Данный документ разработан в соответствии со статьей 7 Закона РФ "Об образовании": "Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования".
Для реализации Закона РФ "Об образовании" Постановлением Правительства РФ от 22.06.94 года утвержден Государственный стандарт начального профессионального образования, который представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях с целью "повышения качества профессиональной подготовки за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочение системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений".
В соответствии с Государственным стандартом начального профессионального образования и документы первой группы (первого уровня) входят стандарты общего характера, одним из которых является "перечень и описание стандартных параметров качества профессиональной подготовки", т. е. структура профессиональной характеристики. Структура профессиональной характеристики по федеральному стандарту включает в себя:
- паспорт профессии (название профессии и специальностей, порядковый номер профессии по Перечню профессий начального профессионального образования, уровень квалификации, уровень общего образования);
- назначение и сферу применения профессии;
- предметно - профессиональную компетентность (основные виды деятельности в рамках профессии или группируемых специальностей и теоретические основы профессиональной деятельности);
- специфические требования к субъекту профессии.
Эти положения отражают требования к работнику - профессионалу как достаточно узкопредметные квалификационные требования и не в полной мере обеспечивают реализацию концепции развития профессионального образования Свердловской области в части регламентации качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования.
Государственный стандарт начального профессионального образования предполагает наряду с федеральным компонентом наличие национально - регионального компонента стандарта, разрабатываемого и утверждаемого на региональном уровне и отражающего национально региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования, такие как необходимость учета социально профессиональных компетенций и специфических ценностных ориентаций личности в каждом типе профессии. Национально - региональный компонент стандарта "Модель профессиограммы специалиста выпускника учреждения начального профессионального образования" расширяет федеральный стандарт и включает дополнительно такие компоненты как "Ключевые ценности профессии" и "Социально - профессиональная компетенция", содержательно раскрывает все компоненты профессиограммы и определяет их структуру.
Введение в действие национально - регионального компонента стандарта начального профессионального образования Свердловской области "Модель профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования" позволит:
- унифицировать требования, предъявляемые к выпускникам учреждений начального профессионального образования, реализующих образовательные программы одного уровня;
- получить ориентир при отборе содержания и способов организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования при подготовке специалистов соответствующей квалификации;
- осуществлять объективный контроль органам управления образованием качества подготовки выпускников в учреждениях начального профессионального образования.
Элементы профессиограммы выполнены в блочно - модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно - модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
В качестве элементов стандартизации в Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования выступают:
- структурные компоненты профессиограммы;
- параметры профессиональной деятельности;
- компоненты профессиональной образованности специалиста;
- уровни профессиональной подготовки.
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики профессиональной подготовленности выпускника, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.
Данный стандарт является обязательным для выполнения в государственных и негосударственных учреждениях начального профессионального образования, предполагающих выдачу документов об образовании государственного образца и имеет рекомендательный характер для иных негосударственных образовательных учреждений.