле, связанное с мерой¦- Проведение     ¦      ¦
¦направлениям:  ¦конкретности и ясности ¦через            ¦      ¦
¦               ¦порядка реализации прав¦представительные ¦      ¦
¦а) нормативная ¦на получение           ¦и исполнительные ¦      ¦
¦фиксация       ¦качественного          ¦органы власти    ¦      ¦
¦механизмов (в  ¦образования;           ¦соответствующих  ¦      ¦
¦том числе и    ¦- Осуществить          ¦нормативных      ¦1 кв. ¦
¦финансирования ¦разработку механизмов  ¦актов, в том     ¦1997  ¦
¦системы        ¦реализации прав через  ¦числе и через    ¦      ¦
¦образования    ¦введение системы       ¦Региональный     ¦      ¦
¦периода        ¦региональных стандартов¦доклад "О        ¦      ¦
¦детства),      ¦(нормативов):          ¦состоянии        ¦      ¦
¦реализации прав¦а) стандарт содержания ¦образования в    ¦      ¦
¦на качественное¦образования периода    ¦Свердловской     ¦      ¦
¦образование;   ¦детства;               ¦области"         ¦      ¦
¦б)             ¦б) стандарт            ¦                 ¦1997/ ¦
¦типологизация  ¦профессиональной       ¦                 ¦1998  ¦
¦образовательных¦компетентности         ¦                 ¦      ¦
¦учреждений     ¦педагогов периода      ¦                 ¦      ¦
¦периода детства¦детства;               ¦                 ¦      ¦
¦в)             ¦в) норматив материально¦                 ¦1997/ ¦
¦регулирование  ¦- технического и учебно¦                 ¦1998  ¦
¦взаимоотношений¦- методического        ¦                 ¦      ¦
¦между налого-  ¦обеспечения;           ¦                 ¦      ¦
¦плательщиками  ¦г) норматив финансового¦                 ¦      ¦
¦(в том числе и ¦обеспечения.           ¦                 ¦      ¦
¦родителями     ¦- Определить порядок   ¦                 ¦1998  ¦
¦детей, не      ¦использования средств  ¦                 ¦      ¦
¦посещающих     ¦на образование периода ¦                 ¦      ¦
¦образовательные¦детства                ¦                 ¦      ¦
¦учреждения     ¦налогоплательщика,     ¦                 ¦      ¦
¦периода        ¦ребенок которого не    ¦                 ¦      ¦
¦детства) и     ¦посещает               ¦                 ¦      ¦
¦субъектами     ¦образовательное        ¦                 ¦      ¦
¦управления;    ¦учреждение             ¦                 ¦      ¦
¦г)             ¦                       ¦                 ¦      ¦
¦стандартизация ¦                       ¦                 ¦      ¦
¦образования    ¦                       ¦                 ¦      ¦
¦периода детства¦                       ¦                 ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦программно -      ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦методических      ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦условий           ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦функционирования  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦и развития системы¦                    ¦                 ¦      ¦
¦образования       ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦периода детства   ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦необходимо        ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦решить следующую  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦задачу:           ¦                    ¦                 ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- сформировать ¦- Разработать          ¦- Региональный   ¦      ¦
¦систему        ¦региональный Базисный  ¦заказ научной и  ¦      ¦
¦программно -   ¦учебный план периода   ¦педагогической   ¦      ¦
¦методического  ¦детства;               ¦общественности   ¦      ¦
¦обеспечения,   ¦- Сформировать перечень¦на разработку    ¦      ¦
¦адекватную     ¦программно -           ¦программно-      ¦1 кв. ¦
¦целеполаганию  ¦методического          ¦методического    ¦1997  ¦
¦образования    ¦обеспечения            ¦обеспечения      ¦      ¦
¦периода        ¦регионального Базисного¦образования в    ¦      ¦
¦детства, с     ¦учебного плана периода ¦период детства   ¦      ¦
¦учетом         ¦детства;               ¦в различных      ¦2 кв. ¦
¦необходимости  ¦- Разработать программы¦формах;          ¦1997  ¦
¦педагогического¦образования детей в    ¦- Сертификация   ¦      ¦
¦просвещения    ¦период детства для     ¦образовательных  ¦      ¦
¦родителей      ¦осуществления различных¦(учебных)        ¦      ¦
¦               ¦форм образования (в том¦программ,        ¦2 кв. ¦
¦               ¦числе семейного        ¦научно -         ¦1997  ¦
¦               ¦образования);          ¦методической     ¦      ¦
¦               ¦- Разработать          ¦продукции;       ¦      ¦
¦               ¦методические  комплекты¦- Региональный   ¦      ¦
¦               ¦для родителей,         ¦норматив         ¦      ¦
