Недействующий



ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 1997 года N 155-п

Об утверждении Временных методических рекомендаций
по расчету прожиточного минимума населения Свердловской
области

_____________________________________________________________________________________________________________________
  постановление утратило  силу, см.  постановление  Правительства Свердловской области от 1.02.02 № 69-ПП
_____________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 56 Соглашения между Правительством области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Свердловской области на 1996 - 1997 годы и Постановлением Правительства Свердловской области от 19.04.96 N 310-п, а также в целях реализации областных законов "О прожиточном минимуме в Свердловской области", "Об адресной социальной помощи", "О временных государственных минимальных социальных стандартах Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Временные методические рекомендации по расчету прожиточного минимума населения Свердловской области (прилагаются) и ввести их в действие с 1 апреля 1997 года.

2. Утвердить, в соответствии с Методическими рекомендациями по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации Минтруда России от 10.11.92, структуру и нормы потребления продуктов питания в прожиточном минимуме в среднем на одного человека по социально - демографическим группам населения Свердловской области (прилагаются).

3. Департаменту труда (Ашихмин В. С.):

3.1. Ежемесячно осуществлять расчет бюджета прожиточного минимума по социально - демографическим группам населения Свердловской области и направлять его в Правительство области, Комитет по экономике, Свердловский областной Комитет государственной статистики, комитет по социальной политике Законодательного Собрания Свердловской областной Думы для использования при разработке и осуществлении мероприятий социальных программ, а также в Федерацию профсоюзов Свердловской области и Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей в порядке реализации договоренностей по взаимному предоставлению информации по вопросам социально - трудовых отношений на основе социального партнерства.

3.2. Ежеквартально вносить в Правительство Свердловской области расчет бюджета прожиточного минимума по социально демографическим группам населения Свердловской области для его утверждения в целях использования при осуществлении мероприятий по социальной защите населения и предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

3.3. Расчет расходов на продукты питания, оплату жилья и коммунальных услуг в структуре прожиточного минимума населения Свердловской области осуществлять на основе данных о потребительских ценах и тарифах на товары и услуги, учитываемых Свердловским областным комитетом государственной статистики.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований, главам администраций городов и районов Свердловской области использовать бюджет прожиточного минимума по социально - демографическим группам населения Свердловской области при разработке и осуществлении мероприятий территориальных социальных программ, а также для других целей, предусмотренных областным Законом "О прожиточном минимуме в Свердловской области".

5. Считать утратившим силу пункт 1 Постановления Правительства Свердловской области от 09.04.93 N 112-п "О расчете бюджета прожиточного минимума населения Свердловской области".

6. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Свердловской области Ковалеву Г. А.

Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев


УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 25 февраля 1997 г. N 155-п

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчету прожиточного минимума населения
Свердловской области

Общие положения

Настоящие Временные методические рекомендации по расчету прожиточного минимума населения Свердловской области разработаны на основе Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, с учетом реально сложившихся расходов населения области на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с введением новой системы повышенных тарифов на эти услуги и нормой общей площади жилья на одного жителя и семью Свердловской области, установленной областным Законом "О временных государственных минимальных социальных стандартах Свердловской области".

Областным Законом "О прожиточном минимуме в Свердловской области" установлено, что прожиточный минимум представляет собой стоимостное выражение минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения и поддержания жизнедеятельности человека, определяемое на данный период на основе данных государственной статистики о потребительских ценах на основные виды товаров и услуг социально демографическим группам населения. Прожиточный минимум используется в качестве социального норматива для:

оценки уровня материальной обеспеченности населения области;

прогнозирования изменения уровня жизни населения области и отдельных его категорий;

разработки областных социальных программ;

выявления контингента малообеспеченных граждан в целях оказания им адресной социальной помощи.

Практика показала также, что кроме целей, предусмотренных областным Законом, величина прожиточного минимума, публикуемая в "Областной газете", используется предприятиями и организациями для установления минимальной заработной платы, минимального размера тарифной ставки I разряда, оказания материальной помощи работникам, имеющим уровень заработной платы ниже величины прожиточного минимума, социальной поддержки ветеранов труда и т. д. Расширяется применение прожиточного минимума при заключении коллективных договоров, реальным и необходимым становится его применение при осуществлении регулирования оплаты труда на основе социального партнерства на уровне области, территорий, отраслей экономики, а также при определении минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат. Наряду с этим, возрастает роль использования прожиточного минимума в определении материальных и финансовых ресурсов, необходимых для разработки и реализации текущих и перспективных областных социальных программ, а также для формирования минимальных государственных социальных стандартов.

Особенно важно в условиях сложившейся неблагоприятной социально - экономической ситуации в Свердловской области использование прожиточного минимума для выявления контингента малообеспеченных граждан в целях оказания им адресной социальной помощи. Однако в этих условиях, в связи с возрастающей ограниченностью материальных и финансовых возможностей бюджетов всех уровней в области, появляется необходимость повышения обоснованности оказания адресной помощи с тем, чтобы на этой основе повысить размеры помощи самым низкодоходным гражданам, утратившим трудоспособность или оказавшимся по объективным причинам в чрезвычайных условиях и не имеющим собственных средств для поддержания здоровья и жизнедеятельности. Критерии малообеспеченности могут быть сбазированы на использовании стоимостной оценки структурных частей прожиточного минимума.

