Недействующий

Об утверждении Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 22.12.2005 N 1107-ПП)

3. Структура профессиограммы

Требования, представленные в профессиограмме, сформированы в блочно - модульном варианте, позволяющем избирательно наполнять профессиограмму на конкретную профессию.

Профессиограмма состоит из шести блоков:

- паспорт профессии;

- основной объект профессии;

- ключевые ценности профессии;

- предметно - профессиональная компетенция;

- социально - профессиональная компетенция;

- специальные психофизиологические требования.

Блок "Паспорт профессии" содержит краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.

Блок "Основной объект (сфера) профессии" содержит сведения о типе профессии: "человек - природа", "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковая система", "человек художественный образ", о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.

Блок "Ключевые ценности профессии" включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений и взглядов к предмету профессии.

Блок "Предметно - профессиональная компетентность" включает в себя характеристику профессиональной среды как полисистемного образования и должен быть представлен с достаточной полнотой.

В сознании специалиста должно быть полно и системно представлено, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что из себя представляют эти объекты, какое значение и место имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который осуществляется воздействие с целью получения результата, какие воздействия, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях это осуществляется.

Поэтому в профессиограмме учтены и включены эти взаимосвязи и отношения: результат труда, исходный предмет труда, средства производства и процесс производства.

Блок "Социально - профессиональная компетенция" обеспечивает следующие направления субъектности личности:

- развитие мыслительного потенциала;

- потенции саморегуляции и саморазвития личности;

- направленность личности на "стратегию успеха";

- гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.

Начало профессиональной деятельности начинается с поиска работы и трудоустройства. Включение подраздела, связанного с этими вопросами, объясняется сложившимися рыночными условиями жизнедеятельности людей. То, насколько соответствует рабочее место или профессия стремлениям и профессиональным потребностям, зависит и от успешности трудоустройства.

Успешная деятельность стимулирует субъекта к профессиональным достижениям. К факторам и условиям профессиональных достижений относятся:

- развитость интеллекта и способности к творчеству;

- успешные коммуникации;

- профессиональное развитие.

Развитость интеллекта и творчество характеризуются интеллектуальными ресурсами и владением технологией творчества:

    - логическое мышление;
    - решение проблем;
    - поиск новых решений, методы поиска идей;

- владение методами развития и интенсификации мыслительной сферы.

Успешные коммуникации включают владение технологиями и спецификой общения: с коллегами, в условиях групповой и коллективной работы, деловых контактов с администрацией, межличностных взаимодействий.

Способность поддерживать успешность профессиональной деятельности означает владение способом планирования и реализации профессиональной карьеры и дополнительного образования, технологиями расширения компетентности и методами самоанализа, саморегуляции, самоуправления деятельностью.