Переход России к рынку, становление в ней экономики открытого типа самым непосредственным образом связано с привлечением иностранных инвестиций. В перспективе они должны стать для страны одним из существенных источников внешнего финансирования, заменяя или дополняя в этом качестве иностранные кредиты. Вместе с иностранной собственностью они переносят в отечественную экономику живую ткань рынка, способствуют развитию конкуренции, открывают путь одновременно к развитию базы экспорта и к разумному импортозамещению. Не случайно переход от кредитов к инвестициям является в 80-е и 90-е годы типичным для стран, стремящихся ускорить свое развитие.
Несмотря на то, что привлечение иностранных инвестиций декларируется как одна из главных целей во всех основных внешнеэкономических документах правительства России, массового, по - настоящему масштабного притока иностранного капитала, соразмерного ее территории и потенциалу, в России пока не началось. Улучшение инвестиционного климата экономисты связывают с изменением факторов на трех основных уровнях:
- международный уровень
конъюнктура на сырьевых рынках;
наличие спроса на новые виды продукции;
наличие международных программ содействия;
- федеральный
система гарантий для иностранных инвесторов;
право репатриации прибыли;
льготы по налогообложению;
политическая и экономическая стабильность;
- субъект федерации
cистема областных льгот и гарантий для иностранных
инвесторов;
наличие инфраструктуры для осуществления инвестиционного
процесса (сервис, телекоммуникации, банковская сеть,
защита имущественных прав и личная безопасность и т. д.);
наличие консалтинговых и инжиниринговых компаний, а также
специализированных служб на предприятиях по разработке
бизнеспланов и инвестиционных проектов.
Договор о разграничении предметов совместного ведения предполагает более активное участие области в работе по улучшению инвестиционного климата. Система областных льгот и гарантий должна обеспечить оптимальное соотношение привлекаемых иностранных и отечественных инвестиционных ресурсов.