Исходя из существующей ситуации в экономике и приоритетов федеральной инвестиционной политики, а также учитывая новые возможности, открывающиеся с заключением договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области", можно было бы сформулировать следующие принципы формирования региональной инвестиционной политики:
- единство правового пространства инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации в сочетании с активным нормативным регулированием инвестиционных процессов на уровне субъектов федерации;
- поддержка и стимулирование частной инициативы и процессов самоорганизации участников инвестиционной деятельности, сочетающиеся с прямым участием Правительства области и уполномоченным им областных органов исполнительной власти на денежно - кредитном, финансовом, фондовом и других рынках;
- самостоятельность действий уполномоченных областных органов исполнительной власти в отдельных сегментах рыночной инфраструктуры при сохранении контрольных функций и усилении координирующей роли Губернатора и Правительства области;
- инвестиционная направленность бюджетной политики в 1996 году при сохранении приоритета инвестиций в федеральную сферу и соблюдении принципа разумной достаточности на остальных направлениях расходов;
- смешанное государственно - частное финансирование быстроокупаемых и высокоэффективных проектов - исключительно на конкурсной основе, при сохранении жесткого контроля за расходованием бюджетных ассигнований.
Реализация вышеуказанных принципов возможна в следующих направлениях:
- разработка и внедрение механизмов координации процессов привлечения и эффективного использования средств субъектов предпринимательской деятельности, как внутриобластных, так и внешних, в том числе средств федеральных инвестиционных программ;
- обеспечение перевода областной поддержки инвестиционных проектов субъектов предпринимательской деятельности с безвозвратного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе, сохраняя систему льгот лишь для социально значимых проектов, имеющих некоммерческий характер;
- осуществление последовательной децентрализации инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- использование областных средств только для финансирования целевых областных программ и исключительно на конкурсной основе с обязательным проведением предварительной экспертизы качества инвестиционного проекта;
- разработка механизма и определение критериев долевого участия бюджета области совместно с частными инвесторами для реализации экономически эффективных проектов, в том числе путем стимулирования образования финансово - промышленных групп на перспективных направлениях;
- разработка стратегии приватизации, обеспечивающей решение задачи стимулирования инвестиций; использование пакетов акций приватизируемых предприятий в качестве инструмента привлечения инвестиций;
- максимальное использование средств мелких вкладчиков через различные типы институциональных инвесторов (инвестиционные и паевые фонды, независимые пенсионные фонды, страховые компании), а также поддержка усилий предприятий по привлечению финансовых средств путем эмиссий акций и других ценных бумаг;
- создание механизма страхования инвестиционных рисков на территории области.
В соответствии с действующим законодательством для участников инвестиционных проектов уже в настоящее время могут быть предоставлены следующие виды налоговых льгот:
1 - Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога.
2 - Освобождение от уплаты налогов категорий плательщиков.
3 - Понижение налоговых ставок.
4 - Вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период).
5 - Налоговый кредит.
6 - Прочие льготы (таможенные ставки, ставки арендной платы, передача объектов областной собственности и т. д.).
Решение о применении того или иного вида льгот или преференций могут быть приняты Правительством Свердловской области в соответствии с Программой развития соответствующих отраслей промышленности, областными программами развития экспорта, федеральными программами развития региона и т. д. Задачами последующих этапов решения проблемы инвестиционной привлекательности Свердловской области должны стать:
- информационное обеспечение (буклеты, справочники, базы данных, публикация материалов в телеконференциях сетях Релком и Интернет, выпуск информационных CD-ROMов и т. д.);
- юридическое обеспечение процессов аккредитации, аккомодации, приобретения собственности, ценных бумаг;
- развитие системы банковских услуг, ускорение движения валютных средств, появление представительств наиболее крупных западных банков.