¦               ¦осуществляющих семейное¦(стандарт)       ¦      ¦
¦               ¦образование            ¦"Программно -    ¦      ¦
¦               ¦- Сформировать заказ на¦методическое     ¦      ¦
¦               ¦издание педагогической ¦обеспечение      ¦1997- ¦
¦               ¦литературы для         ¦образования в    ¦1998  ¦
¦               ¦родителей, педагогов, а¦период детства"; ¦      ¦
¦               ¦также на               ¦- Региональный   ¦      ¦
¦               ¦образовательные        ¦заказ на         ¦      ¦
¦               ¦(просветительские)     ¦полиграфическое  ¦      ¦
¦               ¦программы на           ¦издание          ¦      ¦
¦               ¦телевидении и радио    ¦регионального    ¦      ¦
¦               ¦                       ¦программно -     ¦      ¦
¦               ¦                       ¦методического    ¦      ¦
¦               ¦                       ¦обеспечения;     ¦      ¦
¦               ¦                       ¦- Система        ¦1997- ¦
¦               ¦                       ¦информирования   ¦1999  ¦
¦               ¦                       ¦субъектов        ¦      ¦
¦               ¦                       ¦образования (в   ¦      ¦
¦               ¦                       ¦том числе и      ¦      ¦
¦               ¦                       ¦родителей) о     ¦      ¦
¦               ¦                       ¦наличии и        ¦      ¦
¦               ¦                       ¦вариантах        ¦      ¦
¦               ¦                       ¦использования    ¦      ¦
¦               ¦                       ¦программно -     ¦      ¦
¦               ¦                       ¦методической     ¦      ¦
¦               ¦                       ¦продукции        ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦информационно -   ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦экспертных условий¦                    ¦                 ¦      ¦
¦функционирования  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦и развития системы¦                    ¦                 ¦      ¦
¦образования       ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦периода детства   ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦необходимо решить ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦следующую задачу: ¦                    ¦                 ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- Формирование ¦- Разработать и внести ¦- Маркетинг      ¦      ¦
¦информационно -¦стандарт               ¦образовательных  ¦      ¦
¦экспертной     ¦информационного        ¦услуг в сфере    ¦      ¦
¦системы,       ¦обеспечения            ¦образования      ¦      ¦
¦позволяющей    ¦"Образование в период  ¦периода детства; ¦4 кв. ¦
¦осуществлять на¦детства", позволяющего ¦- Мониторинг     ¦1996  ¦
¦различных      ¦осуществлять мониторинг¦качества         ¦      ¦
¦уровнях        ¦функционирования и     ¦образования в    ¦      ¦
¦управления     ¦развития системы       ¦период детства;  ¦      ¦
¦планирование   ¦образования периода    ¦- Экспертиза     ¦      ¦
¦качества       ¦детства, включающий    ¦качества         ¦      ¦
¦образования    ¦оценку результатов     ¦образования;     ¦      ¦
¦периода детства¦образования;           ¦- Информационный ¦      ¦
¦               ¦- Сформировать перечни ¦стандарт;        ¦      ¦
¦               ¦образовательных        ¦- Система        ¦      ¦
¦               ¦программ,              ¦информирования   ¦      ¦
¦               ¦учебно - методического,¦населения;       ¦      ¦
¦               ¦технологического       ¦- Сертификация   ¦1998  ¦
¦               ¦обеспечения,           ¦в сфере          ¦      ¦
¦               ¦диагностических методик¦образования;     ¦      ¦
¦               ¦- Осуществить анализ   ¦- Лицензирование,¦      ¦
¦               ¦целей образования      ¦аттестация,      ¦      ¦
¦               ¦периода детства;       ¦категорирование  ¦      ¦
¦               ¦- Разработать          ¦и государственная¦      ¦
¦               ¦показатели и           ¦аккредитация     ¦      ¦
¦               ¦инструментарий оценки  ¦образовательных  ¦1 кв. ¦
¦               ¦результатов образования¦учреждений;      ¦1997  ¦
¦               ¦периода детства;       ¦- Итоговая       ¦      ¦
¦               ¦- Разработать методики ¦аттестация       ¦      ¦
¦               ¦и технологии готовности¦выпускников      ¦      ¦
¦               ¦к педагогической       ¦начальной школы; ¦      ¦
¦               ¦деятельности в области ¦- Аттестация     ¦      ¦
¦               ¦образования периода    ¦педагогов        ¦      ¦
¦               ¦детства;               ¦                 ¦      ¦
¦               ¦- Осуществить маркетинг¦                 ¦4 кв. ¦
¦               ¦потребностей населения ¦                 ¦1997  ¦
¦               ¦в образовательных      ¦                 ¦      ¦
