Глубокий экономический кризис, охвативший как народное хозяйство России в целом, так и экономику всех ее регионов, закономерно ставит вопрос о путях преодоления кризисных проявлений в экономической и социальной сфере. Основной путь создания условий для скорейшего экономического оздоровления и подъема в России лежит через полномасштабное завершение реформ, нацеленных на создание целостной модели регулируемого рыночного хозяйства на базе федеративного государства. Вместе с тем происходит смещение центра тяжести экономических преобразований, связанное с повышением политической и экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации и ростом их ответственности за социальное и экономическое развитие регионов. Прерогативой федеративных органов государственной власти остается определение стратегических направлений развития экономики России, формирование благоприятного климата хозяйственной деятельности, концентрация ресурсов для выполнения отдельных общегосударственных антикризисных программ. Четкая координация и непротиворечивость действий федерального центра и субъекта федерации должны обеспечиваться долговременными нормами взаимоотношений, закрепляемыми законодательно и на договорной основе. Рассчитывать на успех могут только те программы преодоления кризиса, которые гармонично сочетают в себе общефедеральные предпосылки оздоровления экономики со специфическими условиями и формами их реализации в экономике отдельных субъектов федерации. Только такие программы могут вписаться в экономические основы новых федеративных отношений.
Все это в полной мере относится к инвестиционной политике, являющейся центральным звеном любой антикризисной программы. В условиях спада производства, снижения уровня капиталовложений и замедления инновационных процессов любая антикризисная программа должна прямо или косвенно стимулировать нарастание инвестиционной активности. Иначе говоря, инвестиционная политика должна рассматриваться как главный элемент всей системы мер и усилий, направленных на преодоление кризиса и его хозяйственных и социальных последствий. В свою очередь инвестиционная активность во всех сферах общественного производства непосредственно зависит от таких процессов, как децентрализация и переход к новым формам регулирования и управления, разгосударствление и приватизация, возникновение нового класса собственников, формирование принципиально новых институтов и инфраструктур рыночной экономики. Таким образом, целенаправленная и сбалансированная рыночная политика как на федеральном, так и на региональном уровне, должна составлять существо современной стратегии рыночных преобразований.