Особые требования к деятельности иностранных инвесторов связаны с задачей создания благоприятных условий для развития местного бизнеса, который при всех прочих равных условиях должен иметь возможность конкурировать с товарами и услугами других стран.
Применительно к условиям Свердловской области особые требования должны быть ориентированы на достижение следующих целей:
- Обеспечение экономической безопасности области
Экономика области зависит от функционирования предприятий сырьевого и металлургического комплекса. Привлечение иностранных инвесторов на эти предприятия должны находиться под постоянным контролем Правительства Свердловской области. Иностранные инвестиции должны гарантировать диверсификацию видов промышленного производства, должны содействовать внедрению новых технологий, решать проблемы импортозамещения и расширения номенклатуры экспортируемой продукции, но при этом в ключевых отраслях должна обеспечиваться экономическая безопасность и независимость в принятии решений.
- Наличие долговременной стратегии
Как правило, на первом этапе идет заметная либерализация деятельности иностранного капитала. Привлекаются финансовые и материальные ресурсы, даются определенные льготы и привилегии для иностранных участников. Это позволяет быстро развить новые отрасли промышленного производства, обучить местные кадры, войти в мировую систему разделения труда. Затем, по мере роста промышленного производства и соответствующего увеличения финансовых возможностей ведется последовательная политика поддержки местного капитала с целью увеличения его конкурентоспособности и постепенному вытеснению иностранного капитала за счет большей эффективности и лучшего знания местных условий.
- Применение объективных критериев стоимости капитала
Развитие рынка ценных бумаг и рынка недвижимости должно обеспечить объективную оценку реальной стоимости основных производственных фондов предприятий Свердловской области. Должны действовать специальные нормативы, препятствующие занижению стоимости и скупки за бесценок.
- Контроль за уровнем безопасного присутствия
Считается, что у каждой страны есть некоторый безопасный уровень присутствия иностранного капитала. В среднем он равен 10 % от общих капиталовложений. Хотя для нашей области, имеющей 0,2 % присутствия иностранного капитала, пока рано говорить о катастрофической скупке наших богатств и о существенном негативном влиянии иностранных инвестиций на деятельность отечественных бизнесменов, тем не менее, по мере притока иностранных инвестиций, должен осуществляться постоянный контроль за возможностью превышения этого уровня.
- Преференции наиболее перспективным направлениям
Учитывая общее сопротивление мирового рынка появлению конкурентов, пусть и потенциальных, необходимо строить политику привлечения иностранных инвестиций с учетом необходимости целевых вливаний в наиболее перспективные отрасли, в производства, способные потеснить своей продукцией других производителей. Именно поэтому становится актуальным вопрос о разработке перечня отраслей промышленного производства, в которых присутствие иностранных инвесторов должно быть ограничено или ориентировано, главным образом, на передачу технологий.
- Строгие правила при контактах с оборонным комплексом
Присутствие иностранных инвесторов не должно наносить ущерб обороноспособности и способствовать утечке закрытой информации. Особую часть нормативных документов должны составлять инструкции по правилам работы с иностранными инвесторами действующих в прямом или определенном контакте с предприятиями оборонного комплекса.
В целом эти проблемы решается на базе законодательства России, но на территории области все эти моменты будут конкретизированы и создадут четкие рамки, которыми будут руководствоваться уральские и иностранные предприниматели.