Виды бюджета и структура прожиточного минимума

Методикой Минтруда России Свердловской области по интегральному показателю условий жизни населения (природно климатические условия, плотность населения и характер расселения, экономическое развитие территории, состав населения и др. факторы) отнесена к шестой зоне Российской Федерации.

Структура прожиточного минимума включает в себя потребление и расходы на продукты питания, непродовольственные товары, платные услуги, налоги и другие обязательные платежи.

С учетом потребления и структуры расходов, бюджет прожиточного минимума рассчитывается:

в среднем на душу населения;

на одного трудоспособного жителя в трудоспособном возрасте (мужчин 16 - 59 лет, женщин 16 - 54 лет);

на одного пенсионера (без разделения по полу и возрасту);

на одного ребенка в возрасте до 6 лет (без разделения по полу);

на детей в возрасте 7 - 15 лет (без разделения по полу).

Такие расчеты бюджетов прожиточного минимума по социально демографическим группам населения позволяют рассчитывать прожиточный минимум для семей любого состава.

В соответствии с областным Законом "О прожиточном минимуме в Свердловской области" и Постановлением Правительства области от 09.04.93 N 112-п "О расчете бюджета прожиточного минимума населения Свердловской области" расчет прожиточного минимума по социально - демографическим группам населения осуществляется ежемесячно Департаментом труда Правительства области и по его представлению ежеквартально утверждается Правительством области и публикуется в "Областной газете".

Расходы на продовольственные товары

Структура и нормы потребления продуктов питания в прожиточном минимуме в среднем на одного человека по социально демографическим группам населения Свердловской области определяются в соответствии с методикой Минтруда России (приложение 1).

Набор продуктов питания состоит из 11 агрегированных групп продовольственных товаров и включает в себя:

1. Хлеб и хлебопродукты (бобовые, мука пшеничная, рис, крупа (кроме риса), макаронные изделия, хлеб пшеничный и ржаной).

2. Картофель.

3. Овощи (капуста, огурцы и помидоры, столовые корнеплоды и прочие овощи).

4. Фрукты и ягоды (фрукты свежие и сушеные, ягоды сушеные).

5. Сахар и кондитерские изделия (сахар, конфеты, печенье и торты).

6. Мясопродукты (говядина, баранина, свинина, субпродукты и прочее мясо, сало, птица, колбасные изделия).

7. Рыбопродукты (рыба свежая, сельди).

8. Молокопродукты (молоко, сметана и сливки, масло животное, творог, сыр).

9. Яйца.

10. Масло растительное, маргарин (маргарин и др. жиры, масло растительное).

    11. Прочие продукты (соль, перец и т. д.).

Алкоголь и табак в набор продовольственных товаров не включаются.

Стоимостная оценка расходов на продовольственные товары осуществляется ежемесячно и ежеквартально путем оценки натурального набора по каждой группе товаров в средних ценах, учитываемых областным комитетом государственной статистики и с учетом норм потребления, установленных для каждой социально демографической группы населения.

Настоящими Временными методическими рекомендациями предусматривается, что удельный вес стоимостной оценки продуктов питания в структуре бюджета прожиточного минимума по социально демографическим группам населения не является стабильной величиной (методикой Минтруда России предусмотрено, что эта доля является стабильной и для регионов шестой зоны Российской Федерации, в которую входит Свердловская область, она установлена в расчете бюджета прожиточного минимума на одного жителя на уровне 67,4%, на одного трудоспособного - 60,6%, на одного пенсионера - 82,0%, на детей в возрасте до 6 лет и 7 - 15 лет соответственно 73,6 и 72,5 процента).

Расходы на непродовольственные товары

Настоящими Временными методическими рекомендациями расходы на непродовольственные товары в расчете бюджета прожиточного минимума по всем социально - демографическим группам населения Свердловской области устанавливаются на уровне, определенном методикой Минтруда России для регионов шестой зоны Российской Федерации:

    в расчете на душу населения  - 19,7 процента
    на одного трудоспособного    - 22,0 процента
    на одного пенсионера         - 10,5 процента
    на одного ребенка до 6 лет   - 19,6 процента
    на детей 7 - 15 лет          - 20,5 процента

Расходы на платные услуги

Методикой Минтруда России для регионов шестой зоны установлена стабильная величина расходов на платные услуги в структуре бюджета прожиточного минимума (в среднем на душу населения - 7,5%, на одного трудоспособного - 9,0%, на одного пенсионера - 7,5%, на детей в возрасте до 6 лет и 7 - 15 лет соответственно 6,0 и 7,0 процента, что не увязывается с динамичным повышением цен и тарифов на платные услуги и особенно с введением новой системы повышенных тарифов на оплату жилья и коммунальные услуги в Свердловской области.

