В сфере правового обеспечения и формирования благоприятного правового климата для инвестиционной деятельности необходимо в полной мере использовать право Свердловской области осуществлять собственное нормативное регулирование по предметам совместного ведения в отсутствии федерального законодательства. Например, до сих пор в федеральном законодательстве не определены такие понятия, как "страхование инвестиций", "залоговые формы инвестиционной деятельности", "инвестиционный банк" и ряд других. Необходимо провести тщательный анализ разрабатываемого и перспективного федерального законодательства и на его основе сформировать блок первоочередных законодательных актов в сфере инвестиционной деятельности и в смежных с ней отраслях.
Опыт нормотворческой работы на уровне области свидетельствует о необходимости более тесного взаимодействия двух ветвей власти. Правительство области должно реализовать единый концептуальный подход при разработке регионального законодательства. Особенно важно осуществлять координацию на стадии разработки концепций законопроектов. Нельзя забывать, что выработка стратегии законодательства, детальная проработка и тщательное обоснование остаются прерогативой и прямой обязанностью исполнительной ветви власти, право же законодателей - соглашаться или отправлять на доработку вносимые на их рассмотрение законопроекты. В наибольшей степени это относится к экономическому блоку законопроектов. Единый концептуальный подход поможет исключить противоречивость, дублирование отдельных положений, значительно ускорит, в конечном итоге, процесс формирования законодательной базы региона.
Основными ориентирами для разработки стратегии законодательных инициатив в области формирования благоприятного правового пространства для инвестиционной деятельности являются:
- блок Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, инструктивных материалов федеральных органов исполнительной власти и других федеральных нормативных актов и методических рекомендаций;
- система законодательных инициатив и предложений федерального Правительства, очерченная Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации;
- основные положения договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области" и прилагаемых к нему соглашений;
- перечень законопроектных работ Свердловской областной Думы на 1996 г.
Последовательные и постоянные усилия Правительства Свердловской области по формированию благоприятного правового пространства для стимулирования инвестиционной деятельности и инновационной активности отечественных и иностранных юридических и физических лиц должны быть сконцентрированы на следующих направлениях:
- анализ практики применения существующего федерального законодательства и инициатив федерального правительства в сфере регулирования инвестиционной деятельности и смежных с ней областях с целью определения границ регулирования указанной деятельности областным законодательством;
- пересмотр существующего областного законодательства и приведение его в соответствие с договором "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области" и прилагаемых к нему соглашений;
- разработка уточненного плана законодательных инициатив, включающего разработку нормативной базы по предметам совместного ведения;
- создание системы и отработка механизма мониторинга текущего федерального и регионального законодательства.