Одним из инструментов реализации национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий областных органов государственной власти и национальных общностей.
В число первоочередных задач входит разработка и реализация областной Программы национально-культурного развития, отраслевых программ в области культуры, образования. Целесообразно создание совместных межрайонных (окружных) программ национально-культурного развития территорий со схожим этническим составом и проблематикой. Инициатором и координатором этих программ должно стать руководство управленческих округов. В основу программ должна быть положена система мер, направленная на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, проживающих в области, сотрудничество и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей.
Важную роль должны сыграть меры по поддержке различных форм местного самоуправления, в том числе в местах компактного проживания тех или иных этносов.
Межнациональные отношения в области во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в программах.
В программах должны быть найдены формы взаимодействия органов власти со средствами массовой информации в сфере обмена духовными ценностями народов, проживающих в области, формирования атмосферы межнационального мира и согласия.
Требует поддержки и развития практика создания в местах компактного проживания этносов государственных центров национальной культуры с последующим их тесным сотрудничеством с общественными национальными объединениями. Кардинального улучшения требует библиотечное обслуживание национальных групп, чему будет способствовать организационное и материальное укрепление областной массовой межнациональной библиотеки, прежде всего как областного методического центра в этой сфере.
Необходимо предусмотреть поддержку диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей на основе заключения договоров с субъектами Российской Федерации, в установлении этнокультурных связей со странами СНГ и дальнего зарубежья.
Важным инструментом сохранения и развития национальной культуры и языка является общеобразовательная школа. Предстоит дальше наращивать и развивать накопленный в области опыт формирования национально-регионального компонента базисного учебного плана, позволяющего освоить не только культуру и язык родного народа, но и воспитать уважение к культуре, истории и языку других народов России. Необходимо разработать меры по поддержке школ с преподаванием национального языка как родного в местах компактного проживания национальных групп, а также разработать положение и систему организационного и финансового обеспечения воскресных школ и других форм дополнительного образования детей и взрослых по преподаванию языка, культуры и традиций. Одновременно с развитием национальной школы необходимо создавать систему этнологического всеобуча в дошкольных учреждениях, школах, училищах, средних учебных заведениях и вузах.
Совместно с федеральными властями предстоит разработать систему мер по решению социальных проблем коренных малочисленных народов Севера, проживающих в области.
Учитывая нерешенность ряда проблем репрессированных народов, следует рассмотреть меры на областном уровне по ускорению социально-политической реабилитации этих народов.
Должное внимание необходимо уделить защите прав и программам обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. С учетом того, что эти люди с отрицательным личным опытом межнациональных отношений, необходимо предотвратить его перенос на межнациональные отношения в области.