Требования, представленные в профессиограмме, сформированы в блочно - модульном варианте, позволяющем избирательно наполнять профессиограмму на конкретную профессию.
Профессиограмма состоит из шести блоков:
- паспорт профессии;
- основной объект профессии;
- ключевые ценности профессии;
- предметно - профессиональная компетенция;
- социально - профессиональная компетенция;
- специальные психофизиологические требования.
Блок "Паспорт профессии" содержит краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.
Блок "Основной объект (сфера) профессии" содержит сведения о типе профессии: "человек - природа", "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковая система", "человек художественный образ", о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.
Блок "Ключевые ценности профессии" включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений и взглядов к предмету профессии.
Блок "Предметно - профессиональная компетентность" включает в себя характеристику профессиональной среды как полисистемного образования и должен быть представлен с достаточной полнотой.
В сознании специалиста должно быть полно и системно представлено, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что из себя представляют эти объекты, какое значение и место имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который осуществляется воздействие с целью получения результата, какие воздействия, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях это осуществляется.
Поэтому в профессиограмме учтены и включены эти взаимосвязи и отношения: результат труда, исходный предмет труда, средства производства и процесс производства.
Блок "Социально - профессиональная компетенция" обеспечивает следующие направления субъектности личности:
- развитие мыслительного потенциала;
- потенции саморегуляции и саморазвития личности;
- направленность личности на "стратегию успеха";
- гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
Начало профессиональной деятельности начинается с поиска работы и трудоустройства. Включение подраздела, связанного с этими вопросами, объясняется сложившимися рыночными условиями жизнедеятельности людей. То, насколько соответствует рабочее место или профессия стремлениям и профессиональным потребностям, зависит и от успешности трудоустройства.
Успешная деятельность стимулирует субъекта к профессиональным достижениям. К факторам и условиям профессиональных достижений относятся:
- развитость интеллекта и способности к творчеству;
- успешные коммуникации;
- профессиональное развитие.
Развитость интеллекта и творчество характеризуются интеллектуальными ресурсами и владением технологией творчества:
- логическое мышление;
- решение проблем;
- поиск новых решений, методы поиска идей;
- владение методами развития и интенсификации мыслительной сферы.
Успешные коммуникации включают владение технологиями и спецификой общения: с коллегами, в условиях групповой и коллективной работы, деловых контактов с администрацией, межличностных взаимодействий.
Способность поддерживать успешность профессиональной деятельности означает владение способом планирования и реализации профессиональной карьеры и дополнительного образования, технологиями расширения компетентности и методами самоанализа, саморегуляции, самоуправления деятельностью.