Настоящие Временные методические рекомендации по расчету прожиточного минимума населения Свердловской области разработаны на основе Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, с учетом реально сложившихся расходов населения области на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с введением новой системы повышенных тарифов на эти услуги и нормой общей площади жилья на одного жителя и семью Свердловской области, установленной областным Законом "О временных государственных минимальных социальных стандартах Свердловской области".
Областным Законом "О прожиточном минимуме в Свердловской области" установлено, что прожиточный минимум представляет собой стоимостное выражение минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения и поддержания жизнедеятельности человека, определяемое на данный период на основе данных государственной статистики о потребительских ценах на основные виды товаров и услуг социально демографическим группам населения. Прожиточный минимум используется в качестве социального норматива для:
оценки уровня материальной обеспеченности населения области;
прогнозирования изменения уровня жизни населения области и отдельных его категорий;
разработки областных социальных программ;
выявления контингента малообеспеченных граждан в целях оказания им адресной социальной помощи.
Практика показала также, что кроме целей, предусмотренных областным Законом, величина прожиточного минимума, публикуемая в "Областной газете", используется предприятиями и организациями для установления минимальной заработной платы, минимального размера тарифной ставки I разряда, оказания материальной помощи работникам, имеющим уровень заработной платы ниже величины прожиточного минимума, социальной поддержки ветеранов труда и т. д. Расширяется применение прожиточного минимума при заключении коллективных договоров, реальным и необходимым становится его применение при осуществлении регулирования оплаты труда на основе социального партнерства на уровне области, территорий, отраслей экономики, а также при определении минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат. Наряду с этим, возрастает роль использования прожиточного минимума в определении материальных и финансовых ресурсов, необходимых для разработки и реализации текущих и перспективных областных социальных программ, а также для формирования минимальных государственных социальных стандартов.
Особенно важно в условиях сложившейся неблагоприятной социально - экономической ситуации в Свердловской области использование прожиточного минимума для выявления контингента малообеспеченных граждан в целях оказания им адресной социальной помощи. Однако в этих условиях, в связи с возрастающей ограниченностью материальных и финансовых возможностей бюджетов всех уровней в области, появляется необходимость повышения обоснованности оказания адресной помощи с тем, чтобы на этой основе повысить размеры помощи самым низкодоходным гражданам, утратившим трудоспособность или оказавшимся по объективным причинам в чрезвычайных условиях и не имеющим собственных средств для поддержания здоровья и жизнедеятельности. Критерии малообеспеченности могут быть сбазированы на использовании стоимостной оценки структурных частей прожиточного минимума.