В учреждениях начального профессионального образования профессиограммы разрабатываются и используются в следующих целях:
1. Профессиональная ориентация молодежи на соответствующие
профессии и специальности
Наиболее простая по форме, доступная для понимания профессиограмма составляется для профориентационных целей. Но для более содержательных профориентационных задач, как профконсультация или профдиагностика, используется вся полнота информации о профессии и ее требованиях к личности работника, которую может дать профессиограмма.
2. Диагностика, мониторинг профессионального становления
специалиста
Осуществление диагностики, мониторинга становления специалиста является важным условием своевременной оценки и корректирования уровня подготовки учащихся. Профессиограмма с разработанными критериально - диагностическими аспектами может позволить успешно реализовать эту задачу.
3. Окончательная аттестация выпускника образовательного
учреждения
Так как в документе отражены "выходные" параметры по всем требованиям профессии, с ее помощью можно определить уровень подготовленности выпускника к работе по профессиографированной специальности.
4. Создание или совершенствование учебно - программной
документации
Профессиограмма является исходной базой для разработки всей учебно - программной документации, используемой в образовательном учреждении, учебных планов, программ дисциплин, других образовательных программ и дидактических материалов (тестов, задач, заданий и т. д.). Это обусловлено тем, что данный документ представляет собой и модель специалиста, и модель содержания профессионального образования. В нем отражаются все аспекты необходимой подготовки будущего персонала.
5. Организация подготовки специалистов по проектируемым
профессиям и специальностям. Проектирование учебных
профессий
Модель профессиограммы структурно и содержательно позволяет создавать многообразие вариантов профессий и моделей подготовки. Можно проектировать и новые профессии.