В связи с этим, настоящими Временными методическими рекомендациями предусматривается осуществлять расчет доходов на платные услуги в бюджете прожиточного минимума по всем социально демографическим группам населения на основе разделения платных услуг на две группы: на жилищно - коммунальные услуги и другие платные услуги. При этом величина расходов на жилищно коммунальные услуги устанавливается на уровне:

в среднем на душу населения, на одного трудоспособного и на детей до 6 лет - на уровне 50 процентов от общих расходов на платные услуги и 50 процентов на другие платные услуги;

на пенсионера - на уровне 65 процентов от общих расходов на платные услуги и 35 процентов на другие платные услуги;

на детей 7 - 15 лет - на уровне 40 процентов от общих расходов на платные услуги и 60 процентов на другие платные услуги.

Указанные соотношения расходов на платные услуги в основном соответствуют данным бюджетных обследований семей, регулярно проводимых областным комитетом государственной статистики.

В состав жилищно - коммунальных услуг включаются платные услуги за пользование отоплением, холодным водоснабжением и канализацией, горячим водоснабжением, сетевым газоснабжением, электроэнергией и квартирная плата в соответствии с установленными тарифами. Размеры средних тарифов на указанные услуги в целом по Свердловской области устанавливаются на основе данных областного комитета государственной статистики, действующими на период расчета бюджета прожиточного минимума по социально демографическим группам населения.

Рекомендуется исходить из того, что расходы на жилищно коммунальные услуги являются общесемейными и на каждого представителя социально - демографических групп населения могут быть рассчитаны на основе методических расчетов минимального потребительского бюджета. С учетом этого, указанные расходы на основе статистических данных определяются на семью из четырех человек, проживающей в трехкомнатной благоустроенной квартире общей площадью 81 кв. метр при норме общей площади жилья на одного жителя области 18 кв. метров плюс 9 кв. метров на семью, как установлено областным Законом от 18.12.96 N 56-ОЗ "О временных государственных минимальных социальных стандартах Свердловской области".

Исходя из этого расчета, расходы на жилищно - коммунальные услуги на одного представителя социально - демографических групп населения составляют четвертую часть общесемейных расходов на эти услуги. Доля расходов на жилищно - коммунальные услуги в общем объеме платных услуг по социально - демографическим группам населения приведена выше.

Пример расчета денежных расходов на жилищно - коммунальные и другие платные услуги в структуре бюджета прожиточного минимума по социально - демографическим группам населения указанв приложении 2.

Удельный вес денежных расходов на платные услуги в структуре бюджета прожиточного минимума в расчете на каждого представителя социально - демографических групп населения не является постоянной (стабильной) величиной.

Расходы на налоги и другие обязательные платежи

Настоящими Временными методическими рекомендациями расходы на налоги и другие обязательные платежи в расчете бюджета прожиточного минимума по всем социально - демографическим группам населения Свердловской области устанавливаются на уровне, определенном методикой Минтруда России для регионов шестой зоны Российской Федерации:

           в расчете на душу населения  - 5,4 процента
           на одного трудоспособного    - 8,4 процента.

На пенсионера и детей в возрасте до 6 лет и 7 - 15 лет денежные расходы на налоги и другие обязательные платежи не предусматриваются.

Структура расходов в бюджете прожиточного минимума
по социально - демографическим группам населения
Свердловской области

Для расчета бюджета прожиточного минимума по социально демографическим группам населения Свердловской области рекомендуется использование структуры расходов в указанном бюджете (в процентах к итогу):

+----------------------------------------------------------------+
¦Структура¦На душу¦На     ¦На     ¦На пен-¦На   ¦На    ¦Справочно¦
¦расходов ¦населе-¦мужчину¦женщину¦сионера¦детей¦детей ¦На душу  ¦
¦         ¦ния    ¦16 - 59¦16 - 54¦       ¦до 6 ¦7 - 15¦населения¦
¦         ¦       ¦лет    ¦лет    ¦       ¦лет  ¦лет   ¦по шестой¦
¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦зоне     ¦
¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦Российск.¦
¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦Федерации¦
+---------+-------+-------+-------+-------+-----+------+---------¦
¦   1     ¦ 2     ¦ 3     ¦  4    ¦   5   ¦  6  ¦  7   ¦   8     ¦
+---------+-------+-------+-------+-------+-----+------+---------¦
¦Всего    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦расходов ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦100,0¦ 100,0¦  100,0  ¦
¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦в том    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦числе:   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦на       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦питание  ¦удельный вес расходов определяется расчетным¦  68,3   ¦
¦         ¦путем  ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦на непро-¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦довольст-¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦венные   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦товары   ¦  19,7 ¦  22,0 ¦  22,0 ¦  10,5 ¦ 19,6¦ 20,5 ¦   19,1  ¦
¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦на       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦платные  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦услуги   ¦удельный вес расходов определяется расчетным¦    7,4  ¦
¦         ¦путем  ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦на налоги¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦и др.    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦обяза-   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦тельные  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     ¦      ¦         ¦
¦платежи  ¦  5,4  ¦  8,4  ¦  8,4  ¦   -   ¦  -  ¦  -   ¦    5,2  ¦
+----------------------------------------------------------------+

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»