Действующий

Об утверждении Основных направлений политики Правительства Свердловской области в сфере образования и программы ее реализации на 1997-1999 гг.

1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривая политику, в широком смысле слова, как деятельность по управлению общественными отношениями, которая определяет эти отношения и рождает их, региональная политика в сфере образования своей первой и главной целью имеет создание в обществе, во-первых, такого общественно - политического и нравственно - психологического климата; во - вторых, таких оптимальных условий жизнедеятельности системы образования; в третьих, таких стимулов деятельности субъектов образовательной сферы, которые могли бы с наибольшей полнотой удовлетворить потребности учащейся молодежи в самореализации и которые вели бы к социальному утверждению и развитию молодого поколения через образование.

В сегодняшней ситуации осуществить данные преобразования возможно через целенаправленную политику, основанную на прочном фундаменте объективной информации о состоянии региональной системы образования и возможных будущих вариантов ее развития. То есть, новое состояние сферы образования может программироваться с определенной политической платформы, имеющей в своей основе непротиворечивую направленность на общечеловеческие ценности с учетом региональных тенденций развития сферы образования.

Целостная модель развития образования Свердловской области сформирована в условиях объективно происходящих изменений структуры общества, экономических отношений, системы ценностей, которые явились предпосылкой к изменению парадигмы педагогического мышления.

Состояние государства и общества, а также вероятный потенциал их развития, связанный с практическим осуществлением желаемых преобразований, то есть реформированием, преимущественно определяются двумя показателями: качеством образовательной системы и состоянием здоровья населения. При этом качество здоровья в значительной степени зависит от общей культуры граждан (что в конечном счете определяется уровнем образования), все остальные сферы жизни общества: культура, наука, экономика, право и политика - только отражают уровень образованности общества или отсутствие таковой.

Пути развития образования Свердловской области разработаны на основе регионального подхода, что в конечном счете означает поворот всей системы образования региона лицом к конкретным носителям образовательных потребностей, целей и ценностей образования, максимальный учет наряду с федеральными региональных и частных интересов.

Регионализация образования - это постоянный процесс совершенствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образовательного пространства и динамики развития региональных процессов (потребностей).

Проявившиеся в последнее время негативные тенденции, а именно:    - снижение социально - адаптивной функции образования;

    - утрата   культурных  смыслов  и  ценностей  образования  его
      непосредственными участниками;
    - воспроизводство сознания, лишенного культурно - исторической
      памяти;

- снижение уровня духовных и образовательных потребностей;

    - отставание  содержания  образования   от   уровня   развития
      научного потенциала регионов;
    - дисбалансированность  системы  управления   образованием   и
      системы его финансирования -
являются следствием как общего мирового кризиса образования, так и
следствием неразвитой региональной политики.

Регионализация образования является долговременной стратегией, определяющей пути становления регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально - регионального, федерального и мирового опытов в развитии образования и являющейся необходимой для удовлетворения образовательных потребностей жителей региона, что в конечном итоге обеспечивает целостность и стабильность развития общества.

Стратегия развития образования Свердловской области была направлена на изменение содержания образования. Выявление и анализ проблем, сложившихся в системе образования региона, предопределили разработку методологических основ Программы-1 и механизмов ее осуществления, что послужило основой для реализации прав личности в сфере образования. Региональная концепция (1991 г.) ориентировалась на преодоление в содержании, в структуре и психологии участников образовательного процесса последствий долговременного существования догматической системы образования в условиях тоталитарного идеологизированного общества.

В связи с этим, целью Программы-1 стало создание условий, обеспечивающих свободное физическое, умственное, нравственное развитие личности, способной критически воспринимать мир и себя как его неотъемлемую часть, и подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимой квалификацией профессионально и личностно значимыми свойствами, обеспечивающими определенные гарантии личности на рынке труда.

Осуществление реформирования региональной системы образования стало возможным благодаря целенаправленным и последовательным действиям Правительства области, его Департамента образования по управлению этим процессом:

- разработке и внедрению Программ перевода образования области на новую систему экономических и правовых отношений;

- разработке регионального базисного учебного плана как механизма, обеспечивающего развитие содержания образования в изменяющихся социально - экономических условиях;

- разработке и внедрению механизмов оценки качества образования - лицензирования, сертификации (образовательных программ, научно - методической продукции, специалистов в области управления в системе образования), аттестации (педагогических и руководящих работников, образовательных учреждений) и др.

Продолжая и развивая реформирование системы образования в Свердловской области, настоящая Программа определяет в качестве приоритетной деятельность субъектов системы образования на уровне каждой конкретной территории, образовательного учреждения и педагога по практическому осуществлению последовательного и неукоснительного обеспечения права личности на получение качественного образования через систему государственных мероприятий по созданию условий для нормального развития детей, возможности развития их способностей и обеспечения социальной защиты.

При этом в качестве ценностных ориентиров региональной политики в сфере образования определены следующие:

- ответственность субъектов системы образования, предоставляющих образовательные услуги, за качество результата педагогической деятельности перед налогоплательщиком;

- социальная защита выпускника (учащегося) путем предоставления ему качественного образования, обеспечивающего максимально эффективную адаптацию личности в обществе;

- индивидуально - личностный подход в образовании, соответствующий психологическим, физиологическим и другим особенностям обучающихся, требованиям общества и обеспечивающий вариативность, разноуровневость предлагаемых (и предоставляемых) потребителю образовательных услуг.

Таким образом, реализация Основных направлений политики Правительства Свердловской области в сфере образования отвечает закону РФ "Об образовании" и целям Президентской программы "Дети России" (и входящих в нее целевых подпрограмм), Национального плана действий в интересах детей до 2000 года (Указ Президента РФ N 942), направлена на развитие образования в регионе, а также обеспечивает реализацию областного Закона "О защите прав ребенка".

Результатом реализации программных мероприятий должно стать иное состояние регионального образования:

- изменение качества результата образования в соответствии с целями и задачами образования каждого уровня;

- изменение сети образовательных учреждений для реализации образовательных потребностей;

- изменение системы управления образованием - с точки зрения эффективности и результативности, дифференциации образовательного пространства на основе единства и целостности.

Это должно привести к активизации участия населения области в развитии региональной системы образования, в полной мере отражающей интересы налогоплательщиков, становлению выпускника, готового и способного включиться в процесс социального созидания.

Экономический эффект от реализации Программы появится лишь спустя определенный промежуток времени при условии востребованности квалифицированного специалиста сферой экономики.