Дополнительное образование рассматривается как необходимое звено в системе непрерывного образования, способствующее ее целостности и преемственности через продолжение (углубление), дополнение (расширение) общего и начального профессионального образования. Система дополнительного образования обеспечивает деятельность личности в сфере свободного времени, принимая за основу ее интересы, разнообразные потребности, предоставляя возможность для самоопределения и саморазвития. Система дополнительного образования Свердловской области находится в стадии утверждения самоценности и самостоятельности, определения приоритетов развития.
Система дополнительного образования направлена на реализацию:
индивидуально - ориентированного подхода к развитию личности, удовлетворяющего ее духовно - нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
деятельностного подхода, определяющего развитие способностей личности к самостоятельному решению проблемы и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;
ценностно - целевого подхода, предусматривающего самоопределение и адаптацию личности в системе социокультурных ценностей.
Для обеспечения развития системы дополнительного образования необходимо решить следующие проблемы:
- интеграции дополнительного образования в социально - экономические и социокультурные отношения общества;
- соответствия спроса и предложения на дополнительные образовательные услуги;
- достижения уровня управления развитием дополнительного образования, обеспечивающего баланс его направлений.
Отражением обозначенных проблем являются следующие противоречия:
- между образовательным потенциалом системы дополнительного образования и недооценкой ее возможностей субъектами образования;
- между спектром предлагаемых дополнительных образовательных услуг и потребностями общества и личности;
- между необходимостью обеспечения качества образования и недостаточной компетентностью педагога дополнительного образования.
Анализ состояния системы дополнительного образования, ее проблем и противоречий позволяет сформулировать цель Программы в части развития дополнительного образования Свердловской области:
Создание условий для перевода системы дополнительного образования в новое качество, обеспечивающее ее интеграцию в региональную систему образования.
+----------------------------------------------------------------+
¦Цель и ¦ Содержание деятельности ¦Механизмы, ¦Срок ¦
¦задачи ¦ ¦обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦ ¦решение задач ¦ ¦
+---------------+-------------------------+----------------+-----¦
¦1. ¦1.1. Создать условия для ¦Экспертиза ¦1996-¦
¦Формирование ¦осуществления ¦качества ¦1998 ¦
¦устойчивых ¦индивидуально ¦образования ¦ ¦
¦связей ¦ориентированного подхода ¦ ¦ ¦
¦системы ¦в дополнительном ¦Маркетинг ¦ ¦
¦дополнительного¦образовании ¦дополнительных ¦ ¦
¦образования в ¦ ¦образовательных ¦ ¦
¦образовательном¦ ¦услуг ¦ ¦
¦пространстве ¦ ¦ ¦ ¦
¦области ¦1.2. Создать систему ¦ ¦1997 ¦
¦ ¦реализации дополнительных¦Целевые проекты ¦ ¦
¦ ¦образовательных услуг в ¦подпрограммы по ¦ ¦
¦ ¦различных типах ¦приоритетным ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦направлениям ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ресурсного ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦ ¦управленческой ¦ ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦1.3. Обеспечить ¦ ¦ ¦
¦ ¦структурную реорганизацию¦Программа ¦ ¦
¦ ¦системы дополнительного ¦интеграции ¦ ¦
¦ ¦образования в субрегионе ¦учреждений ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования и ¦ ¦
¦ ¦ ¦других ведомств ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Кадровая ¦ ¦
¦ ¦ ¦подготовка ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦1996-¦
¦ ¦ ¦Соглашения ¦2000 ¦
¦ ¦ ¦Департамента с ¦ ¦
¦ ¦ ¦МОУО в части ¦ ¦
¦ ¦ ¦дополнительного ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦2.1. Создать условия для ¦Система кадровой¦1996-¦
¦Обеспечение ¦формирования и развития ¦подготовки ¦2000 ¦
¦условий для ¦профессиональной ¦специалистов ¦ ¦
¦изменения ¦компетентности ¦дополнительного ¦ ¦
¦качественных ¦руководителей ¦образования ¦ ¦
¦характеристик ¦и специалистов системы ¦Сертификация и ¦ ¦
¦образовательн. ¦дополнительного ¦реализация ¦ ¦
¦процесса ¦образования ¦образовательных ¦ ¦
¦в системе ¦ ¦программ нового ¦ ¦
¦дополнительного¦ ¦поколения ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2.2. Обеспечить ¦Целевые ¦1996-¦
¦ ¦содержание ¦проекты - ¦2000 ¦
¦ ¦дополнительного ¦подпрограммы по ¦ ¦
¦ ¦образования ¦приоритетным ¦ ¦
¦ ¦в соответствии с ¦направлениям ¦ ¦
¦ ¦приоритетами региональной¦развития ¦ ¦
¦ ¦образовательной политики ¦дополнительного ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Создание ¦3.1. Определить ¦Социологические ¦1997-¦
¦условий, ¦приоритетные направления ¦исследования ¦2000 ¦
¦обеспечивающих ¦деятельности системы ¦Проектное ¦ ¦
¦устойчивое ¦дополнительного ¦управление ¦ ¦
¦функциониро- ¦образования ¦ ¦ ¦
¦вание и ¦ ¦ ¦ ¦
¦развитие ¦3.2. Разработать ¦Целевые ¦1997-¦
¦системы ¦технологии управления ¦проекты - ¦2000 ¦
¦дополнительного¦развитием дополнительного¦подпрограммы по ¦ ¦
¦образования ¦образования, адекватные ¦приоритетным ¦ ¦
¦ ¦региональной стратегии ¦направлениям ¦ ¦
¦ ¦развития образования ¦ресурсного ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦ ¦управленческой ¦ ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦ ¦Стандартизация ¦ ¦
¦ ¦ ¦дополнительного ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования в ¦ ¦
¦ ¦ ¦части ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации ¦ ¦
¦ ¦ ¦управления ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3.3. Создать условия для ¦Экспериментальн.¦1996-¦
¦ ¦поддержки актуальных ¦и стажерские ¦2000 ¦
¦ ¦направлений развития и ¦площадки ¦ ¦
¦ ¦инновационных процессов ¦Проектное ¦ ¦
¦ ¦дополнительного ¦управление ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+