¦               ¦услугах периода детства¦                 ¦      ¦
¦               ¦- Создать              ¦                 ¦      ¦
¦               ¦информационный банк    ¦                 ¦      ¦
¦               ¦образовательных услуг  ¦                 ¦      ¦
¦               ¦для потребителей       ¦                 ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦кадровых условий  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦функционирования  ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦и развития системы¦                    ¦                 ¦      ¦
¦образования       ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦периода детства   ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦необходимо решить ¦                    ¦                 ¦      ¦
¦следующую задачу: ¦                    ¦                 ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- Развитие     ¦- Создание и развитие  ¦- Стимулирование ¦      ¦
¦системы        ¦системы опытно -       ¦педагогического  ¦      ¦
¦профессиональн.¦экспериментальных      ¦труда;           ¦      ¦
¦подготовки,    ¦исследований           ¦- Сертификация   ¦1997  ¦
¦переподготовки ¦                       ¦образовательных  ¦      ¦
¦и повышения    ¦                       ¦программ         ¦      ¦
¦квалификации   ¦                       ¦повышения        ¦      ¦
¦педагогов      ¦                       ¦квалификации     ¦      ¦
¦периода детства¦                       ¦педагогов        ¦      ¦
¦               ¦                       ¦периода детства; ¦      ¦
¦               ¦                       ¦-Государственно- ¦с 1997¦
¦               ¦                       ¦общественный     ¦      ¦
¦               ¦                       ¦характер         ¦      ¦
¦               ¦                       ¦управления;      ¦      ¦
¦               ¦                       ¦- Эксперимен-    ¦Посто-¦
¦               ¦                       ¦тальные площадки ¦янно  ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦С целью создания ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦материально -    ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦технических      ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦условий развития ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦системы          ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦образования      ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦периода детства  ¦                     ¦                 ¦      ¦
¦необходимо решить¦                     ¦                 ¦      ¦
¦следующую задачу:¦                     ¦                 ¦      ¦
+---------------------------------------+-----------------+------¦
¦- Развитие сети¦- Осуществление        ¦- Образовательный¦      ¦
¦образовательных¦аттестации и           ¦системо-комплекс ¦      ¦
¦учреждений,    ¦категорирования        ¦территории;      ¦      ¦
¦обеспечивающих ¦образовательных        ¦- Лицензирование,¦1 кв. ¦
¦педагогизацию  ¦учреждений периода     ¦аттестация,      ¦1997  ¦
¦среды          ¦детства;               ¦категорирование  ¦      ¦
¦               ¦- развитие лечебно -   ¦и государственная¦      ¦
¦               ¦оздоровительной        ¦аккредитация     ¦      ¦
¦               ¦образовательной среды в¦образовательных  ¦      ¦
¦               ¦имеющихся учреждениях  ¦учреждений;      ¦      ¦
¦               ¦дошкольного и          ¦- Службы эко -   ¦      ¦
¦               ¦начального общего      ¦физиологического ¦      ¦
¦               ¦образования;           ¦исследования     ¦      ¦
¦               ¦- формирование         ¦детей;           ¦С 1997¦
¦               ¦регионального норматива¦- Центры         ¦      ¦
¦               ¦материально -          ¦медицинской,     ¦      ¦
¦               ¦технического           ¦психологической, ¦      ¦
¦               ¦обеспечения            ¦диагностической, ¦      ¦
¦               ¦образовательного       ¦педагогической   ¦      ¦
¦               ¦процесса в             ¦помощи родителям;¦С 1997¦
¦               ¦образовательных        ¦- Учредительство;¦      ¦
¦               ¦учреждениях периода    ¦- Многоканальное ¦      ¦
¦               ¦детства;               ¦финансирование;  ¦С 1997¦
¦               ¦- разработка заказа на ¦- Региональный   ¦Посто-¦
¦               ¦проектирование         ¦норматив         ¦янно  ¦
¦               ¦образовательных        ¦материально -    ¦      ¦
¦               ¦учреждений периода     ¦технического     ¦      ¦
¦               ¦детства                ¦обеспечения;     ¦      ¦
¦               ¦                       ¦- Фиксация       ¦      ¦
¦               ¦                       ¦собственности    ¦      ¦
+----------------------------------------------------------------+