Недействующий

Об утверждении Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 22.12.2005 N 1107-ПП)

1. Общие положения

Национально - региональный компонент Государственного стандарта начального профессионального образования определяет в качестве объекта стандартизации профессиограмму специалиста.

Профессиограмма является нормативным документом, отражающим конечные цели профессиональной подготовки специалиста.

Профессиограмма составляется в результате описания профессии в аспекте требований к работнику,

Основным предметом описания профессии в образовательных целях выступает субъект профессии, т. е. личность профессионала. Профессия изучается и описывается через призму возможностей и потенциала личности работника, обеспечивающей ему субъективность в профессиональной деятельности. При этом учитывается, что профессиональная деятельность представляет собой специфическую жизненную среду, в которой человек может удовлетворить свои материальные, психофизиологические, духовные и другие потребности, выразить свою индивидуальность, а также развить себя. Профессиональная деятельность для подавляющего большинства людей дает возможность утвердить себя как личность и достигать определенного социального статуса.

В профессиональной среде человек осуществляет всю полноту сложных и полинаправленных взаимоотношений личности и среды. Он включается в эту среду всеми своими личностными свойствами, жизненно важными функциями и реализует многообразие отношений, возникающих в процессе профессионального труда. Исходя из этого, профессия должна описываться не как что - то застывшее, статическое - необходимо учитывать ее динамические основы. Поэтому важно моделировать профессию через активность сознания ее субъекта.

Необходимо при описании профессии выделить такие составляющие субъекта профессии, целенаправленное развитие которых в ходе образовательного процесса приводит к формированию компетентного, активного и творческого работника. Чем полнее и разностороннее будут описаны составляющие субъекта профессии, тем качественнее профессиограмма будет отражать характеристики будущего специалиста.